Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Дух истории
12.06.2017 08:00

Времена и эпохи: Власти Москвы взялись реконструировать историю мира

Реконструкторы всех времён и эпох захватили исторический центр столицы на деньги московской мэрии

Первые две недели лета ознаменовались для всех москвичей и гостей столицы грандиозным военно-историческим фестивалем «Времена и Эпохи 2017», равных которому по масштабам в стране, пожалуй, ещё не было. В эти дни центр города оккупировали римские легионеры и средневековые рыцари, монголо-татары и французские мушкётеры, суровые викинги и крылатые гусары Речи Посполитой. Однако вместе с ними восстали из праха и доблестные защитники Руси – от дружины Александра Невского до гвардейцев Петра Великого и обожженных ипритом брусиловцев. Бывшие союзники и враги всех времён и эпох вновь встретились суровым русским летом 2017 года на центральных улицах столицы. И, что примечательно, встреча эта состоялась при активном содействии московских властей.

Масштабы организации поражают воображение. По данным официального сайта фестиваля, в столице в течение почти двух недель – с 1 по 12 июня – задействована 21 тематическая площадка, каждая из которых может включать в себя до нескольких десятков отдельных сцен и мероприятий. Чтобы побывать везде в одиночку потребуется, наверное, несколько дней.

Основные участники – это, так называемые исторические реконструкторы – люди, посвятившие себя кропотливой работе по воссозданию образа нашего прошлого. Опираясь на археологические данные, летописи и другие источники, они воспроизводят элементы быта, предметы, оружие, доспехи и даже небольшие строения той или иной эпохи. Ещё в недавнем прошлом они были простыми энтузиастами, нашедшими себя в позитивном и оригинальном хобби. Однако уже сегодня, их деятельность вдруг оказалась признана на самом высшем государственном уровне, а в столичном бюджете появилась отдельная строка под их мероприятия, причём, судя по масштабности раскинувшегося в Москве фестиваля, – крайне завидная.

Разумеется, «Колокол России» не мог не заинтересоваться столь глобальным событием, связанным с отечественной историей, с её самыми эпохальными и славными моментами. Но больше всего нас заинтриговала неожиданная лояльность властей к деятельности реконструкторов, ранее поддерживавших их мероприятия разве что чисто формально, ради приличия.

***

Мы посетили первую площадку в списке – одну из самых крупных и популярных, посвящённых историческому фехтованию. Она протянулась по всей длине Нового Арбата, и, кажется, улицы едва хватило, чтобы вместить всех участников и зрителей. Здесь на протяжении десяти дней, с 3 по 12 июня, гремят средневековые мечи. Рыцарские турниры и групповые схватки воссоздают атмосферу Тёмных веков – от нормандских набегов на Европу до сражений Столетней Войны. Бои далеко не потешные – участники сражаются не ради толпы, бьются в полную силу под бдительным руководством судей. Здесь есть побеждённые и победители – одних награждают, другие уходят не с чем.

«Фестиваль «Времена и Эпохи» сильно эволюционировал за последние годы. Впервые он проводился шесть лет назад в Коломенском, – рассказывает Мария Давыдова, участница фестиваля и организатор одной из площадок. – Помню, тогда люди ещё смотрели на нас, как на какой-то «цирк с обезьянками», приехавший сюда на «гастроли», не понимая, насколько историческая реконструкция сложное, многоплановое и глубокое явление. С тех пор очень многое изменилось, в первую очередь, отношение к нам простого зрителя. Организаторам фестиваля за прошедшие годы удалось сформировать у людей уважение к исторической реконструкции, к истории в целом. Они сумели показать её с самых лучших, социально значимых и позитивных сторон. Я думаю, это огромный шаг, как в развитии реконструкции, так и в деле патриотического воспитания молодёжи, в восстановлении преемственности поколений – столь важных явлений для нашей большой и многонациональной страны»,

Раньше Мария сама активно участвовала в реконструкторском движении. Но затем переключила свои силы на работу с детьми. Она создала Федерацию Современного Мечевого боя – новый вид спорта, посвящённый историческому фехтованию на современный лад. Мечи в нём заменяют мягкие «тямбары», сделанные из пластмассы, ткани и лёгкой прослойки. Они позволяют моделировать средневековый бой в полную силу без опасности для здоровья. Этот вид фехтования оказался наиболее привлекательным для детей и подростков.

«Я лично немного отошла от классической реконструкции в сторону, потому что считаю, что если хочешь изменить людей, то лучше всего браться за них с самых юных лет. Ведь именно в детстве формируется взгляд человека на мир, который затем превращается в его гражданскую позицию. В этом возрасте в него закладывается понимание таких понятий, как доблесть, честь, мораль, прививаются навыки социальной адаптации, умение работать в команде и объединятся с окружающими, чтобы совместными усилиями достигать любых целей. Именно эти идеи, вложенные в спорт, были представлены на нашей площадке», – поделилась Давыдова.

И всё же дети на фестивале в основной массе выступали в роли зрителей. Ведь историческая реконструкция – это технически очень сложный, дорогоёмкий и зачастую опасный процесс. Неподалёку от площадки СМБ расположилось средневековое ристалище. Там взрослые, облачённые в тяжёлые латные доспехи реконструкторы, воспроизвели классический рыцарский турнир. От настоящих средневековых поединков его отличало только отсутствие заточенных мечей. В остальном – всё предельно реалистично: удары в полную силу, выбивающие искры и лязг из стальных доспехов, борцовские приёмы и жёсткие толчки щитами. Почти никаких правил – запрещены только колющие удары, которые всё равно малоэффективны против закованных в латы противников, но могут нанести увечья в тех местах, которые плохо защищены. Чтобы достойно выступить на таком турнире, необходимы годы изнурительных тренировок и наличие дорогостоящей экипировки.

***

«Зачем всё это нужно? Ну, во-первых, это история – нашей страны, нашей цивилизации, нашего мира. Мы её популяризируем, делаем более доступной и понятной для масс, демонстрируем в самом наглядном, почти первозданном виде, – признался Андрей Киселюс, один из непосредственных организаторов и участников фестиваля. – Во-вторых, реконструкторское движение сегодня популярно во многих странах, и нам выпала честь представлять в нём Россию. У нас ежегодно проходит всемирный турнир по историческому средневековому бою (ИСБ) – это примерно то, что вы сейчас видите на этой площадке. И российская сборная в этом виде спорта – одна из самых сильнейших в мире. К сожалению, сегодня мало кому это известно, так как ни СМИ, ни власти доселе не проявляли к нам большого интереса. Однако организация этого фестиваля всерьёз поразила – я до последнего не верил, что мы сможем выйти на такой масштабный уровень, что власти вдруг проявят подобную лояльность к реконструкторам и обеспечат нам масштабную поддержку. Такое на моей памяти впервые».

Андрей посвятил исторической реконструкции восемь лет. В составе российской сборной он шесть раз становился чемпионом мира по ИСБ и принёс стране шесть золотых медалей в этом виде спорта. По его словам, реконструкторское движение в России сегодня держится на энтузиастах, на людях, готовых безвозмездно вкладываться в него. Оно нерентабельно ни с точки зрения материальных затрат, ни с точки зрения славы, ибо все почести в случае успеха ограничиваются только узким кругом болельщиков и самих участников. Но Андрей продолжает заниматься любимым делом и не теряет надежды, что, быть может, когда-нибудь и родная страна станет гордиться его победами.

***

На взгляд автора, организация небывалого по масштабам исторического фестиваля в самом центре Москвы, при всеобъемлющей государственной поддержке – очень показательна.

Неожиданный интерес, проявленный властями к реконструкторам, может означать только одно – где-то наверху решили всерьёз пересмотреть своё отношение к истории – как к науке, а может, и как к основной идеологической опоре. Очевидно, что цель мероприятий, подобных фестивалю «Времена и Эпохи», – возрождение в национальных масштабах интереса к своему прошлому. Но зачем?

Чем это вызвано? Какие причины и предпосылки к ним легли в основу столь резкой корректировки вектора внутренней политики? Связано ли это как-то с неудачами во внешней? С обострением международных отношений, наблюдаемых в последние годы? С этими вопросами мы решили обратиться к известному военному историку и писателю Климу Жукову, стоявшему в свое время у истоков реконструкторского движения в России.  

«Реконструкторское движение в нашей стране за последние годы существенно расширилось и получило признание не только в массах, но и на официальном уровне, в чём вы можете прекрасно убедиться сами, оценив масштабность фестиваля «Времена и Эпохи», охватившего сегодня почти весь исторический центр столицы. С чем это связано?

Во-первых, существует гигантский запрос со стороны граждан, со стороны российского народа, который вновь стал проявлять большой интерес к собственной истории. Во-вторых, сами власти стали гораздо ответственней относиться к подобным инициативам.

В 2012 году специальным указом президента было создано Российское военно-историческое общество, в совет которого вошли высшие лица страны, включая министра обороны, министра культуры и заместителя председателя правительства. Таким образом, власти воссоздали знаменитое Императорское Русское военно-историческое общество, образованное ещё в царские времена и призванное сохранить для потомков нашу военную историю. Так реконструкторское движение, костяк которого ещё в недавнем прошлом состоял, большей частью, из энтузиастов, получило официальный статус и поддержку на самом высшем государственном уровне», – рассказал военный историк корреспонденту «Колокола России».

По словам Клима Жукова, власти в последние годы более активно пересматривают своё отношение к общественным инициативам, связанным с отечественной историей. Писатель считает, что новая политика Кремля связана, в первую очередь, с вопросами идеологии, к которым государству вновь приходится возвращаться на фоне обострения международных отношений.

«В Конституции написано, что у нас нет и не может быть никакой идеологии. Но мы прекрасно понимаем, что это неправда. Ведь без идеологии государство не сможет долго просуществовать, не сможет сохранить свой суверенитет и достойно ответить на внешнеполитические вызовы. А где её взять, когда вся страна живёт размерённой и мирной жизнью? Правильно – только из её истории.

Интерес к этой науке сегодня особенно актуален в свете последних событий на международной арене – попыток пересмотра итогов Второй Мировой войны, реабилитации фашизма в некоторых странах и общей антироссийской истерии, охватившей часть западного истеблишмента. Надо признать, что политические векторы в этом отношении начали меняться ещё давно, просто это было не так заметно, как сейчас. Думаю, где-то с 1999 года, когда мы впервые после распада СССР столкнулись с серьёзной внешней угрозой. Я имею в виду агрессию НАТО против Югославии. Ведь то, что учинил на Балканах Североатлантический Альянс, бомбардировки Белграда – это была даже не реставрация фашизма, а настоящий фашизм в чистом виде. Именно тогда страна остро ощутила нехватку идеологического стержня. Власти тоже это почувствовали и стали учитывать в своей политике. В том же году мы попытались ответить на эти угрозы – пусть несвоевременно и локально, но такая попытка была. Вспомните бросок российских десантников на Приштину, продемонстрировавший всему миру, что у России ещё остались амбиции», – размышляет историк.

Клим Жуков считает, что инвестиции государства в реконструкцию и исследования нашего славного прошлого – это не только исполнение народной воли, но и отчасти реакция именно на идеологические угрозы, с которыми Россия всё чаще сталкивается в последние годы. Однако интерес властей к истории, по мнению писателя, далеко не всегда методичен, в некоторых случаях он противоречив и даже может иметь негативный подтекст.

«Большей частью государство демонстрирует патриотичный и рациональный взгляд в прошлое. Но у него нет чёткой идеологической концепции на этот счёт. Например, мы широко празднуем День Победы, но одновременно с этим питерские власти устанавливают мемориальную доску маршалу Маннергейму, да ещё не где-то, а в родном городе, жители которого 75 лет назад больше всего пострадали от организованной при его участии блокады. На Параде Победы – самом торжественном мероприятии, связанном с историей Отечества, мы прячем Ленинский Мавзолей за широкой фанерой, позорно открещиваясь от своего прошлого. А ведь именно к основанию Мавзолея когда-то бросались трофейные знамёна фашистских дивизий. Мы ставим памятник Колчаку – человеку, который официально признан и советским и российским судом военным преступником, и даже в ключе нынешней политики «примирения» юристы не могут найти оснований для его реабилитации. Колчак и Маннергейм – это тоже часть нашей истории, которую нельзя предавать забвению. Но и гордиться ею или выставлять её напоказ – последнее дело. Ведь столь неразумный и беспорядочный подход к прошлому может вызвать и прямо противоположный эффект, лишь сильней подточив идеологические разногласия внутри страны», – подчеркнул собеседник.

В заключение Жуков выразил надежду, что власти и дальше будут идти на встречу реконструкторам, историкам и другим энтузиастам в области изучения минувших дней.

По его словам, история – одна из тех наук, которая плохо приживается к условиям рыночной экономики. Она нерентабельна, а в ряде случаев и вовсе не предусматривает прибыли. Тем не менее, значимость этой науки переоценить сложно. Ибо она лежит в основе любой здоровой идеологии. Она обеспечивает национальные амбиции и, в целом, развитие государства. Без истории нет самосознания, национальной идеи, их место заполняет вакуум. А в вакууме не может быть никакого развития.

Собственно, не согласиться здесь с именитым военным историком мы не можем. Ведь всякое развитие, всякий прогресс, всякое движение вперёд обычно творятся теми самыми людьми, что, как пишут классики, «с горящими глазами». Значит, «топливом» для них служит энтузиазм. А где его взять? На этот вопрос ещё в XIX веке ответил Иоганн Вольфганг Гёте своей знаменитой цитатой: «Лучшее, что нам дает история, – это возбуждаемый ею энтузиазм».

Иван Чимбулатов

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика