Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
25.04.2016 11:11

«72 часа» на поиск истины

На экраны кинотеатров России к 9 мая выходит новый фильм о войне в лучших традициях советского кинематографа.

Когда я смотрю современное российское кино, то всякий раз ловлю себя на мысли, что советский кинематограф установил для будущих поколений кинематографистов  прямо-таки недостижимую планку мастерства – сценарного, режиссерского, актерского. И редко бывает, когда глядя на экран, я забываю подумать об этом… Если фильм хочется пересмотреть еще раз – значит, фильм удался. Так, на мой взгляд, удались «Август 8-го», «Легенда № 17», «Мы из будущего», новый «Экипаж».

И вот на днях узкому кругу журналистов был представлен еще один такой фильм – «72 часа». Я знаю, что буду смотреть этот фильм снова – в кругу семьи и наедине с собой. Мне будет приятно снова пережить напряжение сюжета, увидеть талантливую игру актеров – известных и совсем молодых, мне будет важно поразмыслить о судьбах советских людей, освободивших мир от фашизма и о нашем будущем – способны ли мы повторить подвиг наших предков…

Это единственная кинопремьера к 71-й годовщине Великой Победы. Ожидались еще «28 панфиловцев», но по сообщениям в СМИ, их выход возможен не раньше осени, скорее всего – к годовщине Битвы под Москвой.

О фильме

Сюжет фильма «72 часа» основан на реальных событиях и поразительно перекликается с «Молодой Гвардией» – легендарным романом Александра Фадеева, экранизированным в 1948 году Сергеем Герасимовым. Что вовсе не делает фильм ремейком, а лишь дает понимание, что в годы Великой Отечественной войны подпольные организации, подобные краснодонскому подполью молодогвардейцев, появлялись повсеместно, где ступала кровавая нога фашиста.

Сразу надо сказать, что это не экшн типа нашумевшего этой же весной (и вполне заслужено) фильма «Экипаж», где самолет с сотней пассажиров на борту взмывает в небо с последних сантиметров взлетной полосы, залитой вулканической лавой. Здесь на передний план выходят чисто человеческие отношения, моральные вопросы на тему героизма и предательства, любви и служения Родине. И если «Экипаж» вышел на 2500 киноплощадок страны, то «72 часа» выйдет лишь на 600, но и этот охват продюсер фильма Николай Расторгуев назвал фантастической удачей. Увы, нам приходится сопоставлять холодные коммерческие цифры, ибо успех картины в сухом остатке меряется кассовыми сборами, по которым решается судьба дальнейших сценариев подобного рода.

И это одна из немногих послесоветских картин о Великой Отечественной, где чекист (майор НКВД) – положительный герой. И хоть завязка сюжета начинается с ареста священника, живущего на окраине поселка Ставрово – отца будущего предателя, дальнейшая линия взаимоотношений государства и церкви проходит через весь фильм ровно и спокойно, без новых коллизий: сразу после начала войны антагонизм между атеистической молодежью и приходом прекращается, начинается совместная борьба с захватчиком. Именно майор госбезопасности Борис Колёнов (в исполнении Алексея Шевченкова) создает подпольную комсомольскую организацию в Ставрово и партизанский отряд, а связь между комсомольцами и партизанами осуществляет местный ставровский священник. Такая вот «необычная загогулина» для хранителей антисоветских «традиций» в российском кино.

Основное действие фильма происходит в 1956 году. Только 72 часа есть у следователя КГБ Коваль (исполняет Ирина Розанова), чтобы проверить информацию бывшего коллеги  Бориса Колёнова, случайно встретившего в привокзальном кафе военного преступника – полицая Дмитрия Пронина. Годы оказали Пронину неоценимую услугу: его почти не узнать, спустя более десятка лет после окончания войны. Не составило труда и документы сменить. Но старого опера не проведешь: он шел по его следу все эти годы, больная душа чекиста и партизана требовала возмездия за уничтоженную предателем Прониным комсомольскую организацию, состоявшую из таких же девчонок и мальчишек, как и сам Митя Пронин – выпускников одной и той же ставровской школы.

Оглушив Пронина, Колёнов доставил его в местный отдел МГБ, где до выяснения личности подозреваемый был взят под арест – на те самые трое суток. И начинается мучительный калейдоскоп воспоминаний старого гэбэшного опера: напряженный поиск свидетелей, которые могли бы опознать оборотня. Но как назло, никто из земляков арестованного не узнают его – много лет прошло, все боятся оговорить невиновного человека.

В какой-то момент Колёнов теряет терпение и буквально умаляет следователя «нарисовать» хоть какие-нибудь основания для продления ареста подозреваемого в преступлении, не имеющем срока давности. Но «закон есть закон», и Коваль непреклонна.

Точку в деле в самые последние минуты истекающих 72-х часов ставит ставровский священник, в годы оккупации служивший в местном храме. Батюшка приносит следователю ключевой вещдок – любимую саблю полицая Пронина, которой тот любил казнить недостаточно лояльных земляков путем отрезания им головы. 

Фильм разбивает излюбленную концепцию всех предателей о мести «большевистской власти», «кровавой гэбне» за «миллионы репрессированных», за экспроприированное имущество и прочие «ужасы режима».

В результате получилось, что плохиш Митя Пронин свел счеты за сгинувшего в НКВДшных застенках отца-священника не с «кровавой гэбней», не с большевистским государством, а с собственными одноклассниками, включая любимую девушку – комсомолку Шуру Горницкую в исполнении молодой актрисы Лизы Арзамасовой и ее избранника Василия Швецова в исполнении Александра Зельского. Именно к этому всегда и сводится любое предательство, под каким бы идейным лозунгом оно ни осуществлялось – к банальному братоубийству, которому нет и не может быть оправдания.

Как снимался фильм

Сюжет для фильма его создателям подсказал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, рассказав о реальных событиях, происходивших в годы войны в городке Людиново. Жители города трепетно хранят память о геройски погибших комсомольцах, и даже собрали 300 тысяч рублей на сценарий для фильма. Неслучайно самый первый показ картины состоялся именно здесь – в Доме культуры Людиново, где в 1956 году проходил суд над реальным предателем – Дмитрием Ивановым, прообразом Мити Пронина. Только благодаря поимке преступника и суду над ним удалось воссоздать эту героическую историю и увековечить память комсомольцев-подпольщиков.

Как удалось выяснить создателям фильма, людиновское подполье продержалось даже дольше, чем «Молодая гвардия» в Краснодоне, но конец ее был не менее страшным.

«Изначально мы хотели делать документальный фильм. Но после того, как мы встретились с местными жителями Людиново, увидели как они хранят память о комсомольцах-подпольщиках, изучив материал, решили делать «полный метр» художественного фильма, – рассказал продюсер фильма Игорь Николенко. – Но в самом Людиново мало что сохранилось от той поры с точки зрения натурных съемок, поэтому съемки проходили не там».

Фильм адресован, прежде всего, молодому поколению, но в нем нет той зрелищности, которая обычно привлекает юношескую аудиторию – взрывов, боевых действий. Режиссер Кира Ангелина считает главным в картине моральную проблему выбора между самопожертвованием за Родину и предательством: «Мы бы хотели, чтобы наша молодежь задумалась, на чью сторону стали бы они, если не приведи Бог, создастся подобная ситуация».

Режиссер отметила, что достойных с воспитательной точки зрения фильмов о войне в послесоветские годы стало значительно меньше, но ведь значения патриотического воспитания для безопасности страны никто не отменял. «Если мы не будем продолжать это делать, мы будем молодежь терять, потому что она и так практически вся уже американизирована и смотрит в основном американскую кинопродукцию – она легче воспринимается, веселее, динамичнее, как детская игрушка, – рассуждает Ангелина. – И это очень плохо, потому что мы теряем умы и души молодых, и это может привести к тому, что мы потеряем не одно поколение».

При выборе исполнителей пришлось решать специфическую задачу – среди молодых артистов предстояло найти «несовременные лица». Кира Ангелина говорит, что Лизу Арзамасову и Сашу Зельского приметила для себя сразу. Вот только сначала Александра пробовали на роль Мити Пронина. Он и не сопротивлялся: играть отрицательных героев еще не приходилось, и этот опыт считал для себя интересным.

Но предстояло решить и более трудную задачу: подобрать на исполнение одного и того же героя похожих артистов разного поколения. Так были выбраны Анатолий Гущин и Митя Лабуш на роль Дмитрия Пронина. А Зельскому достался главный герой-подпольщик.

По словам Ангелиной, фильм жителям Людиново понравился: после премьеры создателей благодарили и стар и млад.

«Это была огромная ответственность, впервые смотреть наш фильм вместе с жителями Людиново, – поделилась Лиза Арзамасова. – Этот город живет своей историей, помнит ее. Очень волнительно было мое знакомство с родственниками прототипа моей героини. Нам кажется, что то поколение Великой Отечественной войны – это так далеко, но ведь нас разделяет всего одна человеческая жизнь…»

Историю следует знать и помнить такой, как она есть – без интерпретаций и умалчиваний, это залог того, чтобы пережитые трагедии не повторялись в будущем, считает Александр Зельский: «Надо к себе относиться честно. Были герои и были предатели. Надо это принять, пережить, осмыслить. Вот вчера включил телевизор и услышал, что в Польше собираются сносить памятники красноармейцам – то есть люди отказываются от своей истории, ведь то, что Польшу освободила Красная армия, – это факт, с которым не поспоришь».

«Работая над фильмом, я убедилась, что сила нашего народа – в нашей истории. Если все мы будем ее знать и уважать, она будет объединять нас, – сказала сопродюсер Ирина Московская. – Подвиги наших предков – это наша генетическая память.  Если мы не забудем нашу историю, все ее фрагменты, мы сможем быть едины и непобедимы».

Николай Расторгуев считает, что идеалы чести, любви к Родине – неотъемлемая часть мировоззрения большинства россиян. «Россия всегда шла таким трудным путем войн и побед, поэтому патриотизм живет глубоко внутри. И далеко за примерами не надо ходить: самоотверженные подвиги совершались во время чеченских кампаний в 90-е и 2000-е годы,  последний, ярчайший пример – наш парень, погибший в Сирии. Когда говорят «если что, то все как один» – это правда. Поэтому русский народ непобедим».

Премьера фильма состоится в Доме кино 26 апреля, а на массовый экран выйдет 5 мая.

Екатерина Куминова

Фото автора

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"