Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
16.08.2016 09:54

Айвазовский и Серов как символы культурного ренессанса России

Интерес россиян к искусству опровергает лживые тезисы либералов и «креативного класса».

Проходящее в настоящее время в Третьяковской галерее выставка великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, судя по всему, имеет все шансы стать одним из самых популярных и массовых культурных событий за всю новейшую историю России. Организаторы выставки заявляют об огромном количестве желающих приобщиться к живописи известного художника, ссылаясь на количество купленных билетов и огромные очереди в галерею. Всё это говорит о колоссальном интересе россиян к искусству своей страны, что явно не сходится с представлениями и стереотипами либералов и представителей так называемого «креативного класса» о бескультурье и невежестве простого русского человека.

Руководство галереи отмечает, что открывшаяюся к 200-летию Ивана Айвазовского выставка за неполные две недели посетили уже 55 тысяч человек, а общее количество проданных билетов приближается к 110 тысячам. Если брать в целом, то в среднем за день количество посетителей экспозиции составляет порядка 4,5-5 тысяч человек. И судя по ежедневным стометровым очередям за билетами на выставку, изначальный ажиотаж и не думает идти на убыль. В связи с этим руководство «Третьяковки» даже ввело специальный лимит на количество продаваемых в день билетов. Кроме того, при его покупке можно выбрать удобный день и время для посещения. Сделано это специально во избежание большого скопления людей непосредственно в выставочных залах.

Между тем отмечается, что выставка Айвазовского по популярности уже превзошла известную выставку, посвященную русскому художнику Валентину Серову, проходившую в Третьяковской галерее в начале этого года. Тогда организаторы заявляли, что в день мероприятие посещают четыре тысячи человек. Ажиотаж к выставке был столь высок, что в один из дней нахлынувшие посетители даже выломали входную дверь. В целом же, после окончания мероприятия генеральный директор галереи Зульфия Трегулова отрапортовала о 486 тысячах посетителей за всё время работы экспозиции.

»Всего было 485 тысяч человек, такого никогда не было ни в одной стране на выставке русского художника. Это сопоставимо только с количеством людей, которые пришли в Пушкинский музей в конце 50-х на выставку Дрезденской галереи», – сказала она. Что касается выставки Айвазовского, то при такой посещаемости организаторы уверены, что количество посетителей превысит полмиллиона человек.

Очередь на Валентина Серова. Фото: Агентство «Москва»

Более того, резко возросший интерес россиян к культуре и искусству отметили и в Минкульте. Так, глава ведомства Владимир Мединский на днях заявил, что посещаемость музеев в России за последние несколько лет увеличилась на треть. По словам чиновника, это самый высокий взлет не только за новейшую российскую историю, но и за советское время.

Действительно, за последние годы интерес россиян к высокому искусству сильно вырос. С чем это конкретно связано никто толком объяснить не может. Однако тенденция к увеличению спроса на культуру весьма очевидна. Взять те же московские выставки. Люди на них приезжают со всей страны, стоят в огромных очередях на суровом морозе и изнуряющей жаре, и платят не самые маленькие деньги за право взглянуть на творения великих русских художников. И если раньше учреждения культуры были во многом убыточны, и Минкульту приходилось выделять немалые средства только для того, чтобы поддерживать их на плаву, то теперь доходы музеев, галерей и других учреждений заметно выросли, что позволяет им вкладывать вырученные средства на свои собственные нужды.

Тот ажиотаж и настоящий культурный ренессанс, который мы воочию наблюдаем своими глазами, опровергает тезисы наших либералов и представителей так называемого «креативного класса» о якобы бескультурье и невежестве простого народа, о чем они так любят красочно рассуждать в общении между собой. Это очень хорошо подметил еще в 19 веке Федор Михайлович Достоевский, в одном из своих очерков написавший следующее: «Одна из характерных черт русского либерализма - это страшное презрение к народу... Для либералов русский народ «косная масса, немая и глухая, устроенная к платежу податей и к содержанию интеллигенции. Либерал «брезглив к народу и высокомерен к земле Русской. «Мы, дескать, только одни и можем совет дать,...научим народ его правам и обязанностям». Подобных людей и Достоевский, и многие другие русские литераторы называли «малым народцем», проживающим внутри народа большого. Малый народец этот, по мнению его представителей, окружают по большей степени серая, некультурная и необразованная масса простых людей, которые невосприимчива ни к чему прекрасному.

Современные представители «малого народца» недалеко ушли от своих идейных предшественников позапрошлого века. В их мыслях и представлениях, которые они с упоением выплескивают на свои странички в «Фейсбуке», «Твиттере» и других социальных сетях, простой народ – это невежественная, тупая и ограниченная масса, которую в этой жизни интересует разве что сидение на диване, просмотр телевизора и употребление дешевых алкогольных напитков. «Россия – это не только страна дураков, но и страна хамов», – сказала как-то «бабушка» современного русского либерализма Валерия Новодворская.

А теперь оказалось, что народ в России очень даже восприимчив к культуре, активно ей интересуется и даже готов пойти ради этого на определенные жертвы. Вообще, следует отметить, что ходить на различные культурные мероприятия за последние годы в России стало очень модно. Посещение выставок, галерей, музеев, театров и прочих культурных заведений стало неотъемлемой частью жизни современного гражданина. И если раньше россияне стояли в очереди в «Макдоналдс» и прочие американские забегаловки, посещение которых было, пожалуй, одним из главных событий в жизни среднестатистической российской семьи, то теперь россияне стоят в очереди на Серова и Айвазовского.

Пожалуй, этим можно гордиться. Не будет преувеличением сказать, что рост интереса к культуре и искусству среди россиян является наглядным признаком духовного возрождения нашего народа, воспринимающего себя как непосредственного наследника творений выдающихся гениев нашего великого прошлого. 

Между тем стоит отметить, что на фоне всё большей заинтересованности простых россиян высоким искусством, представители «креативного класса» всё больше уходят в контркультуру и современное искусство, представляющие собой оппозицию искусству классическому. Типичным представителем современного российского искусства является художник Петр Павленский, известный такими акциями, как прибивание гениталий к брусчатке Красной площади, поджог двери здания Федеральной службы безопасности (ФСБ) на Лубянской площади в Москве, а также множеством других провокационных, бессмысленных, и просто шокирующих общественность выходками.

И подобное, с позволения сказать, «искусство» очень ценится нашими либералами и «креативщиками», которые видят в ней не только художественную ценность, но и проявление своей политической борьбы против «диктатуры» Кремля. Тем не менее, для обычных психически здоровых людей художественную ценность то же прибивание гениталий к брусчатке на площади явно не представляет, а те, кто пытаются нести подобное «искусство» в массы в представлении среднестатистического россиянина явно нуждаются в серьезном лечении в соответствующих учреждениях. В любом случае, каждому свое: кому-то – Айвазовский, а другим – Павленский.

Таким образом, всплеск интереса простого россиянина к искусству говорит о том, что наш народ – это не темная, убогая и ограниченная в своем кругозоре и мировоззрении серая масса.

Культура, как известно, делает из человека личность. В нашем же случае, она делает из людей народ. Народ, через искусство познающий всё духовное богатство своей Родины.  

Иван Прошкин

 

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"