Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
16.09.2015 09:05

Чтоб сказку сделать былью. Почему в России нет аналога «Диснейленда»?

Нынешний сентябрь принес Европе немало мрачных картин и зрелищ. Это и вереницы беженцев с неизменными горами мусора, остающимися на пути их следования и ночевок. И демарши бедствующих фермеров с кучами навоза и сеновалами, воздвигаемыми ими на центральных площадях европейских городов. И много еще чего. На фоне этих осенних обострений как-то затерялась еще одна рукотворная мрачность – депрессивный и шокирующий парк аттракционов под названием Dismaland (от английского dismal – мрачный – ред.), построенный художником Бэнкси в английском местечке Уэстон-сьюпер-Мэр.

До 27 сентября автор проекта будет забавлять публику глумливо-саркастическим взглядом на эстетику знаменитого американского «Диснейленда». К примеру, Бэнкси предлагает посетителям сфотографироваться на фоне полуразрушенного замка Золушки или рядом с погибшей в аварии принцессой.

Особую пикантность всей этой чудовищной пародии придает то обстоятельство, что минувшим летом (17 июля) поклонники великого мультипликатора и короля индустрии развлечений Уолта Диснея отметили 60-летие открытия первого «Диснейленда». Ну а поскольку пародии, как известно, делают лишь на самые успешные проекты, образы и людей, то диснеевский феномен, безусловно, интересен и для нас сегодняшних. Тем более что проект этот изначально был далеко не так однозначен, как многим кажется. Причем с самых разных точек зрения.

Увеселительный парк, ожививший героев фантазии Диснея, был построен в 1955 году в американском городе Анахайме, в штате Калифорния. И сразу стал настоящим местом паломничества.

54-летний Уолт, лично и с большой помпой открывавший свое новое детище, рассчитал все очень грамотно. Прежде чем прийти к идее создания парка как нового маркетингового хода в деле развития своей бизнес-империи развлечений, он более 30 лет подсаживал на «наркотик» собственных мультгероев детей и инфантильных взрослых Соединенных Штатов.

Это, как в сериале. Необходимо создать у зрителя растущие чувства ожидания и неполного удовлетворения, к которым добавляется чувство мечты. Вот, если бы они все ожили. Если бы с ними можно было поиграть. Поучаствовать в их мультприключениях. И когда публика в достаточной мере созрела и готова платить за оживление сказки хорошие деньги – пожалуйста, вот вам «Диснейленд». Именно благодаря такому подходу, данный продукт стал самым коммерчески успешным в парковой индустрии всего мира. Ведь мультфильмы, а затем и художественные фильмы-сказки, которые продюсировал Дисней, успешно продвигались в послевоенную Европу. Континент устал от крови и лишений. Крупнейшие киностудии Германии и других ведущих стран Старого Света либо лежали в руинах, либо переживали не лучшие времена. Прежде всего, в кадровом и финансовом планах. Поэтому любая голливудская продукция пользовалась популярностью. Транслируя в европейские массы американскую мечту, ценности, идеалы, образ жизни, ну и веселых сказочных героев. Поэтому, когда в США появился «Диснейленд», он сразу же стал нестоящей мечтой для европейских детей и их повзрослевших родителей. Конечно тех, кто мог себе это позволить. В итоге за первые 25 лет существования парк посетили более 200 миллионов человек. А к нынешнему моменту в нем побывали уже более 600 миллионов посетилетей. В 1971 году второй американский «Диснейленд» появился во Флориде. В 1983-м – подобный парк открылся под Токио, а в 1992-м – под Парижем. 2005-ый – стал годом открытия самого маленького гонконгского «Диснейленда» на острове Лантау. Сегодня дедушка всех «Диснейлендов» переживает вторую молодость. Многие классические развлечения, представленные в парке, обновляются. Спецэффекты и аттракционы становятся еще привлекательней. Появляются новые герои. К тому же теперь это не только парк, но еще и курорт, а также разросшаяся прилегающая территория шопинга. Все это, конечно, очень здорово.

Но не будем забывать, что «Диснейленд» – не только успешный коммерческий, но еще и идеологический продукт. Начнем с того, что первым делом, всех посетителей парка ожидает посвящение.

А оно звучит так:

«Всем, кто пришел в это счастливое место – добро пожаловать! … Диснейленд посвящается идеалам, мечтам и реальным событиям, которые создали Америку, с надеждой, что она станет источником радости и вдохновения для всего мира!»

С точки зрения психологии и пропаганды – очень грамотно. Когда человек, особенно ребенок, переживает яркие положительные эмоции, ему на этой волне, а точнее в этой позитивной обертке, подается идеологический продукт. Америка – это лучшее, что есть на земле. Это ожившая сказка – страна, которая, как и «Диснейленд», несет людям только радость и счастье. Не думай ни о чем плохом, просто открой для нее свою душу и сердце. Выросшие на этих посылах поколения посетителей «Диснейлендов» по всему миру американизированы не в последнюю очередь и с их помощью.     

Еще один интересный момент. Посетивший в сентябре 1959 года США советский лидер Никита Хрущев изъявил желание посмотреть на это воплощение сказочной американской мечты. Но ему отказали. Странно, не правда ли? Показали новейшие производства, образцы техники, еще не запущенные в серию, Голливуд, наконец. Там Никита Сергеевич посетил съемки фильма и сфотографировался с актерами, а режиссер, как утверждают, даже попросил участвующую в этой фотосессии актрису и будущую писательницу Ширли Маклейн приподнять юбку повыше – для пикантности. В общем, все показали. А «Диснейленд» – нет. Почему? По всей видимости, побоялись, что Хрущев (при всех своих недостатках хороший пропагандист) перехватит идею и на свой манер воплотит ее в СССР. Он ведь многое тогда позаимствовал у американцев – от пресловутой всеобщей «кукурулизации» до рабочих столовых самообслуживания увиденных на заводе IBM и автоматических камер хранения на вокзалах. В советский период создание подобного парка могло бы иметь успех не меньше диснейлендовского. Конечно, не таких коммерческих размахов. Но с культурно-идеологической точки зрения, эдакий сказочный ВДНХ, безусловно, пришелся бы по сердцу советским людям и гостям СССР. А учитывая, что в Советском Союзе были такие режиссеры-сказочники, как Александр Роу и Александр Птушко, парк мог получиться гораздо масштабнее диснеевского. Ведь Птушко, к примеру, снимая своего «Нового Гулливера», настолько органично совместил в кадре кукол и актеров, что создавалась полная иллюзия ожившей сказки. По воспоминаниям дочери режиссера Натальи, увидев «Нового Гулливера» Дисней прислал Птушко восторженное письмо: «ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!». А это был 1935 год!

В более поздний период советское искусство мультипликации получило широкую поддержку со стороны сопутствующих культурно-развлекательных сегментов. Волк и заяц из «Ну, погоди», Чебурашка и другие популярные персонажи смотрели на ребят отовсюду. Книжки, открытки, значки, диафильмы, игрушки, рисунки на одежде, детской мебели – все продвигало ставших культовыми мультгероев. Оставалось лишь по примеру Диснея объединить это в один финальный аккорд – тематический парк. Но советский «Диснейленд» тогда не родился.

Этот недостаток хотят исправить сегодня. Но ситуация в корне изменилась.

Дисней и компания практически вытеснили из сознания российских детей наших героев мультфильмов и сказок. Какой-то сегмент удалось отвоевать новым «Маше и медведю», «Смешарикам» и «Богатырям». Это, пожалуй, и все. Остальное либо практически неизвестно широкой публике, либо – высоколобая авторская мультипликация.

Из этого парка не сделаешь. К тому же целостной культурно-коммерческой политики по продвижению своих брендов у нас как не было, так и нет. На этом фоне, ничего, кроме предложений создать копию «Диснейленда», деревню хоббитов или некий эклектичный гибрид, нет. Построить, конечно, можно все, что угодно. Но вот что эти чудеса будут нести людям? Опять чужой продукт? «Америка превыше всего»? А свое «совок» и «отстой»? Но ведь это не так. В каждом советском мультфильме, в каждом фильме-сказке содержался необыкновенно глубокий и мудрый подтекст, в котором было все. И патриотизм, и гуманизм, и школа жизни, и все наши ценности демонстрировались выпукло, ярко и красиво. Был свой неповторимый стиль, свои спецэффекты. Соответстсвенно, уж если что-то строить, то надо вспомнить все это, и активно продвигать. А таланты найдутся. Мало кто знает, но, к примеру, одним из создателей голливудского фильма «Властелин колец», триумфально прошедшего по миру, стал специалист по компьютерной графике из Владивостока Сергей Невшупов. Да разве он один такой?! Не нужны нам эти диснеевские «мистрали». Было у нас свое – не хуже, и сегодня будет. Надо только этим всерьез озаботиться.

 

Вадим Бондарь

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"