Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Духовные скрепы
10.06.2016 08:21

Советские мультики были лучшими в мире

СССР превосходил другие страны во многих областях. В том числе в области искусства анимации, которое до сих пор остаётся непревзойдённым

80 лет назад, 10 июня 1936 года на базе нескольких творческих киномастерских была создана киностудия «Союзмультфильм». Многие считают, что это был наш ответ Голливуду и Западу в целом. В какой-то степени, да. Но ведь если дело только в этом, то ответ мог состояться и раньше. Дисней, как известно, запустил свою мультиндустрию еще в 1924 году. Главное было не в этом. В сталинском СССР всё старались создавать тогда, когда для этого уже имелись соответствующие условия, инфраструктура, кадры, возникала острая необходимость и общественный запрос. Деньги и силы берегли. Не распыляли и попусту не тратили. Про разворовывание и речи не было.

В мультипликации, как и в очень многом другом, СССР подобно иным странам не занимался тупым копированием иностранных школ и техник, равно как не закупал сплошь чужой продукт. Русский ум и душа всегда жаждали сделать что-то своё, интересное отечественной публике, себе самому, ну и мир удивить, конечно. Опять же миф о том, что хамы-большевики уничтожали и подвергали гонениям всё сделанное до них, как классово и концептуально чуждое, очень далёк от истины. Советские руководители охотно брали на вооружение всё полезное для страны и людей, что было сделано в царский период, и продолжали проводить прежний политико-экономический курс по большинству тех заделов, которые достались им от прежней власти. Начиная от индустриализации, которая началась еще при Николае II, и кончая анимационным кинематографом. Не будем забывать, что русская кукольная мультипликация удивляла мир задолго до советской, и это, опять-таки был не на что не похожий, уникальный опыт русского творческого ума.

Так, в 1912 году в прокат вышел короткометражный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором сцены рыцарских романов разыгрывали жуки. Его покадровая техника съемки была настолько новаторской и неизвестной в мире, что зрители пребывали в полной уверенности - в фильме играют живые дрессированные насекомые. Картина пользовалась бешеным успехом не только в России, но и во всём мире, и популярность её не спадала вплоть до середины 1920-х годов. Как раз до того момента, когда на сцену мировой мультипликации начал выходить американец Уолт Дисней.

В СССР школа кукольной анимации не только не была потеряна или уничтожена большевиками, она получила ещё больше новаторства. Режиссер Александр Птушко, снимая своего «Нового Гулливера» настолько органично совместил в кадре кукол и актёров, что создавалась полная иллюзия ожившей сказки. Как и в истории с жуками и тараканами Старевича, публика была в восторге. Опять же далеко не только у нас. По воспоминаниям дочери режиссера Натальи, увидев «Нового Гулливера» Дисней прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!». А это был 1935 год!

Практически одновременно с Диснеем, в 1924-1925 годах, в СССР начинает активно развиваться графическая мультипликация. Причём, опять не заимствуя его методы и приёмы, а идя своим путём. Например, активно разрабатывая и внедряя технику так называемых плоских марионеток. Так что к моменту создания «Союздетмультфильма», а затем «Союзмультфильма» был накоплен необходимый опыт, созданы технические и технологические заделы, набил руку и был подготовлен соответствующий кадровый потенциал. Но это далеко не всё. К этому моменту созрели необходимые условия не только чисто творческо-технологического свойства.

К началу тридцатых годов в стране была по большей части ликвидирована неграмотность. Образование, культура и все виды искусства начали переориентироваться с примитивных форм обучения и агитпропа на более высокие ступени постижения высокого, прекрасного и тонкого. В первой половине 1930-х по указанию Сталина вся система гуманитарных наук подверглась глубокой перестройке. Возобновилось преподавание истории в высшей и средней школе. А история – это не только общественно-экономические формации, классовая борьба, битвы и походы. Это ещё и открытие мира прекрасного, культурного наследия прошлого своей страны и других народов.

К этому следует добавить, что к середине тридцатых годов в СССР окончательно сложились организационные структуры дошкольных, воспитательных и образовательных организаций, а также общественно-политических институтов призванных с самого юного возраста вовлекать будущих граждан страны в её активное созидательное строительство и управление. Это – отряды октябрят, пионеров и комсомольцев.

Таким образом, ко второй половине тридцатых годов в Советском Союзе возникла цельная и сбалансированная система образования, воспитания и развития детей и юношества, которую теперь надо было непрестанно совершенствовать и наполнять всё новым, более интересным содержанием, лишь встраивая его по модульному принципу в возведённый каркас.

«Союзмультфильм» стал одним из таких модулей творческо-содержательного наполнения системы. Это очень важный момент, поскольку без понимания общего контекста происходившего тогда, не будет полноценного восприятия и понимания всего анимационного искусства и детского кинематографа советского периода.

Наш «мультпросвет», а именно так его следует называть, был составной частью гигантской и невиданной в истории человечества кампании власти по преображению человека. Выводу его сознания и духовных переживаний на качественно более высокий уровень, нежели это было в других государствах и обществах.

В деньгах, подобно диснеевскому селезню-миллиардеру Скруджу МакДаку, в наших мультиках никто не купался и огромных сейфов не строил (кстати, многие видели в образе дядюшки Скруджа очень много общего с образом символа США «дяди Сэма»). А жадность и обирание более слабых и бедных в наших фильмах всегда наказывалось. Начиная с экранизации старых сказок (например, фильм «Аист» 1956 года) и до более современной пародии (фильм «Чьи в лесу шишки» 1965 год). «Мультпросвет» с самых первых шагов брал на себя заботу о просвещении и духовном наполнении советского человека. При этом никаких перегрузов в сторону человеконенавистничества, классовой борьбы, политической пропаганды, в этих фильмах не было. Как не было даже намёка на сцены жестокости, любых видов развращающих личность пороков и травмирующих психику сцен. Практически все фильмы были необыкновенно глубоки, содержательны и несли разноплановую полезную нагрузку. От эмоциональной до образовательной. Скажу больше, экранизируя даже те иностранные сказки и адаптируя для наших детей тех их героев, которые в первозданном виде были далеко не ангельскими, наши режиссёры и художники-мультипликаторы придавали им необыкновенное обаяние и сглаживали дефекты поведения персонажей. Как это было, например с Карлсоном который живёт на крыше. В произведении Астрид Линдгрен он совсем не такой милый и обаятельный толстяк-шалун с моторчиком, какого знаем мы по своему мультфильму.     

Идём дальше.

Мультипликаторам никто не запрещал творить в самых разных формах данного вида искусства: от рисованной анимации до пластилина и спичек. Для детей и взрослых, в этом, казалось бы «малом жанре» трудились настоящие гениальные художники, писатели, сценаристы, режиссеры и мастера голосов. В Советском Союзе существовала установка, что для детей надо делать лучше, чем для взрослых.

Именно поэтому уже в 1937 году «Союзмультфильм» начинает снимать цветные ленты. Именно поэтому, прежде чем начать съемки, режиссеры и художники долго бились над каждым образом, очеловечивая его, создавая общую драматургию, в которую обязательно гармонично должен войти голос героя. Не только Эльдар Рязанов перепробовал (в кинопробном варианте) всех советских ведущих актрис, выбирая главную героиню «Иронии судьбы». Режиссер всё того же мультфильма «Малыш и Карлсон» Борис Степанцев приглашал на прослушивание многих знаменитых советских актеров и никак не мог найти подходящий персонажу голос. И не он один. Так что гармония наших мультпроизведений давалась ценой огромных творческих усилий, а не жаждой «освоить» как можно больше денег. До сих пор поражают прорисовка деталей и качество плёнки таких фильмов, как «Аленький цветочек» (1952 года), или «Царевна-лягушка» (1954-ого). Подумать только, страна ещё полностью не восстановилась после такой страшной войны, многое лежало в руинах, очень многого не хватало, - и такие фильмы! Кстати в мульт-картинах той поры в СССР впервые начинает применяться практика срисовки персонажей с действующих актёров, которые их потом и озвучивают. Как, например Бориса Черкова в фильме «Царевна-лягушка».

В последнее советское десятилетие существенно изменилась структура экономики и социальная стратификация общества. Менее 15% занятости приходилось на долю сельского хозяйства, около 50% граждан трудились в промышленности, строительстве, на транспорте, занятость в сфере услуг приближалась к одной трети от общего состава трудоспособного населения. «Таким образом, социальная структура советского общества в большей мере соответствовала обществу модерна», - отмечал в своё время, доктор философских наук, профессор Сергей Гавров.

В ногу с обществом рос и совершенствовался мультипликационный жанр. Фильмы этого периода - уже достаточно сложные и глубокие художественные произведения, адресованные в равной степени не только детям, но и взрослым. Ведь юное поколение развивалось тогда не по годам быстро.

Возьмём тот же фильм «Жил был пёс». Ведь сколько в нём тонкого юмора, жизненной философии, характера украинского народа, и всё это подано очень легко, неподдельно гармонично, в необыкновенно точном голосовом исполнении Армена Джигарханяна и Георгия Буркова. Фильм хочется смотреть ещё и ещё. Он разобран на цитаты, завоевал массу призов, переведён на многие языки, а героям установлено несколько памятников. Это и есть произведение искусства.

***

Но вот советский проект предательски закрыли, а с ним ушла в прошлое и звёздная эпоха отечественной мультипликации, как собственно и всей воспитательно-образовательной системы страны – как единого целого. Отринув всё унаследованное от царской России и творчески развитое при СССР, мы взяли на вооружение не только законы, в основе которых лежат чуждые русской душе принципы римского права, но и главный социально-политический постулат римских цезарей, применяемый ими по отношению к народу: «хлеба и зрелищ».

Неважно, какого хлеба, и неважно каких зрелищ. Лишь бы того и другого было много и они были доступны. Жующий и вовлечённый в процесс созерцания любого рода лицедейства народ, не опасен ни одной власти, поскольку у него нет на неё времени. Запад хорошо усвоил этот римский урок и создал потребительское общество и шоу-бизнес в виде гигантской индустрии развлечений на любой вкус и кошелёк. Обе эти креативные находки римлян уже не одно десятилетие работают в западных обществах на то, чтобы человек был сыт и весел. При этом оставался далёк от любых вопросов к власти и мыслей о своём предназначении на этой земле.

Мы по-обезьяньи перетащили этот не самый лучший образчик к себе. Но он работает исключительно на то, чтобы человек как во время просмотра туповатого вестерна-стрелялки, набивал рот попкорном и не отрывался от экрана. В идеале, делал бы это всю свою земную жизнь. Такой подход гибелен для русской души и Русского мира. Не за этим на этот свет приходит русский человек. Не это должно быть фундаментом построения нашего общества. 

Потребительское общество в равной степени распространилось на всю культуру, превратив её продукты в такую же одноразовую его составляющую, как пластиковая посуда и туалетная бумага. Современный культурный продукт, как сейчас говорят, должен «цеплять». Но про то, что он ещё должен и что-то будоражить, где-то оседать - в уме и душе, что человек под его воздействием должен расти над собой, развиваться умственно и духовно, - не говорится нигде и ничего. И это страшно, поскольку благодаря таким продуктам человек и общество в целом не растут духовно и интеллектуально, а деградируют.

Принятые в 2008 году меры государственной поддержки кино и театра для детей и юношества, разработанные специалистами в этой сфере, последующие решения комитета по культуре Государственной думы, на которые возлагались большие надежды, не выполнены ни по одной позиции.

***

Сегодня прославленная студия вроде бы существует, но отечественный эфир в массе своей забит чужой и чуждой нам продукцией, не ставящей перед собой задачи прежнего «Союзмультфильма». Может, они уже не актуальны? Вызов времени показывает, что ещё как актуальны. Поэтому представляется, что нам на современном этапе нужны как минимум шесть отдельных направлений этого «лёгкого жанра», как для детей, так и для взрослых.

За 25 лет мы слишком сильно запустили интеллектуальное развитие подрастающего поколения, которое сегодня превосходит своих сверстников из 80-х годов прошлого века по гаджетизации, но несоизмеримо отстаёт от них по уровню общего развития и тонкости духовных переживаний. Поэтому первым направлением должна стать мульт-экранизация классических произведений отечественных авторов во всей красе её драматургии. Сериалы этой ниши не занимают и себя в этом направлении не оправдывают.

Вторым направлением должен стать адаптированный фольклор. Как, например, мультфильм – поморская быль «Про Ивана и Андриана». А то ведь и от родного языка, и от мудрости предков уйдём так далеко, что и до вырождения русскости недалеко будет. Язык сегодняшних отроков уже так замусорен иностранными заимствованиями и интернет-сленгом, что не только старшее, но и среднее поколение россиян скоро не будут до конца понимать своё растущее будущее.

Третье направление должно быть историко-познавательным. Здесь в качестве образца можно привести пример замечательного мультфильма «Ратибор». Четвёртое – культурно-религиозное направление. Здесь вообще непаханое поле. Мы совершенно справедливо способствуем созданию телеканалов и программ для разных народов России, но опять забываем про собственно русский. Многие сегодня ходят в церковь, но Библии практически никто из них глубоко не знает. И читать особо некогда, и текст не простой. Экранизировать её в игровом кино выйдет затратно со всех точек зрения, и неизвестно что в итоге получится. А при помощи анимационных современных эффектов будет то, что надо.

Пятое направление – специальный продукт для взрослых. Их сегодня тоже нужно многому учить, ибо наше общество нынче – запущенный сад. Опять же при помощи анимационных эффектов порой в иносказательной форме можно показать людям много такого, чего невозможно по разным соображениям сделать ни при помощи игрового, ни при помощи документального кино. В этом сегменте нам тоже есть от чего оттолкнуться. Вспомним такие фильмы, как «Конфликт» или великолепную пародию «Ограбление по …».

Наконец, шестое направление - политическая сатира. Да, да, именно она. Этот жанр был у нас в ходу во время Великой Отечественной войны. И сегодня, когда против России и её граждан развязана новая военная кампания на всех этажах воздействия, кроме последнего - боевого соприкосновения, мы не можем на это реагировать пассивно.

Так что искусство российской мультипликации может сослужить ещё не одну добрую и полезную службу своему Отечеству и народу. Ведь не в одном коммерческом успехе анимационной картины дело. Не только прибылью измеряется её полезность. И не только вольные художники на спонсорские деньги должны заниматься их производством. Во всех вышеперечисленных направлениях развития отечественной мультипликации должно быть заинтересовано государство. Оно должно финансировать их и принимать работу, а не швырять деньги на «киношедевры» типа фильма «Сволочи».

Вадим Бондарь

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика