Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Экономика
08.12.2016 13:26

Как продалась «Роснефть», обманув западные санкции?

Западные СМИ назвали продажу19,5 процента акций «Роснефти» «триумфом Владимира Путина». 

«Роснефть» нашла покупателей для 19,5% акций за рубежом. В качестве покупателей пакета выступили трейдер Glencore и суверенный фонд Катара. Ожидает, что от продажи акций российский бюджет получит €10,5 млрд., об этом накануне вечером руководитель компании Игорь Сечин доложил президенту России Владимиру Путину. Сейчас сделка находится в финальной стадии и будет закрыта в середине декабря.

Кредит консорциуму будет организован «одним из крупнейших европейских банков», сказал Сечин. По некоторым данным, это, предположительно, итальянский Intesa Sanpaolo — инвестиционный консультант сделки по приватизации «Роснефти».

Сделка между «Роснефтью» трейдером Glencore и суверенным фондом Катара для большинства экспертов стала полной неожиданностью, после того, как все устали гадать, кто может стать покупателем акций. Среди участников рынка ходило мнение, что одним из покупателей пакета акций может стать отраслевой и финансовый инвестор из Азии, скорее всего, китайский.  

Если бы сделка с акциями нефтяной компании проходила путем допэмиссии с размещением акций среди иностранных инвесторов, тогда можно было бы говорить, что «Роснефть» преодолела международные санкции, под которыми она находится, а иностранные инвесторы просто бы проигнорировали эти санкции. В данном варианте сделки государственная структура продавала уже ранее выпущенные акции, которые не подпадали под санкционные ограничения, и их мог выкупить любой желающий.

Покупка пакета акций крупнейшей российской нефтедобывающей компании Glencore и суверенным фондом Катара мало отразится на инвестклимате России, однако сделка может стать неким сигналом крупным игрокам мирового энергетического рынка, полагает начальник отдела аналитических исследований Инвестиционной группы «Универ Капитал» Дмитрий Александров. Сегодня на рынке наблюдается разворот в сторону роста стоимости энергоносителей и сырьевых товаров, поэтому среди игроков может начаться гонка за сырьевыми активами, в том числе за российскими, отметил собеседник издания «Колокол России».

«Благодаря смягчению политической риторики в адрес РФ и увеличению двусторонних контактов между РФ и западными бизнесменами, интерес к российским энергетическим активам вновь начинает расти. При этом экономика начинает брать верх над теми рисками, которые могут сопровождаться с политическими ограничениями для компаний, вошедших на российский рынок. Поэтому, безусловно, продажа пакета акций «Роснефти» является удачной операцией и может тянуть на главную мировую сделку года», - отметил Дмитрий Александров.

Если бы 19,5 процентов акций «Роснефти» приобрели чисто западные инвесторы, тогда можно было бы говорить, что это сигнал крупному бизнесу смотреть в сторону России, однако в данном варианте получился некий компромиссный вариант, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. Как отметил собеседник издания «Колокол России», было три варианта взаимодействия с иностранными инвесторами: первый вариант, это продажа пакета иностранным компаниям, но он был не выполним из-за политических рисков, второй вариант продажи рассматривался по степени приоритетности, то есть, предполагался вариант альянса с китайцами и индийцами. Однако вместе с пакетом они хотели получить возможность реально влиять на решения в компании. В итоге, был выбран вариант консорциума со швейцарской компанией и катарским фондом. 

«Скорее всего, Glencore берет на себя политические риски, учитывая, что «Роснефть» находится под санкциями, их необходимо как-то нейтрализовать, а Катар выступает в роли финансиста. Таким образом, была найдена промежуточная схема, которая помогла избежать руководству компании обвинений в том, что она за государственный счет решает собственные проблемы. При этом сделка, вряд ли положительно отразится на инвестиционном климате России, потому что Glencore, в отличие от инвесторов, не владеет инсайдерской информацией по поводу бенефициаров», - отметил Павел Салин.  

Между тем западные СМИ называют новость о соглашении неожиданностью для рынка. Кроме этого они отмечают, что  это «триумф для Владимира Путина» на фоне действующих антироссийских санкций. Продажа «Роснефти» стала одним из самых крупных вложений иностранных инвесторов, осуществленных вопреки действиям антироссийских санкций.
В свою очередь, глава «Роснефти» Игорь Сечин подчеркнул, что сделка стала возможной только благодаря личному вмешательству президента России.

«В данной сделке все-таки можно сказать о триумфе именно Игоря Сечина, а учитывая, что он оказался в очень сложной ситуации, глава компании нашел самое оптимальное решение. Если бы пришли восточные или западные инвесторы, это можно было бы записать на счет Владимира Путина, однако, - по мнению собеседника издания, - сделка с Glencore и Катаром - больше триумф Сечина».     

В свою очередь, как заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, президент Путин не участвовал в подготовительном процессе по приватизации «Роснефти». «Кремль никак не имел отношения к этой подготовительной работе. У президента Путина по сделке каких-либо контактов также не было», — заявил Песков. Он добавил, что подготовкой к приватизации 19,5% акций занимался сам глава «Роснефти».

После объявления сделки акции «Роснефти» выросли на открытии торгов и достигли рекордных показателей. 

Стоит напомнить, что ранее агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что именно Glencore, используя свои хорошие отношения со многими мировыми банками, помогла «Роснефти» получить кредитные линии для покупки ТНК-ВР.

Анатолий Молчанов

Фото: РИА Новости. Максим Блинов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"