Архив материалов
Экономика
17.02.2020 14:11

Россию ждет кредитный бунт?

Среди множества проблем, которые встали перед правительством Мишустина, отдельной строкой числится тотальная закредитованность россиян, которая угрожает стабильности страны. В 2019 году приставы вели 10,5 миллионов исполнительных производств по кредитным долгам граждан на 2,66 трлн рублей. При этом примерно половину заложенности (то есть примерно у 5 млн человек) приставы признают невозможной к взысканию из-за отсутствия дохода и имущества, либо из-за невозможности установить его местонахождения. Всего же на конец прошлого года каждый совершеннолетний россиянин был должен банкам в среднем по 227 тыс. рублей. Даже если поверить, что средняя зарплата в России в 2019 году равнялась 37,9 тыс. рублей, — чтобы расплатиться с банками нам надо будет бесплатно работать в среднем почти полгода.

В прошлом году впервые об опасности «кредитного майдана» заговорили чиновники из Правительства и Центробанка: оговаривались ограничения для грабительского микрофинансового кредитования, использования кредитных карт и выдачи потребительских кредитов тем, кто и так живет на «минималку». Поговорили, да и забыли. Как рассказал во вторник на совещании судов общей юрисдикции и арбитражных судов председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев, в 2019 году каждое третье гражданское дело в России было делом кредитора против заемщика. В общей сложности суды рассмотрели 7 миллионов исков кредитных организаций и коллекторов против физлиц. За четыре года их число выросло вдвое (3,3 млн в 2016 году).

В итоге, количество исполнительных производств по кредитным долгам граждан за прошлый год уже на 500 тыс. превысило 10 млн, и если дело будет идти дальше такими темпами, то грозит в ближайшие год-два охватить 10% населения страны. За минувший год приставы вели 10,5 миллионов на 2,66 трлн рублей, приводит ТАСС статистику ФССП. Банки все чаще подают в суд на людей из-за небольших долгов (по потребительским кредитам или кредитным картам). При этом примерно половину заложенности приставы признают невозможной к взысканию: либо у заемщика нет ни дохода, ни имущества; либо невозможно установить его местонахождение; либо взыскатель отказывается забрать имущество в счет погашения. Число новых должников, которые не расплатились ни с банками, ни с коллекторами, проиграли суды и попали в работу к ФССП, увеличивается год от года: 1,5 миллиона человек в 2014 году, 3,2 миллиона в 2017 и 5,6 миллиона в 2019 году. То есть каждый двадцатый гражданин России, или больше, чем все население Санкт-Петербурга. Притом с 2016 года сумма производства по взысканию долга по кредитам у нас не меньше триллиона рублей. 1,007 трлн рублей в 2016 году, 1,045 трлн — в 2017, 1,015 трлн — в 2018 и 1,08 трлн — в прошлом.

Как подсчитали РИА Новости, каждый экономически активный россиянин на конец в прошлого года был должен банкам в среднем по 227 тыс. рублей. За год этот долг увеличился на 37 тысяч рублей (также в среднем). Даже если поверить, что средняя зарплата в России в 2019 году равнялась 37,9 тыс. рублей, то, чтобы расплатиться с банками, всем нам надо будет бесплатно работать почти полгода.

А в девяти регионах страны средний долг экономически активного россиянина переваливает за 300 тыс. рублей. А задолженность растёт по 65-100 тыс. рублей в год и выше на работающего человека. Средний долг экономически активного жителя Ямала достиг 478 тыс. рублей. В аграрном регионе страны, на юге Тюменской области, к которой относятся города Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск, Нижняя Тавда, а Ямал и Югра не относятся, средний долг работающего человека — 337 тыс. рублей. То есть если в семье работает 3 человека, то средний долг составляет уже 1 млн рублей на семью. И ведь эта цифра нарисовалась не просто так: полгода назад и год назад она была значительно меньше. Задолженность россиян растёт тоже стремительно — на 20-30% процентов в год. В Санкт-Петербурге ровно такая же ситуация по долгам, как и на юге Тюменской области: долг 333 тыс. рублей на работающего человека. А в самом богатом городе Москве долг всего каких-то 273 тыс. рублей на одного экономически активного человека.

О том, к чему ведет такая ситуация, «Катюша» уже рассказывала. Да, наши либеральные чиновники бодро рапортуют, что вот на Западе, а тем более — в США, закредитованность населения еще больше. Тут стоит напомнить, что и «бомжей», то есть людей без определенного места жительства, там тоже больше, притом многие лишились жилья, как только потеряли работу. Но там есть «бонус» — большая территория, где отсутствуют холодные зимы, и эти люди слетаются в Лос-Анжелес и Сан-Франциско десятками, если не сотнями, тысяч. У нас такого бонуса нет, да и «культуры плевания на лузеров» тоже нет пока, слава Богу. Зато есть другая привычка: выброшенные на улицы люди в большом количестве быстро пойдут «выселять» чиновников, которые будут объявлены виноватыми. Притом при чуть ли не абсолютной поддержке общества, которое не увидит повышения своих доходов, отдавая все банкстерам. Какой смысл в этом повышении, если деньги направляются на погашение кредитов и при этом располагаемые доходы сокращаются? Реальная бедность будет только расти, даже если правительство действительно начнет с ней бороться. Вот это и будет главным тестом для нового правительства — сломать политику Набиуллиной по закабалению народа, не дав одновременно упасть в полную нищету и голод тем, кто уже в кабале. Сделать это на самом деле не так сложно — например, через программу «финансовой реабилитации», которая позволит конвертировать короткие кредиты в умеренную долговую нагрузку, растянув его во времени и ограничив в процентах. Это позволит человеку тратить на кредит меньше средств из семейного бюджета каждый месяц и даст ему возможность повысить доход. Но ведь эта программа ударит по банкам, которые лучше пролоббируют законы об отстреле закредитованных граждан коллекторами, чем согласятся на уступки народу.

Реальная опасность «кредитного майдана» — как писала и РИА «Катюша» еще в 2017 году, как прошлом году подтверждал бывший министр Орешкин, а ныне подтвердили и приставы — придется на следующий год, когда количество неспособных отдать деньги банкам превысит 10%. То есть 14 млн человек, которые пойдут за любым, кто пообещает списать им долги и разобраться с банками. А в том, что желающие найдутся, сомневаться не приходится.

Источник

Фото: kamzkh.ru

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"