Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Европа
11.12.2017 08:13

Москве следует быть твердой с Прибалтикой

Москве надо готовиться к тому, что скоро, года через два-три, ее будут осаждать визитеры из Прибалтики, призывающие забыть все, что было и предлагающие самые разносторонние варианты экономического сотрудничества. То, что будет именно так, говорит несколько фактов, но самый главный из них состоит в том, что Европа отказала Прибалтике в финансировании всех предложенных ей долгосрочных проектов из бюджета ЕС.

Во-первых, Европа отказала Литве признать построенный терминал сжиженного природного газа в Клайпеде региональным. Дело в том, что в преддверие заседания Еврокомиссии по энергетике Латвия и Эстония не поддержали Литву в этой инициативе, так как в достаточном объеме получают гораздо более дешевый российский газ. И перекладывать на себя стоимость гораздо более дорогого СПГ-газа, только для того, чтобы Литва продолжала играть свою роль форпоста в борьбе с «российской агрессией», не желают.

Соответственно, на основании того, что страны Прибалтики не смогли создать региональный рынок сжиженного газа, Еврокомиссия получила возможность отказать Литве в ее инициативе по американской указке. Тем самым, Брюссель дал понять Вильнюсу, Риге и Таллину, что «отказ от  российского трубопроводного газа и замена его сжиженным газом из Скандинавии и США преждевременен». То есть, в этом вопросе Европа заняла полностью антиамериканскую позицию, не желая подсесть на покупку гораздо более дорогого американского СПГ-газа.

В результате, мало того, что Литва будет получать гораздо более дорогой американский СПГ-газ, хотя в контексте последней информации о том, что американские танкеры возят в Европу российский газ, далеко не факт, что он будет американским, но она еще и будет дотировать сам терминал по приему СПГ-газа, так как при нынешних объемах он является глубоко убыточным. Но чего не сделаешь ради того, чтобы считаться форпостом борьбы с «российской агрессией».

Во-вторых, Брюссель фактически заблокировал окончание строительства железной дороги Rail Baltica. Комиссар Евросоюза по транспорту Виолета Булц в сентябре этого года заявила, что «финансирование проекта Rail Baltica после 2020 года будет зависеть от переговоров о новом семилетнем бюджете ЕС. В нынешней финансовой перспективе Брюссель выполнит свое обязательство обеспечить 85% бюджета Rail Baltica, но перспективы заключительного этапа строительства железной дороги после 2020 года выглядят неопределенно.

Учитывая «Брексит», сокращение поступлений в европейский бюджет и общую установку на сворачивание программ выравнивания и закрытие структурных фондов ЕС для поддержки «Новой Европы», такие слова равносильны заявлению, что после 2020 года финансирование проекта Rail Baltica будет прекращено».

В-третьих, Латвия и Эстония отказались от реализации такого регионального проекта Литвы, как Висагинская АЭС, оказав в этом также неоценимую услугу Еврокомиссии, которая также заморозила вложения из евробюджета в данный проект.

Таким образом, мы видим, что Евросоюз, несмотря на потуги США, Польши и Прибалтики, своими последними решениями заблокировал все прибалтийские инициативы относительно того, чтобы полностью оторваться от российской энергетической и транспортной инфраструктуры. Такие решения не принимаются сгоряча, а являются глубоко продуманными и спланированными. Соответственно, возникает вопрос – что стоит за данным изменением позиции ЕС?

На мой взгляд, на фоне разлада ЕС и США по роли и функциям НАТО в мире, по ускоренному строительству евроармии, по проталкиванию Германией и другими странами «старой» Европы строительства «Северного потока-2», по отказы от однозначной поддержки киевской хунты и так далее, речь идет, действительно, о переосмыслении Европой своего места в мире и о готовности, по крайней мере, части континентальных элит, жить своими мозгами.

Такой геополитический разворот невозможен без пересмотра отношений с Россией, которая во многом обеспечивает энергетическую и иную безопасность Европы, в том числе, является единственным гарантом ее безопасности в случае острого конфликта Евросоюза и США. Отношения должны быть прочными и независящими от интересов геополитических мосек. Именно поэтому Европа и зарубила все инициативы Литвы по созданию «региональных энергетических и транспортных рынков» в Прибалтике.

На это решение наслаивается и тот факт, что Евросоюз после 2020 года будет постепенно (а в связи с Брекситом, может, и не постепенно) снимать страны Прибалтики с дотаций из бюджета ЕС. К этому времени, то есть, до 2020 года прогнозируется прирост грузооборота морских портов России на Балтике в объеме порядка 60 млн тонн, из которых почти половина будет обеспечена за счет переориентации российских грузопотоков из портов Прибалтики на отечественные порты. А к 2025 году Россия может забрать весь грузопоток из портов Прибалтики.

Если эти две тенденции совпадут, то страны Прибалтики окажутся перед лицом взрыва социально-экономической обстановки в стране и тотальной смены политических элит. А новая элита, естественно, как показывает пример того же молдавского Додона, тут же поедет в Москву и будет вспоминать о славном советском прошлом и о том, как «вместе гнили в окопах». Вот тут и надо будет проявить твердость, заранее подготовившись к тому развитию событий и составив весьма подробный перечень претензий, которые необходимо принять к исполнению.

И первый пункт в нем будет – о принятии второго государственного языка - русского, второй – о выдаче паспортов «негражданам», а третий – о выплате серьезных финансовых компенсаций советским пенсионерам, негражданам и другим группам граждан, которые все годы после распада СССР подвергались моральному унижению, травле и не могли обеспечить себе достойные условия жизни только в силу того, что они русские.

Дальше должен идти перечень тех политических и экономических реформ, которые должны провести страны Прибалтики, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию на российском рынке, получать российские инвестиции и хоть какой-то грузопоток. Если Европа хочет передать наших прибалтов нам обратно на содержание, не факт, что мы должны идти на это. А если и идти, то только с полным осознанием и тотальным обсчетом всей экономики и политики этого процесса. За «Бронзового солдата», за каждого умершего в нищете и травле ветерана Великой Отечественной войны, за каждого бросившего свой дом нам должны ответить.

Юрий Баранчик

Источник

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"