Архив материалов
Геополитика
22.08.2017 10:00

Ереван мешает становлению русско-турецкого альянса

Намерение Турции присоединиться к таможенному соглашению в рамках Евразийского экономического союза вызвало немалые тревоги и протес в Ереване.

Напомним, что министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил о намерении подписать таможенное соглашение с ЕАЭС. «Есть много направлений сотрудничества — нефтехимия, сельское хозяйство и другие, — которые покажут нам новый потенциал. Соглашение о свободной торговле между РФ и Турцией приведет к новому уровню партнерства. Это соглашение включит и инвестиции».

Однако замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян поспешил заявить, что договором о Евразийском экономическом союзе не предусмотрено присоединение к таможенной территории ЕАЭС.

«Более того, абсурдно то, что о присоединении к таможенной территории ЕАЭС говорит Турция, которая в одностороннем порядке закрыла армяно-турецкую границу — единственную сухопутную границу между Турцией и таможенной территорией ЕАЭС», — приводит его слова EADaily.

Тезис насчет абсурдности можно оспорить, особенно если учесть, что и сама Армения не имеет границ с другими членами ЕАЭС, фактически являясь «анклавом» Союза, что не мешает ей участвовать в таможенной территории.

Впрочем, вопрос тут не столько в наличии или отсутствие границ. Известны давнишние разногласия между Турцией и Арменией, связанные с отказом Анкары признать факт геноцида армян, совершенный турецкими войсками и союзными им курдскими иррегулярными формированиями. К этому добавляется нынешняя поддержка турками враждебного Армении Азербайджана.

Между тем, сегодня взаимодействие России, являющейся для Армении главным союзником, с Турцией имеет для нашей страны огромное стратегическое и геополитическое значение. Достаточно сказать, что нормализация российско-турецких отношений после кризиса, вызванного атакой на наш самолет и гибелью российского пилота, позволила избежать такой крайне неприятной для нашей страны меры, как закрытие проливов, к чему Анкару усиленно подталкивал Запад.

Настоящим триумфом нашей дипломатии стало заявление Эрдогана о том, что он обсудил с главой генштаба иранских ВС вопрос возможного проведения совместной операции против членов запрещенной в Турции "Рабочей партии Курдистана" (РПК).

«Вопрос совместной с Ираном операции против террористических группировок всегда стоит на повестке дня. Двое глав генштабов (Турции и Ирана ) обсудили этот вопрос, как это осуществить. Осуществление операции с дипломатической точки зрения – мы обсудили это с иранским главой генштаба. Усилия будут продолжаться, так как у террористов РПК есть филиал в Иране – PJAK (Партия свободной жизни в Курдистане). Эти организации вредят как иранцам, так и нам»— заявил Эрдоган.

Надо отметить, что, визит главы генштаба ВС Ирана Мохаммад Бакери в Турцию, на котором было достигнуто соглашение, стала первой военной встречей на таком высоком уровне за всю историю отношений Турции и Исламской Республики Иран, организованная при участии нашей дипломатии. Переоценить это достижение сложно, если учесть, что на протяжении всей своей истории Турция и Иран были противниками и соперниками.

Однако сегодня появилась возможность создания союза против общего врага, которым являются даже не столько курдские сепаратисты, сколько стоящие за их спиной США. Маловероятно, что наши войска будут действовать против курдов, но участие России как силы, противостоящей американцам, в этом союзе необходимо. К такому альянсу неизбежно присоединятся Ирак и Сирия. И это в свою очередь поставит крест на американском доминировании на Ближнем Востоке, и позволит нам укрепить свои позиции в регионе.

Но подобное возможно, только если ситуационная комбинация превратится в стратегический союз. А этого можно достичь, если совпадающие сегодня политические интересы будут подкреплены долгосрочными программами экономического, энергетического и военно-технического сотрудничества. А именно на укрепление этих связей нацелено стремление Турции подписать  таможенное соглашение с ЕАЭС.

Но в этом вопросе, как мы видим, возникает противодействие союзной нам Армении. При всей кажущейся логичности позиции Еревана она глубоко иррациональна и противоречит собственным интересам Армении. Решить Карабахский кризис, который уже столько лет осложняет жизнь как жителям Армении и НКР, так и Азербайджана, можно только в случае достижения консенсуса по этому вопросу между Россией и  Ираном с одной стороны, и Турцией  - с другой. Также, можно не сомневаться и в том, что сближение Анкары с Москвой, неизбежно заставит смягчить свою позицию и в отношении Армении.

Все это настолько очевидно, что заставляет усомниться в том, что позиция, озвученная Шаваршем Кочаряном, продиктована исключительно эмоциями. Несомненно, что в данном случае он, сознательно или нет, выполняет заказ американских агентов влияния, набравших в последнее время немалую силу в Армении. И им поставлена задача всеми силами не только препятствовать российско-турецкому союзу, но и разрушить отношения с Россией.

Между прочим, «многовекторность», ставшая эвфемизмом антироссийских настроений и прозападной ориентации, становится, в последнее время политическим трендом в Армении.

Так, заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян на днях, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что «Армения не хотела бы делать выбор между Америкой и Россией в условиях нарастающего противостояния между ними». Примечательно, что при этом Ереван, который как мы видим, никак не может определиться, чьим союзником он является фактически требует от России отказаться от сотрудничества с Турцией и Азербайджаном.

Примечательно, что и глава республики Армения Серж Саргсян 27 февраля 2017 года по итогам прошедших в Брюсселе переговоров с главой НАТО Йенсом Столтенбергом заявил, что его страна способна совмещать членство в ОДКБ и сотрудничество со структурами НАТО.

«Членство Армении в ОДКБ совместимо с сотрудничеством с НАТО. В нашем регионе есть много акторов, и мы пытаемся в любом случае найти возможности сотрудничества для нашей безопасности», — заявил Саргсян.

Отметим, что в Армении существует сравнительно свободное поле для деятельности прозападных организаций, официально финансируемых американскими, германскими, французскими и иными западными фондами, в реальности же контролируемых иностранными спецслужбами. А руководство страны прямо заявляет, что вынуждена учитывать антироссийские настроения части свои сограждан. Что, в свою очередь, наводит на мысль, что Западные спецслужбы финансируют в Армении не только НКО.

Борис Джерелиевский

Фото eurasian-studies.org

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"