Архив материалов
Геополитика
09.12.2014 13:42

Европейский план: заманить Турцию, обмануть и выкинуть

Европейские политики, обеспокоенные наметившимся экономическим и политическим сближением России и Турции после переговоров сторон о строительстве второго «Голубого потока», пробуют убедить президента Эрдогана не мешать антироссийским санкциям.

В Анкару прибыла представительная делегация членов нового состава Еврокомиссии. Формально чиновники из Брюсселя будут обсуждать с президентом Турции Реджепом Эрдоганом и премьер-министром Ахмедом Давутоглу вопросы координации усилий в борьбе против «Исламского государства» и обустройство лагерей сирийских беженцев на турецкой территории. Определенный прогресс в этом направлении, по словам еврокомиссара по внешней политике и политике безопасности Федерики Могерини, достигнут: ЕС в конце текущей недели переведет Турции 70 миллионов евро для обеспечения нужд перемещенных лиц на территории страны. Переговоры о транше находятся на заключительной стадии обсуждения, подтвердил Associated Press Давутоглу.

Однако заметим, что визит евроделегации проходит на фоне отказа России от строительства газопровода «Южный поток» и ее желания реализовать новый газовый проект с Турцией, известный как «Голубой поток». В этой связи эксперты-международники замечают, что в реальности еврокомиссары преследуют цель отговорить Анкару от энергетического и продовольственного сотрудничества с Москвой. Ранее этот вопрос пытались пролоббировать из-за океана: 22 ноября, за неделю визита Владимира Путина в Анкару, состоявшегося 1 декабря, в Турцию летал американский вице-президент Джо Байден, ультимативно требовавший от руководства страны отказа от сближения с Москвой и подталкивавший Эрдогана спровоцировать кризис в российско-турецких отношениях из-за разности взглядов на сирийскую проблему. Тогда турецкий президент не стал скрывать своего возмущения, публично отчитав США за «наглость, безрассудство и бесконечные требования».

И если осенью попытка давить на турецкое руководство «кнутом», через Байдена, провалилась, то на этот раз атлантисты используют «пряник». На официальном сайте высшего исполнительного органа ЕС накануне появился пресс-релиз, утверждающий, что «объединенный визит призван показать важность Турции как страны – кандидата в ЕС и соседа со стратегическим расположением и динамичной экономикой». По итогам совместных переговоров даже появились новые конкретные сроки вступления. Так, еврокомиссар по вопросам расширения Йоханнес Хан ожидает, что переговоры о членстве Турции в Евросоюзе возобновятся в январе 2015 года, сразу после перехода председательства в объединении к Латвии.

По сообщениям Reuters, на переговорах Турцией Брюссель проработал два тактических варианта: по крайней мере, уговорить ее прекратить экспорт в Россию попавших под ограничительный перечень продуктов. При удачном для еврокомиссаров стечении обстоятельств им удастся склонить Анкару присоединиться к санкциям против РФ.

Впрочем, шансы Евросоюза убедить Эрдогана примкнуть к «антироссийскому хору» политиков невелики. Европа в настоящее время не может предложить Турции реальной альтернативы отказа от совместных с Россией проектов.

Официально Анкара до сих пор не отказалась от евроинтеграции, но стоит учитывать, что политика эрдогановской Турции все больше ориентирована на дистанцирование от Европы, вызванное нежеланием многих «толерантных» европейских политиков видеть мусульманскую страну в союзе. Прежде всего, это относится к Германии, с начала 1990-х годов имеющей у себя большую турецкую общину из числа эмигрантов и не заинтересованной в их легальной поддержке со стороны Турции в случае ее потенциального членства.

Еще более опасным фактором для Германии, да и для Франции с Великобританией является быстрорастущая экономика Турции (более 4% роста в 2014 г). Она входит в 20-ку крупнейших экономик в мире, пятой в Европе (без России), и если тенденция ее развития продолжится, то вскоре она серьезно потеснит ведущие европейские страны. Потому ее пустят в Европу только при условии выполнения требований и стандартов ЕС. А они, как известно, направлены на уничтожение промышленности и сельского хозяйства «новобранцев». На это Эрдоган никогда не пойдет — слишком велика его державная гордость и его стране также нужны новые рынки. А такой конкурент для державной европейской тройке не нужен, им бы самим между собой разобраться и свою продукцию куда-нибудь сбыть. Турция же не будет вести себя как те смиренные овцы, которые выскочили из социалистического загона на открытое европейское пастбище полное волками.

Разочарование в евроинтеграции турков усилилось после фактически полувекового отложенного членства. В 1967 году Турция подписала свое соглашение об ассоциации, через двадцать лет впервые подала заявку на вступление. В 1999 году страна получила статус страны-кандидата, однако с момента возобновления последнего этапа переговоров в 2005 году Анкара на этом пути не продвинулась. Это при том, что и ОБСЕ, и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ряд других общеевропейских организаций также были созданы при активном турецком участии. Недаром же в политическом лексиконе появился мем, что Украина станет членом ЕС сразу после Турции, а та, в свою очередь, не станет никогда.

Нежелание видеть Турцию в ЕС отчасти связано с неудобной политической фигурой самого Эрдогана. Напомним, что «цветную революцию» против него уже пытались спровоцировать весной 2013 года. В мае прошлого года столицу страны и ряд крупных городов охватила волна экологических протестов, вызванных действиями властей по ликвидации парковой зоны Гези в Стамбуле. Бывший тогда премьер-министром Эрдоган обвинил в организации беспорядков «мировое лобби финансистов», не называя, однако, конкретных имен. Аналитики тогда предполагали, что «наказать» Эрдогана за излишнюю самостоятельность решили США: якобы Вашингтону не понравился жесткий отказ Анкары предоставить свои военные базы для регулярных вылетов беспилотников и военных судов НАТО в Сирию, желая самостоятельно разобраться с Асадом. Среди интересантов волнений в Турции был и Евросоюз, у которого тогда появился прекрасный повод для мотивированного отказа стране в членстве. Это стало точкой невозврата в европейско-турецких отношениях для Эрдогана лично и турецкого социума в целом, уставшего слышать лишь обещания о скором европейском будущем. Инициировав политику построения региональной державы разворотом на Восток, Эрдоган успешно лишил любую внутреннюю оппозицию поводов для своей критики.

Поэтому политически Брюссель вряд ли заинтересует Анкару обещаниями не поддерживать турецкую оппозицию. Экономически еврокомиссары также не смогут предложить Эрдогану никаких конкретных преференций, чтобы мотивировать его отказаться от соглашения по «Голубому потоку» или соблюдать санкции в отношении России. В этом смысле многоопытный турецкий президент не будет слишком наивен, чтобы верить очередному, уже бесчисленному, обещанию форсировать прием Турции в ЕС. События на Украине в очередной раз показали, что верить США и ЕС нельзя — обманут и предадут. Поэтому приходится констатировать: никаких действенных рычагов влияния на Турцию у Европы в настоящее время нет.

Алексей Крымов

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"