Архив материалов
Идеология
27.06.2018 08:05

Какой веры Герман Стерлигов?

За православной внешностью и радикально-консервативными высказываниями Германа Стерлигова скрывается типичный сектантский культ имени самого себя

— Реакционер он, конечно, закоренелый?

— Ещё бы!

— И ничего более оголтелого нет?

— Нет ничего более оголтелого.

— Более махрового, более одиозного — тоже нет?

— Махровее и одиознее некуда.

— Прелесть какая. Мракобес?

— «От мозга до костей», - как говорят девочки...

Венедикт Ерофеев, «Розанов глазами эксцентрика»

Нестриженая борода лопатой, традиционная русская одежда и абсолютная неполиткорректность. Нарочито простоватая речь, изобилующая неприкрытыми издевательствами (ныне рекомыми «троллингом») в адрес либералов и прочих первертов: от политических до сексуальных. Казалось бы, лучшего кандидата, чем Герман Львович Стерлигов, для игры под названием «выборы столичного градоначальника» не придумаешь.

Не победит, конечно, да и, скорее всего, не будет даже зарегистрирован, но позабавит изрядно. Хотя, конечно, не как лидер «Коррозии металла» по прозвищу Паук, также заявивший о своих мэрских амбициях (все-таки одно дело – профессиональный цирк, а совсем другое – шутовской балаган). Словом, для наглядной демонстрации самой сущности демократии западного типа и дабы уравновесить либеральную демшизу, подобные персонажи просто необходимы. И если бы таковых не было в реальности, то их непременно стоило бы придумать.

Но все-таки Германа Стерлигова никто не придумал. Он сделал себя сам: от создания первой в стремительно разваливавшейся советской стране товарной биржи «Алиса» до сегодняшних фермерских экспериментов подмосковной «Слободы». От нашумевшего в 1990-е похоронного бюро с эпическим слоганом «Вы войдете в наши гробики без диет и аэробики» до столь же эсхатологической в своей сущности просветительской деятельности последних лет. Впрочем, последнее православного христианина пугать не должно (в отличие от цен на продукты «Слободы»): все мы чаем воскресения мертвым. Другое дело, православен ли раб Божий Герман? Или за его нарочито средневековой внешностью «а ля рюсс» скрывается нечто иное?

Германе, како веруеши?

Для начала стоит выслушать самого Стерлигова, на своем сайте прямо заявляющего: «прошу не называть меня старообрядцем или новообрядцем – я православный христианин». Разумеется, в современных условиях каждый вправе именовать себя кем угодно, хоть «дзен-баптистом», хоть «православным атеистом». Однако Стерлигов нарочито стремится показать себя человеком русского традиционного общества, этакого средневекового премодерна. Правда, сегодня уже недостаточно лишь внешнего свидетельства в виде окладистой бороды и смазных сапог (многим современным хипстерам-безбожникам они столь же свойственны), куда важнее задаться вопросом внутренним: «како веруеши?».

Впрочем, нужно признать: тут Стерлигов не лукавит, на своем сайте он опубликовал пространное «Исповедание веры». Текст, исполненный хулы на Русскую Православную Церковь, изобилует ссылками на события церковной истории и изысканиями в области библейской хронологии, а потому для разбора всех его положений потребуется серьезная научная статья. Здесь же обратимся к главному стерлиговскому обвинению, которое он бросает не только Православным Церквам, но и всем старообрядческим согласиям.

Так, по его мнению, еще до падения Константинополя, произошедшего в 1453 году (согласно общепринятой хронологии, которую Стерлигов также считает «еретической»), Константинопольская Церковь уклонилась в латинскую ересь, заключив унию с католиками на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году. А затем, по мере вступления в литургическое общение с Константинопольским Патриархатом, «еретиками» якобы стали все остальные Православные Церкви, включая Русскую:

«К концу 15 века один за другим впадали в ересь восточные патриархи Русские в 1597 году, спустя 150 лет после впадения греков в ересь, объединились с еретиками греками и отступили от православной веры...»

К слову, под 1597 годом Стерлигов подразумевает 1589 год общепринятой хронологии, год учреждения Московского Патриархата и избрания на Патриарший Престол святителя Иова. Важно отметить: святитель, которого Стерлигов хулит последними словами, пострадал от тех самых латинян, в чью ересь якобы впал, войдя в общение с Восточными Патриархами.

Нужно признать, с событиями русской церковной истории абсолютное большинство современных людей практически не знакомы. Особенно с историей средневековой. Хотя для понимания многих сегодняшних процессов эти знания просто необходимы. И в этом Стерлигов по-своему прав. Другое дело, что интерпретирует он эти процессы крайне своевольно, подводя к тому, что все мы должны проклясть «еретическую», по его мнению, Православную Церковь и признать себя... «некрещеными». Каковым, к слову, считает себя и сам Стерлигов, мечтающий о новом «Крещении Руси» некими «настоящими епископами»:

«Все алтари во всех храмах надо будет временно закрыть и всем народом молиться в церквях о том, чтобы Господь явил сохраненных Богом настоящих епископов, которые во второй раз при втором Владимире Крестителе покрестят русский народ».

И вот здесь, говоря о «настоящих епископах», Стерлигов не просто фантазирует, а откровенно лукавит. Ведь если бы он вовсе отверг их существование, то впал бы в откровенную ересь – в противоречие со словами Священного Писания о Промысле Божием о Его Церкви – со словами Самого Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). А с другой стороны, если он сам верит в свои же слова о том, что все Православные Церкви давно уклонились в ересь, то никаких «настоящих епископов» вовсе нет. Ни епископов, ни священников, ни... мирян. Никто не крещен, никто не венчан, все живут без Церкви, без таинств, в безбожии и блуде. В том числе и сам Герман Львович. Несмотря на то, что своим умом якобы пришел к «истинной вере».

Альтернативная история по-стерлиговски

Словом, Стерлигов – это ходячий оксюморон: некрещеный ультраправославный, этакий беспоповец, отвергающий всех остальных беспоповцев, единственный «христианин» во всем мире (если, конечно, не считать его немногочисленных адептов). И именно этот казус, а также стерлиговские церковно-исторические фантазии Царьграду прокомментировал известный сектовед и церковный историк, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин:

«Герман Стерлигов не имеет никакого отношения ни к православным Церквам, ни к старообрядческим согласиям, он сам себе «церковь и согласие». Любые же его попытки апеллировать к историческим событиям выявляют элементарное невежество. Так, говоря о том, что греки в XV веке, после Ферраро-Флорентийской унии, якобы так и не принесли покаяние, он просто искажает исторические факты. Во-первых, в Константинопольской Церкви были те, кто открыто выступил против унии, в том числе – святитель Марк Эфесский. Во-вторых, многие из архиереев, из малодушия подписавшие унию, публично покаялись сразу после возвращения с Ферраро-Флорентийского собора. В-третьих, большинство православных христиан сразу же прекратили посещать храмы, где поминался Римский папа, а потому в момент падения Константинополя в 1453 году Святая София практически пустовала. В-четвертых, уже в 1454 году Константинопольским Патриархом был избран последовательный противник унии – святитель Геннадий Схоларий, ученик святого Марка Эфесского. И наконец, уже после падения Константинополя уния была отвергнута и осуждена на четырех Поместных соборах, в том числе – с участием других Восточных Патриархов».

Одним из упомянутых профессором Дворкиным соборов стал Константинопольский собор 1484 года с участием Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского Патриархов. На нем было принято решение принимать католиков в лоно Православной Церкви как еретиков «второго чина», то есть через миропомазание. И это наглядно демонстрировало, что Ферраро-Флорентийская уния была уничтожена не только «политически», но и сакраментологически, духовно. Конечно, все эти факты радикально расходятся со стерлиговской концепцией истории, которую профессор Дворкин в комментарии Царьграду метко сравнил с попытками математика Фоменко создать собственную «новую хронологию», псевдонаучную теорию радикального пересмотра всей мировой истории. Что ж, как говорится, «тем хуже для фактов».

Религиозно-туристическое агентство имени Стерлигова

Создателю одной из самых тоталитарных псевдорелигиозных группировок приписывают слова: «Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ – это основать собственную религию». Стерлигов свой первый миллион заработал задолго до создания собственного культа. Как и едва ли этот культ приносит ему деньги. Здесь мотивация иная, связанная не столько со сребролюбием, сколько с гордыней: с уверенностью в том, все вокруг тебя заблуждаются, что только ты обладаешь монополией на истину, на «самую истинную и благодатную» веру.

И в этом Стерлигов не открывает ничего нового, но только становится очередным «гуру» для таких же «религиозных туристов», ищущих, где «благодатнее». Было бы интересно узнать, как много адептов стерлиговского учения (не считая членов его семьи) задержались в этой «вере» дольше двух-трех лет?

И, тем не менее, мне бы очень не хотелось завершить этот текст исключительно негативно, ведь даже Стерлигов в своем «Исповедании веры» допускает возможность для покаяния тех, кого он записал в «еретики». Также хочется выразить надежду, что и раб Божий Герман, считающий себя некрещеным, вернется в Церковь Христову. Не выдуманную им самим, а реально существующую, с архипастырями и пастырями, а главное – со святыми Таинствами, к которым этот небесталанный русский человек очень давно не приступал. И потому хотелось бы завершить его же словами:

«Никому, кроме Вседержителя, не ведомо будущее. Потому пусть последним знаком моего малограмотного и малоумного рассуждения станет не точка, а знак вопроса. Аминь».

Источник

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"