Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Качество жизни
08.06.2016 14:00

Власти хотят ввести плату за въезд в города России

Госдума намерена узаконить новые поборы с водителей.

На прошлой неделе Комитет по транспорту Госдумы РФ рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении правительственный законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Помимо всего прочего, он дает местным властям право вводить платный проезд по дорогам региона, в том числе в городах. В то же время в медийном пространстве вновь активизировалась тема необходимости введения платы за въезд в центр города в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Однако многие эксперты отмечают, что данная инициатива выглядит довольно сомнительной, особенно в свете недавних массовых протестов водителей-дальнобойщиков. Тем не менее, закон, скорее всего, будет принят. А это значит, что россиян ждут новые дорожные ограничения и еще большее похудение их кошельков.

В соответствии с законопроектом, который без особого труда можно найти и почитать на сайте Госдумы РФ, ограничение движения транспортных средств может быть установлено регионами путем взимания определенной платы за движения по местным дорогам. Сумма платы может определяться исходя из той или иной категории транспортных средств, их принадлежности, экологичности, количества пассажиров, а также по определенным дням и суткам. В целом же, местным властям предоставляется законное право по своему желанию устанавливать дополнительные денежные сборы там, где чиновники посчитают это необходимым.

Кстати говоря, в своих сообщениях некоторые СМИ отмечают, что законопроект «Об организации дорожного движения...» лоббировали именно московские власти, которые еще несколько лет назад выступали с инициативой ввести платный проезд в центр города в рамках борьбы с пробками. Тем не менее, увидев негативную реакцию общественности, от этой идеи отказались. По всей видимости, в столичной мэрии решили вернуться к проекту платного въезда  центр на основаниях уже федерального закона. Но пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова заявила, что как минимум до выборов 2018 года вводить подобные меры не планируется. А официальный представитель президента России Дмитрий Песков постарался уйти от прямого ответа, подчеркнув, что «решения пока нет».

Однако в отличие от словесных виляний московских и федеральных чиновников, слова главы Совета Федерации Валентины Матвиенко были более конкретны и прямолинейны.

Председатель Совфеда заявила, что платный въезд в центры наших мегаполисов жизненно необходим. В то же время она отмечает, что прежде чем вводить эту меру, необходим целый комплекс мер по изменению системы уличного движения в городах, приведению дорог в нормальное состояние, а также создание условий для пешеходов и общественного транспорта. Кроме того, добавила глава верхней палаты парламента, собранные с водителей средства необходимо направлять на развитие дорог и соответствующей им инфраструктуры в том регионе, где будет введена плата за проезд. «Конечно же, этот закон сразу не вступит в силу. Я думаю, что руководители мегаполисов – разумные люди, они все взвесят, продумают и сделают это в пользу и в интересах горожан и гостей, которые посещают эти города», – пояснила она. 

Кроме того, она отметила, что платный въезд в центр города активно обсуждается сейчас не только в Москве, но и в Петербурге. «Мы в Петербурге в свое время обсуждали такую возможность и считаем, что она правильная», – сказала Матвиенко. С ней солидарен градоначальник Северной столицы Георгий Полтавченко, который обеспокоился скоплением машин в центре города рядом с культурными достопримечательностями. По его мнению, большое количество автотранспорта в центре Санкт-Петербурга затрудняет туристам доступ к его архитектурному и культурному наследию. «Мы решаем эту проблему, а в будущем планируем ввести платный въезд в центр города», – заявил губернатор еще в 2014 году.

В том же году, кстати говоря, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен любопытный опрос относительно возможного введения платы в центр Москвы. Примечательно, что «за» высказались тогда половина опрошенных. При этом среди автовладельцев процент согласных достиг практически половины – 47 процентов, а среди пешеходов – 54 процента. Достоверен опрос или нет сказать сейчас вряд ли возможно, однако если вы попробуете задать этот вопрос любому автомобилисту, то с вероятностью в 99 процентов услышите резко отрицательный ответ.

Каким же образом в случае окончательного принятия законопроекта (а то, что он будет принят, особых сомнений нет) планируется на практике реализовывать платный въезд в некоторые районы российских городов? На данный момент в мире есть несколько городов, в которых въезд в центр является платным – Лондон (плата за въезд 5 фунтов стерлингов – порядка 700 рублей), Сингапур, Сан-Франциско и другие. В каждом из них используется несколько разная система, однако в целом на данный момент человечество придумало пять способов для взимания платы за проезд в центр города. Во-первых, самый простейший вариант - предъявление стоящему на въезде в центральный район полицейскому специальной купленной лицензионной карты. Также весьма простой системой являются турникеты, расставленные на ведущих в центр города дорогах. Во-вторых, считывание автомобильных номеров с помощью развешенных на зданиях телевизионных транспортных детекторов. Так, в Лондоне по периметру центрального района работает почти 800 подобных детекторов, обладающих надежным алгоритмом определения регистрационного номера автомобиля. В-третьих, применение технологии определения автомобиля по специальному «запаянному» бортовому гаджету. В-четвертых, и это самый современный и надежный на данный момент способ, расшифровка GPS-трека транспортного средства.

Лондон

Какой конкретно способ взимания платы с водителей будет выбран пока неизвестно. В любом случае, как говорится, готовьте ваши денежки. Нет, конечно, проблему с пробками необходимо решать, однако для этого есть другие, менее болезненные методы. Так, современные урбанисты выделяют несколько способов, которые смогли бы значительно улучшить транспортную ситуацию в крупных мегаполисах. Во-первых, это ограничение движения фур. На данный момент в той же Москве большегрузный транспорт может двигаться по МКАД с 00.00 до 06.00 утра. Однако эксперты отмечают, что гораздо лучше было бы разрешить им двигаться по кольцевой с 23.00 до 07.00, то есть слегка увеличив разрешающий интервал. И в то же время полностью запретить им двигаться по Московской кольцевой и внутри неё во все остальные часы.

Во-вторых, и об этом «Колокол России» уже писал соответствующий материал, необходимо развивать общественный транспорт, прежде всего метро. Несмотря на достаточно высокие темпы его развития в последние годы, в Москве, а также Санкт-Петербурге станций до сих пор очень мало. Так, в сравнимом по площади с российской столицей Нью-Йорком станций подземки в два с половиной раза больше – 496 против 200. В Петербурге ситуация и того хуже – на город с более чем 5-миллионнным населением приходится всего лишь 67 станций, а темпы строительства подземки воистину черепашьи. В целом же, необходимо обновлять подвижной состав общественного транспорта, делать его удобным и комфортным, в то же время борясь с устоявшимся в нашем общественном сознании стереотипом о том, что «общественный транспорт для лузеров».

Кроме того, эксперты отмечают, что представляется достаточно разумным перенести на нашу почву американский опыт, где приоритет на дорогах отдается автомобилям с двумя и более пассажирами. К примеру, в некоторых штатах в левой полосе могут находиться только те автомобили, в которых находится не менее трех человек. Действительно, трое торопятся втрое сильнее, чем один.

Прислушаются ли наши законодатели к голосам экспертного разума или нет, покажет время. Всё-таки хотелось бы, чтобы решения о взимании новых поборов с граждан принимались бы более осмысленно, исходя из интересов всех слоев населения, а не только лишь из желания местных властей нагреть руки на гражданах, благосостояние которых и так стремительно ухудшается. К тому же мутная история с московскими платными парковками, доход от которых, как неоднократно заявлялось, уходят не в бюджет города, а оффшорные компании, лишний раз говорит о необходимости прозрачного механизма общественного контроля за собираемыми с граждан денег. Если водители будут знать, что их деньги уходят на нужное дело, то и вопросов о целесообразности очередных поборов будет меньше.

Привилегии «синих ведерок» на дорогах – одна из причин пробок

Что касается Москвы, которая, скорее всего, первая воспользуется данными ей новым законопроектом правами, то здесь, как говорится, есть один нюанс. В преамбуле правительственного законопроекта сказано, что нормативно-правовой акт призван улучить транспортную ситуацию в российских городах, в особенности мегаполисов, разгрузив их от транспорта и сделать более удобными для жизни. Несомненно, идея хорошая. Да только вот те, кто сидят сейчас в нашем кабмине, в том числе его председатель Дмитрий Медведев, в 2011 году продвинули идею расширения Москвы, рассказывая о необходимости перенести на новые присоединенные к городу территории различные государственные учреждения, в том числе само правительство и парламент.

Теперь же идея приказала долго жить – все госорганы остались в центре Москвы. При этом ни для кого не секрет, что именно перегрузка центра Москвы всевозможными органами госвласти и сопутствующими им учреждениям является одной из причин тяжелой транспортной ситуации в центральных районах столицы. Может быть, тогда стоит вернуться к этой идее и переселить чиновников с синими мигалками подальше от центра, а не кормить народ новыми байками про заботы о его благе?

Иван Прошкин

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"