Механический теракт стал доминирующей версией катастрофы Ту-154
Министр транспорта заявил о нештатной работе техники на борту Ту-154. В Минобороны не исключили возможный теракт.
Бортовая техника упавшего в Черное море самолета Ту-154 работала нештатно, заявил на пресс-конференции министр транспорта России Максим Соколов. В свою очередь, начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России генерал-лейтенант Сергей Байнетов сообщил, что, по предварительной оценке данных с бортовых регистраторов, явных отказов техники не было. По словам Байнетова, последний полет лайнера продолжался около 70 секунд, он поднялся на высоту 250 метров при скорости 360-370 км/ч. При этом «особая ситуация» на борту развивалась около 10 секунд.
Между тем следов пожара или взрыва на телах погибших пассажиров Ту-154 и фрагментах самолета, разбившегося в районе Сочи, не обнаружено. В то же время, как заявил Байнетов, версия теракта в виде механического воздействия не исключается.
Слова главы Минтранса, возглавляющего комиссию по расследования крушения Ту-154 свидетельствуют о том, что в ходе анализа, полученных как при расшифровке бортовых самописцев, так и в ходе осмотра различных вещественных доказательств, были обнаружены факты, которые подтверждают тот или иной отказ материальной части. Однако при этом пока не делается предварительных выводов: какой конкретно произошел отказ в технике, и какова могла быть причина этого отказа.
Сегодня пока лишь зафиксирована информация, что те параметры, которые удалось снять с черных ящиков: судя по всему, указывают на нештатную работу систем самолета. По словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, не исключено, что мог быть какой-то конструктивный или производственный дефект, или дефект полученный в ходе эксплуатации самолета. Однако пока нет дополнительных сведений, которые конкретизировали бы слова министра Соколова, отметил собеседник издания «Колокол России».
«Среди возможных причин авиакатастрофы, которые рассматривались ранее комиссией, также была и версия столкновения с птицей, которая могла восприниматься, как механическое воздействие постороннего предмета на самолет. Поэтому сегодня следователи рассматривают все возможные версии, отбрасывая их после того, как они не получают подтверждения. Возможно - как отметил Олег Пантелеев, - у следствия пока нет исчерпывающего объема информации для того, чтобы квалифицировать авиакатастрофу Ту-154 однозначно, а не двусмысленно».
Точка падения самолета Ту-154 Минобороны РФ совпала с точкой высоты уборки закрылков. При этом в этой же точке Черного моря в 1965 году упал Ил-18. А несколько лет позже, но уже при заходе на посадку рухнул Боинг ереванской авиакомпании, рассказал изданию «Колокол России» член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
«Сейчас большой вопрос остается к закрылкам самолета: они могли быть непропорционально убраны, что очень плохо влияет на аэродинамику лайнера. Все это ведет к диссонансу подъемной силы, и самолет может даже перевернуться. Еще одной из возможных причин могло стать то, что пилот перепутал рычаги уборки закрылков и рычаг уборки шасси - оба эти рычага находятся рядом. На небольшой высоте при маленькой скорости пилот мог убрать закрылки, после чего сразу терялась подъемная сила самолета. При этом экипаж корабля, не почуяв этого, начинал удерживать нос судна, тем самым уходил за критические углы атаки: в результате чего самолет свалился в штопор. В истории пилотирования такие случаи уже происходили. Сегодня эти версии частично подтверждаются объективно комиссией, поэтому специалисты будут определять, что конкретно произошло на этой высоте, которая стала отправной точкой развития катастрофы», - рассказал заслуженный пилот СССР.
С первых дней расследования авиакатастрофы Ту-154 был грубо нарушен регламент освещения ситуации со стороны СМИ, полагает собеседник издания Олег Смирнов. По его словам, в первые часы после трагедии стали появляться одна за другой нелепые версии и утверждения о том, что на пассажирах были надеты спасательные жилеты, а также утверждения о том, что версия о теракте полностью отвергается. При этом еще со дна Черного моря не были подняты фрагменты самолета, анализ которых дает основания делать какие-то выводы.
Между тем глава Минтранса отметил, что предварительные данные экспертиз могут быть получены в январе, окончательные выводы о причинах случившегося будут сделаны после расшифровки бортовых самописцев Ту-154. В свою очередь Максим Соколов призвал до окончательного объявления результатов работы комиссии не распространять никаких версий крушения, полученных из неофициальных источников.
Анатолий Молчанов
Фото: МЧС России