Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Катастрофы
02.11.2015 10:35

Роковой рейс: версии авиакатастрофы

Авиалайнер Airbus-321, принадлежавший российской авиакомпании «Когалымавиа», 31 октября потерпел крушение в небе над Синайским полуостровом. В результате трагедии погибли 217 пассажиров и семь членов экипажа. Катастрофа, названная крупнейшей в истории российской гражданской авиации, породила вопросы и дискуссии – во многом из-за противоречивой информации с места событий от различных СМИ и официальных лиц. С одной стороны, точных сведений о полете A321 и комментариев профильных экспертов накопилось уже очень много. С другой – все это лишь порождает новые догадки, так как первопричина аварии до сих пор остается туманной. «Колокол России» приводит краткий обзор основных версий крушения, озвученных в прессе, в порядке от малой к высокой вероятности.

Версия 1. Погодный фактор

Архив погоды в небе над Синаем свидетельствует о том, что 31 октября стояла ясная, безветренная погода с невысокой влажностью воздуха. Никаких серьезных атмосферных явлений в той области также не наблюдалось, самолет не входил в грозовую область, а гористый рельеф не мог помешать экипажу, так как после 20 минут полета «Аэробус» набрал плановую высоту более 10 тысяч метров и перешел на автопилот. Все опрашиваемые журналистами авиаэксперты также назвали эту причину маловероятной.

Версия 2. Человеческий фактор

Командир судна А321 Валерий Немов до этого злополучного рейса накопил солидный опыт – более 12 000 летных часов. Второй пилот Сергей Трухачев только в сентябре вернулся из отпуска, чувствовал себя хорошо, перед вылетом разговаривал по телефону с дочерью. Поэтому в профессиональных и моральных качествах экипажа сомневаться не приходится. Полет совершался по стандартному, хорошо известному всем маршруту, и допустить тот факт, что пилоты вдруг сами решат резко усложнить себе задачу, можно, пожалуй, лишь при наличии бурной фантазии. Единственное предположение – замалчивание экипажем каких-либо технических неполадок до вылета самолета в надежде, что «все обойдется». О том, что такие неполадки все-таки могли иметь место будет подробнее рассказано ниже – в версии №4.

Версия 3. Терроризм (внешнее или внутреннее воздействие на самолет)

Северная часть Синайского полуострова, над которой рухнул «Аэробус» «Когалымавиа», является закрытой военной зоной, где постоянно происходят столкновения между исламскими экстремистами и египетскими силовиками. Там действительно имеется своя боевая ячейка запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство», поспешившая выступить с заявлением через дружественное информагентство Aamaq, что именно она причастна к падению самолета с туристами из России. Однако официальные лица и специалисты не восприняли боевиков всерьез.

«По имеющимся в настоящий момент данным, основанным на рабочих контактах с египетской стороной, информацию о том, что самолет был сбит, нельзя считать достоверной. Мы находимся в тесном контакте с нашими египетскими коллегами, авиационными властями этой страны. И на данный момент у них нет никакой информации, которая подтверждала бы подобные измышления», – заявил по этому поводу глава Минтранса России Максим Соколов.

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров также отметил, что переносные комплексы ПЗРК египетских боевиков не способны сбивать воздушные судна, находящиеся на высоте более 5000 метров. Информация о том, что самолет мог быть сбит ракетой из сложного комплекса ЗРК (типа отечественного «БУК») сразу нашла бы подтверждение на радарах диспетчеров, да и сам официальный Египет заявлял – нет у местных террористов такого оружия. Кроме того, в данной зоне давно проходит коридор для гражданской авиации, следовательно, египетские власти считают ее безопасной для пассажироперевозок.

Другой момент, который пока нельзя сбрасывать со счетов – возможное срабатывание взрывного устройства и/или диверсия на борту самолета. Резкое падение высоты полета лайнера и сброс скорости с 720 до 170 километров в час (по данным общедоступного трекера самолетов flightradar24.com), а также информация от очевидцев аварии о горящих двигателях (либо просто пожаре на борту А321 непосредственно перед падением), теоретически могут являться аргументами в пользу диверсии. Представители МЧС, рассказывающие о своих первых впечатлениях с места трагедии, отмечали, что крылья и другие части самолета, обнаруженные ими на земле, имеют следы сильного термического воздействия – то есть судно, вероятно, было охвачено огнем в верхней точке падения.

Наконец, официальные лица от МЧС, Росавиации и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) уверенно заявили о том, что самолет начал разваливаться прямо в воздухе, в результате его обломки оказались разбросаны на площади около 20 квадратных километров.

На отдельных фотографиях обломков заметно, что крупный цельный фрагмент хвостовой части оторвался от основного корпуса. Здесь мнения экспертов разделяются – кто-то говорит о том, что распад самолета произошел еще до резкой потери высоты, другие же считают, что он имел место, когда самолет уже попал в неконтролируемый штопор. Так или иначе, в прошлом у А321 были некоторые проблемы с хвостом, речь о которых пойдет в последней версии аварии.

Версия 4. Технический фактор

По словам представителя «Когалымавиа», непосредственно перед полетом лайнер имел все необходимые сертификаты, а его техническое состояние не вызвало у проверяющих нареканий. Эта информация противоречит ряду сообщений египетской прессы, в которых рассказывается о жалобах экипажа на готовность самолета еще в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Супруга одного из пилотов в интервью телеканалу НТВ сообщила о том, что ее муж накануне рейса также сетовал на некую неисправность в двигателе. Наконец, если верить ТАСС и РИА «Новости», ссылавшимся на египетские источники, перед самой трагедией главный пилот Валерий Немов запросил экстренной посадки в аэропорту Каира.

Точный ответ на вопрос относительно технического состояния лайнера и возможных проблем непосредственно в ходе полета будет получен после проверки «черных ящиков», расшифровка которых начнется в ближайшее время. Но уже сейчас следует отметить, что поломку, вызвавшую такую страшную аварию, было сложно не заметить загодя.

«Говорят о пожаре двигателя. Это тоже странно. Не скажу, что пожар двигателя – штатная ситуация, но ничего особо критического в ней нет. На «боингах» и «аэробусах» пожар двигателя не приводит к каким-то серьезным проблемам. Он не ведет к разрушению конструкции самолета. Там конструкция пилонов двигателя такова, что движок может полностью сгореть, отвалиться, но это не приведет ни к каким катастрофическим последствиям. Потому неясно, что же на самом деле там случилось. Даже не предполагаю, каким должен быть технический отказ, чтобы самолет начал разваливаться в полете. Это что-то из области фантастики. Во всяком случае, какие-то технические неисправности к этому вряд ли способны привести. Если, конечно, не иметь ввиду теракт. Правда, как мне сказали, установлен, якобы, факт, что у них там был неисправен PTU (Power transfer unit – агрегат, который осуществляет резервирование работы гидросистемы в случае отказа гидронасоса). Если это правда, то такой дефект считается «невылетным». Лететь с ним было нельзя. В таком случае, взлетев с пассажирами на борту, они совершали преступление», – приводит «Московский Комсомолец» слова пилота «Уральских авиалиний», летающего на аналогичном лайнере.

Следственный комитет РФ рассуждает в том же ключе, поэтому вскоре после аварии была создана оперативная группа и возбуждено уголовное дело – по статье «нарушение правил полетов и подготовки к ним». В офисах «Когалымавиа» начались обыски с изъятием техдокументации на самолеты. Поводы для опасений у следователей на самом деле имеются – у «Когалымавиа» это не первый инцидент – в 2010 и 2011 годах имели место две аварийные посадки и пожар на самолете, принадлежавшем данной компании. И в довершении печального списка – разбившийся в субботу «Аэробус» в 2001 году попал в аварию во время приземления в Каире, сильно ударившись хвостом о взлетную полосу.

Насколько серьезными были последствия того ЧП и удалось ли затем свести их на нет, пока можно только гадать – 14 лет назад тот самый A321 принадлежал ливанской компании Middle East Airlines. Официальные власти России и Египта не спешат делать громкие заявления, указывать на виновных и предлагают ждать итогов проверки «черных ящиков». Вроде бы бортовые самописцы сильно не повреждены и даже совсем не обгорели. Будем надеяться, что вскоре восстановится вся картина. Хотя в ряде сообщений новостных агентств общественность будто бы нарочно готовят к ожиданию «в течение четырех-шести месяцев»…

Иван Ваганов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"