Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Новости
19.06.2017 07:49

Хазин: люди видят дикую ненависть элиты 90-х к обществу

Экономист Михаил Хазин рассказал о глубоких проблемах российского государства и общества, которые, по его мнению, нельзя игнорировать, передает NevexTV.

«Что четко следовало из прямой линии? Первое - что у него (президента) нет никаких институциональных рычагов влияния на ситуацию. Обращения граждан - они все не должны происходить в нормальном государстве. Для каждой проблемы, которая где-то возникает, существует некий уровень, на котором она должна решаться. Кормежка бойца - это не дело генерала. Вся история, которая нам была продемонстрирована на открытой линии, четко продемонстрировала - подобных институтов в нашей стране сегодня нет. При этом много говорилось о том, что институты, созданные при советской власти - система здравоохранения, система образования, и наконец, что самое главное, система контроля за деятельностью других институтов, они разрушались. Вот то, что мы видим сегодня, это результат разрушения», - заявил Хазин.

Вспоминая историю с онкобольной девочкой, вопрос о помощи которой был задан на прямой линии, Хазин отметил, что ситуация типична.

«Сейчас начнется уничтожение и истребление медицинских чиновников. Да, безусловно, кто-то из них вел себя нехорошо, но могу вас уверить - подавляющее большинство тупо исполняло те инструкции, которые написаны чиновниками Минздрава и которые полностью соответствуют тем законам, которые приняла в последние годы Государственная дума. И все эти законы направлены на решение двух задач. Первая задача - это избавить чиновника перед любой ответственности перед обществом. И второе - сделать такую ситуацию, при которой представителям общества некому жаловаться на текущую ситуацию. В нашей стране остался один политик, это Путин, и поэтому жалуются ему.

Отмечу, что когда у нас происходила революция 1991 года с разрушением советской власти, то люди, которые ее делали, которые были главной движущей силой, они в основном исходили из логики, что при советской власти есть определенные недостатки, которые можно исправить переходом к капитализму. Им и в голову не могло придти, что все те завоевания социализма, к которым привыкли, будут разрушены целиком и полностью. Напомню, что в 1936 году в СССР была принята Конституция, я напомню куплет из песни - песню знают все, а куплет этот почему-то с какого-то времени не исполнялся:

За столом никто у нас не лишний,

По заслугам каждый награжден,

Золотыми буквами мы пишем

Всенародный Сталинский закон.

Этих слов величие и славу

Никакие годы не сотрут:

- Человек всегда имеет право

На ученье, отдых и на труд!

Это песня о Родине, «Широка страна моя родная». Тогда это было уникальным явлением. Только потому, что это было записано в Конституции СССР, это стало нормой для большинства стран мира. Но в нашей стране это нормой быть перестало. Люди, которые реально делали революцию 1991 года, ставили перед собой несколько главных основополагающих задач. Прежде всего, они хотели передать по наследству те привилегии, которые они имели в СССР. Напомним, в СССР в некотором смысле была демократия в высшей форме этого слова, т.е. по наследству нельзя было передать ничего. И второе - чтобы чиновник не отвечал перед обществом за результаты своей работы. Это принципиально важные моменты, и они и были реализованы. Именно по этой причине Гайдар в начале 1992 года ликвидировал сбережения граждан. Почему? Потому что если у граждан ничего нет, то они нищеброды и можно перед ними не отвечать за результаты приватизации: у вас ничего не было, у вас ничего и не будет. Единственное, что получили граждане, это квартиры. Но сегодня законом о реновации у них отбирается и это. Отметим, получение (квартир в собственность) было относительным, потому что в СССР никому не могло придти в голову, что у человека можно отобрать квартиру просто так. Там не было священного права частной собственности, но зато были права человека...

...Ответы Путина на вопросы граждан четко показали, что та система, к которой он привык в бытность свою обычным сотрудником обычного государства, и когда он работал в системе госбезопасности, и когда он работал в питерской мэрии, и даже когда он только пришел к власти в 1999 году, став сначала премьером, а потом и.о. президента, для него наличие таких вот институциональных систем было нормой. И он считал, что эти системы должны выполнять свои задачи. Он, по каким-то причинам - не хотел, не мог, рук не хватало - вот эту структуру государственного управления отслеживать. Я склонен считать, потому что у него все время были сиюминутные задачи. Если посмотреть на людей, которые управляют государствами, то среди них, которые строят управляющую структуру, их вообще очень мало (3-5%). Остальные используют системы, которые имеются в наличии.

Команда, которая пришла к власти в начале 90-х, целенаправленно эти системы разрушала. Была разрушена система контроля, и мы это хорошо видим. Вся знаменитая история про репрессии 30-х годов - это демонстрация, что ни в коем случае нельзя, чтобы чиновник отвечал за свои дела. Подавляющее большинство т.н. «репрессий» - это наказание за неисполнение своих функций. И уже в общество вбивали, что наказание чиновника за неисполнение своих функций это репрессии, чиновник прав всегда. Апофеозом всего этого является пока еще не принятого закона о том, что полиция всегда права, что бы она ни сделала.

Но в реальности мы знаем точно, что любой чиновник всегда прав. Попробуйте сегодня добиться от чиновника принятия какого бы то ни было решения. Мы видим, что происходит в наших городах, селах, и вообще что происходит в экономике. Отмечу, в экономике такая же ситуация. Ключевым контрольным органом является статистический комитет Росстат. Потому что он на цифрах проверяет, насколько исполняли свои обязанности те чиновники, которые отвечают за экономику. Что мы видим уже в этом году? Сначала новый министр экономики Орешкин объясняет президенту, что в стране начался экономический рост. Буквально через 2 недели Росстат выдает цифры, из которых следует, что рост не начался. Что происходит после этого? Росстат переподчиняют тому самому Орешкину. У кого-нибудь есть иллюзии, что он теперь будет выдавать только оптимистические цифры? Через месяц глава Центробанка Набиуллина объясняет: да, начался экономический рост. Но есть еще независимые статистические организации. И «Ромир» выдает информацию, что объемы продаж и объемы потребления населения падают. Подключается ну совсем тяжелая артиллерия - премьер-министр Медведев говорит Путину, что начался экономический рост. И Путин, наконец, эти тезисы повторяет, сначала в Пекине, потом на открытой линии. Есть у кого-нибудь иллюзии, что ни о каком экономическом росте и речи быть не может? Я все-таки достаточно опытный чиновник, и понимаю - экономический рост никогда не бывает на пустом месте. Что-то должно стать мотором. Например: пришли очень большие инвестиции, причем не просто инвестиции, а началось большое, например, строительство, введение новых мощностей, появляются новые рабочие места - у нас этого нет; увеличился спрос населения - у нас он падает. Когда сегодня говорят, что начался экономический рост... (отвечаю) откуда? С чего вдруг? Разумеется, нарисовать можно все, что угодно.

Так вот, контрольные системы ликвидированы и здесь. А если контрольная система ликвидирована, даже в том невинном варианте, в котором она была последние годы, то дальше безнаказанность чиновника начинает превращаться в тотальную наглость. Единственное, что его волнует - как максимально заработать на своем рабочем месте. Дальше начинается замечательная история про мальчика, которого сбила насмерть машина во дворе, и у которого наша экспертиза обнаружила в крови какое-то невероятное количество алкоголя, якобы. По-моему, всем абсолютно очевидно, что всем участникам дали денег, для того, чтобы отмазать виновницу, которой теоретически нужно быть в тюрьме.

Как следствие - у государства начинаются серьезные проблемы. Потому что государство в своей идеологической части продолжает ту риторику, которая шла с советских времен. Что у нас социальное государство, что государство своих не бросает, о людях заботится и т.д. И когда люди, сталкивая с этим государством, видят абсолютно дикую ненависть элиты 90-х к обществу в целом и каждому конкретному его представителю в частности, достаточно вспомнить, что говорит Минфин о пенсионерах, то что нам остается делать?» - спросил экономист.

По словам Хазина, сообщение, которое Минфин и Пенсионный фонд направляет людям, можно пересказать так: «Ты готов сдохнуть к 60 годам? Нет? А почему? Вы нам мешаете. Это наши деньги, это наш бюджет. А вы что хотите, чтобы вам просто так давали? За что?».

«Выросло поколение, которое очень трудно обманывать. Не потому, что оно умнее, люди вообще меняются мало, а потому, что это поколение, которое не застало советской власти, и им очень трудно вменить ту картинку. Обратите внимание, очень многие патриотические кричалки, разного рода картинки, которые нам вменяют, они нас отсылают «туда», в 60-70-е годы. Говорят, что сейчас точно также как тогда, только больше свободы, можно заниматься предпринимательством, есть отдельные недостатки, мы с ними боремся. И поскольку у людей есть в голове та картинка, то они ее и воспроизводят. А у людей, которым сейчас 20 лет, этой картинки нет, 25 тоже нет, которым 15 тем более нет. И эти слова они воспринимают как демагогию. А то, что они видят... А видят они, что есть совершенно озверевшая от жадности и наглости чиновничья банда, что есть полностью разрушенная система государственного управления, в которой полностью ликвидированы все институциональные механизмы поддержания хоть сколько-нибудь государственного управления, что полностью отсутствует какой бы то ни было план. Я, как экономист, могу сказать, что те люди, которые читали экономический план Кудрина, они были в состоянии некоторого ошаления. Тот уровень убожества и самопротиворечия трудно ожидать от человека, который худо-бедно какое-то количество лет работал министром.

Люди, которые выходят на улицы, и люди, которых заставляют их разгонять, они все понимают, что государство, которое должно работать и с теми, и с другими, этим не занимается, и делать это не хочет.

Мы видим, что Путин сегодня столкнулся с тем, что он один может попытаться что-то сделать.

Угрожать людям, мол вы не сделаете карьеры, как сейчас очень часто транслируют молодежи, потому что вас занесут в какой-нибудь черный список, это работает только тогда, когда понятно: вот государство, вот его развитие, вот перспективы, и вот этих перспектив я лишаюсь. Что мы видим сегодня? Государства нет, перспектив нет. И тогда чего вы хотите? Напоминаю, что чиновников, пусть даже с членами их семей, у нас, допустим, 7 млн. А все остальные...

Иными словами, номенклатурная революция 1991 года привела к естественному результату. Те институты, которые начали разрушать в начале 90-х, к сегодняшнему дню разрушены окончательно. Государство не может существовать без институтов. Обращаю внимание, что там, где Путин занимался делами самостоятельно, например, во внешней политике, кое-какие результаты есть. Кое-какие - потому что ситуация с санкциями и некоторыми другими проблемами во многом негатив, но это не результат ошибок Путина. Скорее, это результат того, что он проявил некую волю. Очень многие наши геополитические противники были возмущены тем, что Россия вообще посмела проявить волю. Но проблема состоит в том, что внутри страны управленческая воля не проявляется. И с этим, безусловно, нужно что-то делать.

Мне кажется, и события 12 июня, и прямая линия Путина четко показали, что эти проблемы встали в полный рост, их уже нельзя игнорировать», - сказал Михаил Хазин.

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"