Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Новости
23.12.2014 14:47

Китайский морской путь в Никарагуа потеснит американский в Панаме

Накануне власти Никарагуа положили начало новому геополитическому проекту в регионе – возведению нового судоходного канала, который свяжет Атлантический океан с Тихим и станет альтернативой Панамскому каналу.

В традиционном телеобращении к гражданам республики президент страны Даниэль Ортега заявил, что новый с участием сразу нескольких партнеров Никарагуа за океаном (России и Китая) существенно улучшит экономическую ситуацию во всей Центральной Америке и, конечно, в самой республике, обеспечив работой до миллиона жителей страны, причем с минимальным ущербом для местной экологии. Как отметила в интервью «Независимой газете» научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Наиля Яковлева, местные индейцы уже организовали протесты против реализации никарагуанского канала китайскими строителями. Коренное население не верит обещаниям властей и опасается, что вскоре его заставят покинуть родные места. Более того, ходят слухи, что китайцы привезут для строительства собственную рабочую силу. Однако отказываться от глобального проекта Ортега не намерен: президент уже заявил, что все протестные выступления организованы геополитическими противниками «независимости центральноамериканских стран»

Строительство Большого межокеанского канала (БМК) является совместным проектом Никарагуа с китайскими партнерами. Работы в городе Ривас на юге страны действительно ведет девелоперская компания из Гонконга HK Nicaragua Canal Development Investment (HKND), которая получила будущий канал в управление на следующие сто лет. Свои преимущества от реализации проекта получит и Россия, которой предстоит обеспечивать безопасность строительства и охрану объектов от возможных провокаций. Таким образом, первые российские боевые самолеты начнут патрулирование у берегов Никарагуа в Карибском море в первой половине 2015 года. Как пишет «Независимая газета», соглашение об этом было достигнута на российско-никарагуанских переговорах в июле этого года, когда страну с рабочим визитом посетил Владимир Путин.

Символично, что реализация БМК началась в год столетия Панамского канала – одной из ключевых для США морских артерий Западного полушария, позволяющей контролировать перемещение всех грузовых перевозок в регионе. В конце XIX века по мере завершения строительства канала ради полного контроля над ним Штаты даже затеяли с Испанией молниеносную войну (1898), на четыре следующих года установив протекторат над Кубой как выгодной с точки зрения транспортной географии территорией. Однако теперь события развиваются несколько иначе. Новый трансокеанский канал призван стать эффективной альтернативой Панамскому. Планируется, что он пройдет от устья реки Брито на Тихоокеанском побережье до устья реки Пунта-Горда на Атлантическом. Общая длина водного пути составит около 278 километров (81,5 метр у Панамского канала), из них 105 километров — по озеру Никарагуа. Очевидное преимущество БМК перед панамским конкурентом – в его параметрах (глубина — 26-30 метров, ширина — 230-530 метров), которые позволяют за 30 часов пропускать промышленные суда и танкеры сверхтяжелого класса. Всего новой водной магистралью смогут воспользоваться более 5 тысяч судов в год. Общая стоимость БМК оценивается в 40 миллиардов долларов. Многолетний перспективный план строительства искусственного морского пути предполагает создание в период 2019–2029 годов двух зон свободной торговли, крупного аэропорта, нефтепровода и туристических курортов. В настоящее время проект находится на стадии логистической подготовки: подрядчики БМК ведут строительство порта Брито и скоростной магистрали, которая свяжет побережье Тихого океана и Карибского моря.

Вместе с этим, эксперты уверены, что сотрудничеством с Манагуа официальный Пекин постарается выбить Тайвань (с которым Никарагуа продолжает поддерживать отношения) с одной из последних дипломатических площадок. В противном случае, мегапроект БМК оказывается под угрозой: в КНР неоднократно подчеркивали, что будут сотрудничать только с теми государствами, которые не признают независимости Тайваня. При этом стратегическую выгоду от никарагуанского канала получит не Россия, а Китай, который сможет ускоренно транспортировать нефтепродукты из Венесуэлы. Кроме того, Поднебесная в соответствии с приоритетами своей внешней политики стремится нарастить экспортную экспансию на латиноамериканские рынки, что зафиксирует очередной факт ослабления роли США в Латинской Америке.

Отметим, что планы по строительству Никарагуанского канала возникали еще в XVI веке, а к концу XIX века несколько промышленных компаний из Европы и США даже попытались реализовать идею, которая, впрочем, потерпела неудачу из-за отсутствия средств. После того, как в начале XX века США настояли на возведении Панамского канала, необходимость его никарагуанской альтернативы оказалась неоправданно забыта.

Фото: www.eluniverso.com

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"