13:32
«Цифровая экономика рухнет нажатием кнопки где-то из-за океана»
13:26
ЦБ Узбекистана резко повысил ключевую ставку
13:23
50 тысяч демонстрантов требуют закрыть АЭС в Бельгии
12:54
За пять месяцев в Россию въехали более 2 млн украинцев
12:51
Порошенко назвал «Северный поток – 2» наказанием для Украины
12:50
В Забайкалье полицейский спас девушку, привязав ее к себе
12:39
При аварии бензовоза в Пакистане погибли более 150 человек
12:27
Трудовых мигрантов из Узбекистана ждет платный экзамен
12:21
Полицейские пытаются защитить коллегу табличками #ЛешаПрав
12:19
В Одессе демонтировали памятную доску маршалу Жукову
11:58
Уровень бедности в Таджикистане сократился более чем в два раза
11:44
Турция выдала Узбекистану двух беженцев, подозреваемых в экстремизме
11:43
Россия и Белоруссия готовят соглашение о взаимном признании виз
11:27
12 туркменских офицеров отправились за решетку за пропаганду «истинного ислама»
11:27
Евразиец призвал силой армии принудить Украину к миру
11:21
В Литве собрались признать Компартию «преступной организацией»
11:02
Бывший лидер Румынии поставлен во главе молдавских сторонников объединения двух стран
10:56
Азаров предупредил о больших проблемах украинцев из-за блокады российских банков
10:42
В Госдуме предложили ужесточить наказание за коррупцию
10:33
Суворовский музей в Швейцарии расширил площадь экспозиции в четыре раза
еще 10 новостей
Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Новости
12.01.2017 10:49

В Центральной Азии возрождается экстремистское подполье

В Киргизии 9 января сообщили о вопиющем случае: врач отказался принять ребенка с приступом эпилепсии, так как торопился на намаз. На фоне беспокойства властей среднеазиатских республик о «радикальной исламизации» общества этот инцидент уже трудно отнести к курьезам. За 25 лет в Казахстане и Киргизии власти не только возродили религиозные институты, но и позволили сформироваться и окрепнуть сильному экстремистскому подполью, пишет портал «Центральная Азия».

Процесс возвращения ислама в публичное и политическое поле в пяти республиках шел по-разному. В Таджикистане в 1992 году началась гражданская война между светскими властями и оппозицией, к которой примкнули исламисты. Муфтий республики Ходжи Акбар Тураджонзода перешел на сторону противников власти. В 1997 году война окончилась, но заключенный между сторонами мир не остановил конфликт. В последующие годы Душанбе продолжал "давить" противников, которых считал фундаменталистами. В 2015-м в республике запретили Партию исламского возрождения.

В соседнем Узбекистане исламисты попытались взять власть, однако Ташкент довольно быстро выдавил из страны лидеров экстремистов. Ташкент продолжал борьбу с экстремистами внутри страны, озабоченная общественность критиковала власти республики за ограничение свободы вероисповедания, однако в исламском мире вес Узбекистана продолжал оставаться традиционно высоким. А в 2007 году Организация Исламская конференция – которую еще называют мусульманской ООН – избрала Ташкент столицей исламской культуры.

В Казахстане и Киргизии была совсем другая история: там государство отнеслось к исламу как к частичной замене «морального кодекса строителей коммунизма». Бишкек и Астана с энтузиазмом начали «возрождать» религиозные традиции. Так, в Киргизии в 1991 году количество мечетей не превышало 39. Через семь лет в республике уже было несколько сотен мечетей, а в 2012-м - около 1800. В начале 2000-х в Киргизии было несколько десятков медресе, богословов готовили в Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах.

Признаки беспокойства начали проявлять лидеры государств, которые еще недавно пестовали «исламский ренессанс». Вдруг выяснилось, что духовность все эти годы насаждалась как-то не так. В 2011 году президент Казахстана Назарбаев призвал защитить республику от религиозного экстремизма и возмутился тем, что в стране свободно действуют миссионеры различных течений.

В 2014-м президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что радикальная исламизация республике не нужна, даже наоборот - власти должны с ней бороться. Государственные мужи спохватились уже после того, как религиозные экстремисты на протяжении нескольких лет не только вели душеспасительные беседы с прихожанами, но и уверенно шли путем вооруженной борьбы с государством. Все помнят череду экстремистских вылазок и масштабных терактов, которые прокатились по Средней Азии.

Можно констатировать, что на волне «возрождения» ислама в регион пришло подполье религиозных экстремистов. Попытка вместо упраздненной идеологии сконструировать «духовные скрепы» в странах без устойчивых религиозных традиций кончилась появлением неофитов самых радикальных течений во всех слоях общества. Фантастические представления о прошлом привели к тому, что светлое будущее теперь готовы строить и те, для кого оно воплощается в халифате – теократическом государстве.

 

Фото: politexpert.net

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика