21:32
В Симферополе построят 165-метровые небоскребы «КрымНаш»
21:14
«Свидетелей Иеговы» оставили под запретом
18:00
Глава совета евреев ФРГ посоветовал мигрантам ехать в концлагеря
17:38
Путин предложил прививать патриотизм на уроках географии
17:24
Рига лидирует в рейтинге самых небезопасных прибалтийских столиц
17:16
Европа считает неправильным употреблять слово «партнеры» с Россией
17:07
В Польше требуют сменить замки на зданиях генконсульства России
16:55
На Украине обворовали могилу Леси Украинки
16:36
В классе дагестанской школы взорвалась граната, погиб ученик
16:35
В Москве предложили вернуть налог на бездетность
16:22
Россияне доверяют президенту Путину, а некоторые даже восхищаются
16:19
Путин позвал Эрдогана в Сочи
16:02
Матвиенко обругала Роскомнадзор за «группы смерти»
15:34
Азиатский банк развития выделит Узбекистану 80 млн на железную дорогу
15:30
В Литву возвращается «режиссёр цветных революций» – фонд Сороса
15:07
СМИ: Ответ США должен нейтрализовать все стратегические преимущества России
14:59
Победу православного батюшки на украинском «Голосе» назвали плевком на могилы АТОшников
14:28
Шувалов: у властей отсутствует единый образ будущего
13:56
Правительство отдаёт «Совкомфлот» частникам
13:29
Ле Пен считает своего конкурента в президентской гонке Макрона «слабаком»
еще 10 новостей
Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Новости
12.01.2017 10:49

В Центральной Азии возрождается экстремистское подполье

В Киргизии 9 января сообщили о вопиющем случае: врач отказался принять ребенка с приступом эпилепсии, так как торопился на намаз. На фоне беспокойства властей среднеазиатских республик о «радикальной исламизации» общества этот инцидент уже трудно отнести к курьезам. За 25 лет в Казахстане и Киргизии власти не только возродили религиозные институты, но и позволили сформироваться и окрепнуть сильному экстремистскому подполью, пишет портал «Центральная Азия».

Процесс возвращения ислама в публичное и политическое поле в пяти республиках шел по-разному. В Таджикистане в 1992 году началась гражданская война между светскими властями и оппозицией, к которой примкнули исламисты. Муфтий республики Ходжи Акбар Тураджонзода перешел на сторону противников власти. В 1997 году война окончилась, но заключенный между сторонами мир не остановил конфликт. В последующие годы Душанбе продолжал "давить" противников, которых считал фундаменталистами. В 2015-м в республике запретили Партию исламского возрождения.

В соседнем Узбекистане исламисты попытались взять власть, однако Ташкент довольно быстро выдавил из страны лидеров экстремистов. Ташкент продолжал борьбу с экстремистами внутри страны, озабоченная общественность критиковала власти республики за ограничение свободы вероисповедания, однако в исламском мире вес Узбекистана продолжал оставаться традиционно высоким. А в 2007 году Организация Исламская конференция – которую еще называют мусульманской ООН – избрала Ташкент столицей исламской культуры.

В Казахстане и Киргизии была совсем другая история: там государство отнеслось к исламу как к частичной замене «морального кодекса строителей коммунизма». Бишкек и Астана с энтузиазмом начали «возрождать» религиозные традиции. Так, в Киргизии в 1991 году количество мечетей не превышало 39. Через семь лет в республике уже было несколько сотен мечетей, а в 2012-м - около 1800. В начале 2000-х в Киргизии было несколько десятков медресе, богословов готовили в Пакистане, Сирии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах.

Признаки беспокойства начали проявлять лидеры государств, которые еще недавно пестовали «исламский ренессанс». Вдруг выяснилось, что духовность все эти годы насаждалась как-то не так. В 2011 году президент Казахстана Назарбаев призвал защитить республику от религиозного экстремизма и возмутился тем, что в стране свободно действуют миссионеры различных течений.

В 2014-м президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что радикальная исламизация республике не нужна, даже наоборот - власти должны с ней бороться. Государственные мужи спохватились уже после того, как религиозные экстремисты на протяжении нескольких лет не только вели душеспасительные беседы с прихожанами, но и уверенно шли путем вооруженной борьбы с государством. Все помнят череду экстремистских вылазок и масштабных терактов, которые прокатились по Средней Азии.

Можно констатировать, что на волне «возрождения» ислама в регион пришло подполье религиозных экстремистов. Попытка вместо упраздненной идеологии сконструировать «духовные скрепы» в странах без устойчивых религиозных традиций кончилась появлением неофитов самых радикальных течений во всех слоях общества. Фантастические представления о прошлом привели к тому, что светлое будущее теперь готовы строить и те, для кого оно воплощается в халифате – теократическом государстве.

 

Фото: politexpert.net

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика