Архив материалов
Оружие
05.12.2016 16:24

Бракованный трос на крейсере «Адмирал Кузнецов» топит самолеты

После выполнения боевой задачи в Сирии российский Су-33 при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» выкатился за пределы палубы.

Черный день для палубной авиации России. В Средиземном море у берегов Сирии упал второй российский истребитель при заходе на палубу крейсера «Адмирал Кузнецов». По данным Минобороны, в субботу Су-33 выкатился за пределы палубы и упал в воду. В середине ноября при выполнении полетов из-за технической неисправности упал в воду истребитель МиГ-29, пилот катапультировался.

Как уточнили в военном ведомстве, на этот раз авария произошла из-за обрыва троса аэрофинишера, после чего самолет выкатился за пределы палубы. Пилот успешно катапультировался и был подобран российским поисково-спасательным вертолетом. Здоровью летчика ничего не угрожает.

По некоторым данным, тяжелый истребитель разбился, во второй раз пытаясь сесть на авианосец. Отмечается, что посадка осуществлялась в хороших погодных условиях: видимость +10 километров, состояние моря 4 балла (умеренное волнение), ветер 12 узлов (22 км/ч).

Во времена Советского союза с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Минск» летчики морской авиации совершали полеты на самолетах вертикального взлета и с укороченной взлетной полосы. Уровень их профессионализма был чрезвычайно высоким благодаря долгим тренировкам. Однако после распада СССР в лихие 90-е уровень подготовки таких пилотов практически был сведен к минимуму, отметил капитан 1 ранга, академик Академии военных наук Владимир Галицкий. 

«От технических неполадок не застрахован даже самый лучший флот в мире, а учитывая тот факт, что у российских пилотов морской авиации недостаточно опыта для того, чтобы в совершенстве производить взлеты и посадки на палубу крейсера, поэтому, по мнению собеседника издания «Колокол России», аварии неизбежны. При этом пилот самолета и технический персонал авианосца – это единый организм, который дает сбой, если пилот или принимающая сторона допустили ошибку». 

«Несмотря на то, что водоизмещение авианосца очень большое всегда присутствует качка корабля, поэтому при посадке летчик совершает ювелирную работу, чтобы зацепить крючок для торможения, при этом одновременно должна происходить очень четкая наводка со стороны офицера-оператора, который дает команды пилоту. - По мнению Владимира Галицкого, - посадка на палубу авианесущего крейсера усложняется еще и тем, что ее по непонятным причинам зачем-то покрасили под цвет моря, хотя она должна сильно контрастировать и не сливаться с цветом морской воды. Иначе на больших скоростях палуба судна сильно сливается, и пилот при заходе на посадку может промахнуться».

Несмотря на второй инцидент с палубным самолетом с авианосца «Адмирал Кузнецов» нельзя говорить о каких-то фатальных просчетах и системных ошибках со стороны военного ведомства, потому что в условиях приближенных к боевым – это допустимая и естественная ситуация. При чем, как отметил собеседник издания капитан 1 ранга, если сравнивать с количеством ранее совершенных взлетов и посадок, то потеря двух самолетов это еще не показатель.   

«Сегодня в авиацию пришли молодые пилоты, которые после училища не имеют должного опыта, поэтому исправить сложившуюся ситуацию можно только путем многолетних тренировок, как самих летчиков палубной авиации, так и всего обслуживающего персонала на авианосце. При этом на подготовку слаженного коллектива требуются огромные бюджетные расходы и годы. Однако, - по мнению академика Академии военных наук, - после произошедшей аварии с Су-33 не стоит драматизировать ситуацию, а спокойно заняться анализом и дать объективную оценку. Потому что в произошедшей аварии может быть наслоение нескольких факторов, а также сочетание несогласованности между пилотом и принимающим кораблем. Кроме этого, необходимо провести тщательное расследование технического состояния троса аэрофинишера: не была ли нарушена технология эксплуатации этого троса, который рассчитан на определённое количество торможений, либо мог быть заводской дефект при его изготовлении, а это уже ошибка приемной госкомиссии».    

Между тем, по данным источника знакомого с организацией полетов на авианесущем крейсера «Адмирал Кузнецов» отметил, что трос аэрофинишера, который порвал во время посадки упавший за борт Су-33, заменили прямо перед аварией. По его словам, это была «первая посадка самолета на этот трос», а он сам был «только что установлен». По мнению источника, «в аварии виновато качество» этого троса.

Анатолий Молчанов
Фото: Министерство обороны РФ

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"