Архив материалов
Политика
20.06.2018 08:30

Хитрый план, который изменит весь мир

Практически одновременно пришли две новости с фронтов уже вовсю разгорающейся мировой торговой войны. Трамп обещает нанести по Китаю самый жесткий удар и в плюс к алюминию и ранее введенным пошлинам ввести пошлины на товары еще на $200 млрд, а Россия отчиталась, что продала половину американского госдолга. Теперь вопрос ставится: бахнет ли по госдолгу Китай и спровоцирует истерику в США?

Как стало известно сегодня, президент США Дональд Трамп пригрозил ввести пошлины на товары из Китая еще на $200 млрд. «После того, как юридический процесс будет завершен, эти пошлины вступят в силу, если Китай откажется изменить свою практику, а также если они будут настаивать на продвижении новых тарифов, которые они недавно приняли», — говорится в тексте заявления. Это заявление стало продолжением наступления США на Китай, вчера Департамент торговли США заявил о введении антидемпинговых пошлин на изделия из китайского листового алюминия. По мнению торгового ведомства, алюминиевые изделия из Китая продаются на рынке США по заниженной цене и будут облагаться дополнительными пошлинами в 167,16%.

«Действия Департамента — это именно те сильные меры в области торговли, которые нам нужны для поддержки базирующейся на правилах мировой торговой системы», — заявил президент компании Хейди Брок.

Меры по отношению к Китаю были анонсированы давно, правда, никто не верил, что Трамп говорит всерьез. «Наш торговый дефицит с Китаем, по разным оценкам, составляет от $375 млрд до $504 млрд. Мы имеем ситуацию с колоссальной кражей интеллектуальной собственности, соответствующей [потере] сотен миллиардов долларов», — заявил еще весной Трамп. И с того момента перешел к активной фазе войны. Сам Пекин настроен на борьбу до конца. «Китай не хочет воевать в торговой войне, потому что в такой войне победителей быть не может. Но мы не боимся сражаться. Если кто-то твердо намерен вести торговую войну, мы будем сражаться до конца», — заявил еще весной замминистра коммерции КНР Ван Шоувэнь.

В Китае уже рассказали, чем ответят в этот раз. Ограничения могут затронуть сектор услуг. В 2017 году США зафиксировали профицит в торговле услугами с Китаем в размере $38,5 млрд. Первые строчки в его структуре приходятся на поездки (китайцы, приезжающие в США, потратили там $32 млрд, тогда как американцы, приезжающие в Китай, — только $4,7 млрд), интеллектуальную собственность — например, торговые марки и программное обеспечение, следует из данных Минторга США. Китай может ограничить число студентов, которые учатся в американских вузах, что ударит по источникам их финансирования в условиях снижения числа студентов во многих высших школах США.

Китай также может лишить американские компании доступа к своему рынку госзакупок объемом 3,1 трлн юаней ($490 млрд), от чего пострадают такие компании, как Boeing и Cisco. Помехи для работы американского бизнеса в Китае Пекин может создать и за счет действий различных надзорных и контролирующих органов — таможни, финансовых регуляторов, инспекций по качеству, антимонопольных служб, природоохранных органов, потребительских групп и служб экономического планирования. Это может быть сделано под предлогом соблюдения местного законодательства, что позволит отвести подозрения в наступлении на иностранный бизнес. Наконец, в качестве ответной меры Китай может ослабить юань, считает главный декан Финансового института «Чунъян» при Китайском народном университете Вен Ван. Слабая национальная валюта повысит конкурентоспособность китайского экспорта. В ходе президентской кампании Трамп обещал, что при нем Китай получит статус «валютного манипулятора», что позволит Вашингтону ввести протекционистские меры в отношении китайских товаров.

«У Китая в запасе много мер для возможного ответа. Китай выжидает, поскольку, как мы прекрасно знаем, преимущество над врагом приобретается только после того, как тот ударит первым», — говорит Вен Ван.

Это далеко не весь список ответных мер, которые Китай готов принять в ответ на американскую атаку. Однако самый действенный — это наличие в руках китайцев американского госдолга. Сейчас госдолг США превышает 20 триллионов долларов. Около трети этой суммы приходится на государства-инвесторы, из которых Китай по-прежнему самый крупный. На втором месте Япония. Россия была на 16-ом, но после рекордной распродажи теперь оказалась на 22-ом месте, продав половину облигаций США на сумму в 47,5 млрд долларов и выйдя на показатели 2008 года.

Самое интересное, что с началом торговых войн тихой сапой выводят из США свои деньги японцы. Объем трежерис в резервах снизился до минимума с октября 2011 г., при этом Япония продает облигации США в течение 8 из последних 9 месяцев и продала с 1,2 триллиона в 2014 году до 1,031 сегодня.

Выводит свои деньги из казначейских бумаг США и Китай. Центробанк Китая, располагающий крупнейшими в мире золотовалютными резервами, в 2016 году рекордно сократил вложения в казначейские облигации США (treasuries), следует из данных, опубликованных американским Минфином еще 15 февраля. Китайский пакет гособлигаций США составил $1,06 трлн по итогам декабря, что на $188 млрд меньше, чем годом ранее. В апреле этого года он предупредительно сократил объем вложений в трежерис еще на $6 млрд, но, видимо, предупреждениям не вняли. Теперь же, если Трамп и далее будет вести себя по отношению к товарищу Си по-ковбойски, предупредительной мерой может стать вывод сразу 200 млрд и последующий за этим виток паники.

Напомним, как ранее сообщала РИА «Катюша», коммерческие банки США серьезно увеличили свои вложения в облигации Соединенных Штатов, доведя их до 2,52 трлн долларов — рекорд с января 2018 г. Агентство Bloomberg связывает вложения дилеров с возможным ростом стоимости гособлигаций США и падением доходностей по ним. Исторически всплеск покупок со стороны дилеров происходил в кризисные или околокризисные моменты на финансовых рынках США. К примеру, с 2001 по июль 2007 гг. участники рынка продавали «трежериз». К сентябрю 2007 г. они резко нарастили свои вложения в облигации, то же самое они делали и в момент активного обвала на фондовых рынках: осень 2008 г. — весна 2009 г. А в 2016 г., когда возникли серьезные опасения насчет дальнейшего движения S&P 500, дилеры вновь резко увеличили свои вложения в «трежериз».

В переводе на человеческий: на фоне бегства капитала из страны американские финансовые шакалы уже начали подсчитывать огромные прибыли от нового кризиса, когда долговые обязательства резко взлетят в цене. Вот тогда там снова включат печатный станок и покроют их аппетиты или начнут экономить на ком-то или чем-то и тоже покроют аппетиты банкстеров, а скорей всего — и первое, и второе. Либо же Трамп просто выкинет «за борт» своих же банкстеров, которые его, мягко говоря, не шибко любят. А сюда по всему, именно по этому сценарию и развиваются события.

Правда, вывод Китаем денег обрушит доллар, но, видимо, и это в планах Трампа, который вполне может за счет снижения курса собственной валюты разогнать экономику США и снизить госдолг. Есть, конечно, риск, что хитрый план доведет гегемона до ручки, но кто не рискует, тот не пьет шампанское, а Трамп шампанское любит.

Что касается остального мира, то встряска — а то и кризис — будет ждать всех, от слова совсем. Совершенно точно, что после нынешнего кризиса мир станет иным. Китайцы, к слову, к этому кризису готовятся давно и активно. Вопрос: кто из этого кризиса сможет извлечь выгоду и уроки и развить собственную экономику, а кто упадет и может уже не встать?

Источник

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"