Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Политика
29.10.2015 17:04

Партия нового типа. Прерванный полет?

На круглом столе «Партия нового типа: необходимость и перспективы создания в России», организованным Центром Сулакшина, было сказано много всего, и мы еще вернемся к речам докладчиков, но сначала «возьмем быка за рога» и начнем с главного. На мероприятии была если не презентована, то уж точно анонсирована новая сила со Степаном Сулакшиным в качестве идеолога и Игорем Стрелковым в роли политического лидера (это, конечно, примерный расклад). Оба, впрочем, опровергли, корреспонденту «Колокола России» создание непосредственно партии по нормальным лекалам, но сделали это настолько красноречиво, что дело явно идет к этому. Хотя Сулакшин в самом начале своего выступления сказал, что играть по установившимся правилам — партстроительство, регистрация и т.д., — не собирается. Это, пока, по его мнению, не имеет смысла. А смысл — в сообществе просвещенных, патриотически настроенных сил, которые и будут называться «партией нового типа», а потом, возможно, и превратятся в «нормальную партию», но уже в новых условиях.

Это известный прием профессора Степана Сулакшина, он всегда хочет перестроить систему под себя, а не встраиваться в существующую.  

Ваш покорный слуга, когда подвернулось окошко между бесконечным теоретическим поиском смысла и сути новой партии, задал вопрос в лоб: «Присутствуем ли мы сейчас при рождении этой самой партии нового типа, на каких бы основах она не строилась?» Мне как человеку, возможно, не доперающему глубокий смысл термина «партия нового типа», были интересны, например, персоны, которые возглавят партию — по старинке. 

Степан Сулакшин: «Сейчас у нас происходит научная сессия, а не собрание, на котором кто-то берет на себя определенные обязательсва. Это только начальный этап формирования идеологии, ядра, инфраструктуры для партии нового типа. Пока никаких договоренностей о том, кто будет генеральным секретарем, кто будет его замом — не существует. Присутствующие здесь активные и состоятельные в гражданском и умственном смысле люди говорят, что этот сценарий реалистичен. Появятся и фамилии, и организация».

Сулакшин о партии нового типа

Игорь Стрелков: «Я добавлю, что Степан Степанович абсолютно прав, здесь не происходит никакого партсобрания. Мы просто обсуждаем, что необходимо делать в кризисной ситуации. Мы сошлись во мнении, что нужно создавать ту силу, которая взвалит на плечи то, что «на нее свалится, и попытается это удержать. Но как это будет формироваться (и будет ли), в какие сроки, и в какой структуре — это совершенно отдельный вопрос. Сейчас мы, действительно, обсуждаем, что надо делать, и что нам предстоит».

Герой Новороссии Игорь Стрелков

Давайте разберемся в перспективах этого альянса. Сулакшин, на мой взгляд, вполне способен стать идеологическим мотором новой партии, если ему удастся кристаллизовать свои идеи в некую сжатую и очень понятную субстанцию, которую можно скормить избирателю. А вот Стрелков на роль политического лидера пока не подходит. Не потому, что у него нет харизмы или известности — с этим-то как раз все хорошо, — а потому что он еще недостаточно развращен играми в политику и, похоже, не собирается преуспеть на этом поприще. Его недавние высказывания против войны в Сирии –– наглядное тому подтверждение. Он военный и прекрасно знает, чем потенциально могут заканчиваться подобные экспедиции. «Маленькая победоносная война», может пойти как на пользу, так и во вред — сильнейшим образом подорвать страну. За примерами далеко ходить не надо — Афганистан. Хотя афганская кампания была в целом удачной, и СССР вышел оттуда на своих условиях с развернутыми знаменами, нет сомнений, что эта война способствовала развалу советской империи.

Нынешняя наша «имиджевая» война в Сирии пока успешна. Но кто знает, что будет дальше, когда пойдут потери? Как отнесется к этому общество? Как среагирует оппозиция и «пятая колонна»? И Стрелков в данном случае прекрасно понимает, насколько серьезный урон имиджу страны и лично Путину может нанести такая война.

Возможен как очередной триумф президента во внешней политике, так и его провал, вплоть до совершенно непредсказуемых последствий. Я думаю, именно поэтому он высказывается против войны в Сирии.

Кроме того, приоритетом для Стрелкова всегда было «восстановление суверенитета России», как он сказал в весеннем интервью нашему сайту, и этот суверенитет надо искать, по его мнению, не на Ближнем Востоке, а в Новороссии. Поэтому, несмотря на негласную «опалу», которая свалилась на героя ДНР, к его словам стоит прислушаться. По крайней мере, важно не зацикливаться на безусловной поддержке войны в Сирии — это удел алчных, подлизывающихся к власти пустышек, не нюхавших пороха, а вот Стрелков, напротив, как военный может правильно оценить последствия. Да и вообще радость по поводу войны — нечто для человека неестественное. Нужно не забывать о том, что на фоне ярких репортажей с мест событий наша страна и ее руководство очень сильно рискуют. Надеюсь, что в Кремле это ясно осознают.    

Вот поэтому Стрелков пока не готов возглавить партию. «Реальный» политик молчал бы в тряпочку про Сирию, боясь высочайшего гнева. Стрелков же на это не способен.

Горе от ума, опала за честность.

Впрочем, как предполагает Сулакшин и его спецы, партия нового типа как раз и будет состоять из людей, способных говорить правду власти в лицо.

Доклад профессора Вардана Багдасаряна

И тут важно уловить дух времени, понять есть ли запрос общества на честных политиков и на «ветер перемен»? По-моему, сейчас такого нет. В обществе, притом что оно крайне политизировано после недавних геополитических коллизий, тем не менее существует отвращение к любым политикам и партиям. Разочарование подпитывается такими неприглядными примерами, как дело «Оборонсервиса», когда виновные не понесли практически никакого наказания. Народ поддерживает Путина, который действует вроде бы правильно, и вообще – «наш мужик», но видит также и чудовищные перекосы во власти, безнаказанность и хамство чиновников, а о ценах в магазинах я уже и не говорю — люди просто ничего не могут купить.

Казалось бы, самое время, выкрикнуть по-ленински: «Есть такая партия! Мы не такие, как они! Мы другие! Мы с народом!» Но Сулакшин сотоварищи медлят, чему свидетельство ответ на мой прямой вопрос — вроде партию создаем, а вроде бы и нет, точнее, создаем, но еще немного погодим.

Сулакшин, притом что его «донкихотство» вызывает симпатию, находится в плену научных формул, графиков, тенденций, которые все время меняются, потому что меняются время и обстоятельства. Даже заполучив такого «туза», как Стрелков, партия нового типа еще даже не превратилась в некое движение единомышленников. Потому что и Стрелков не так прост, и Сулакшин туда же. А вдруг не получится, а давайте еще проверим… А время уходит! Нельзя так долго «встраиваться» в политику, в нее обычно распахивают дверь ногой — как Маяковский в поэзию.

Вспоминается фраза одного известного деятеля, смысл которой в том, что, пока умные люди пребывают в сомнениях, дураки полны уверенности в себе и просто действуют. Дураки присасываются к власти, не сомневаясь ни секунды, а умный Сулакшин, умный Стрелков, умный Багдасарян просиживают штаны на конференциях, в теории оттачивая принципы на которых будет зиждиться партия нового типа.

Один из докладчиков

Это обидно. При очень правильных словах, при объективном, вроде бы, видении ситуации, теряется динамика — движение вперед. В политике, как и в жизни, нельзя все рассчитать «на берегу», нужно ввязываться в драку, но пока такого желания не видно. Конечно, это можно отнести к опале как Сулакшина, так и Стрелкова, но ведь и сами они действуют до крайности вяло.

«Уважаемы коллеги, я хочу вас разочаровать!» — с таких «ободряющих» слов начал Степан Сулакшин свое выступление. Далее докладчик уточнил, что речь на круглом столе будет идти, скорее, не о конкретной партии, а о «двухзвенном политическом проекте». Становиться очередной партией в списке Минюста, регистрировать ее, играть по шулерским правилам –– смысла не имеет, считает Сулакшин. По словам профессора, цель состоит в строительстве сообщества здоровых, нормальных, профессиональных и патриотичных людей.

Как всегда планы Сулакшина глобальны и преследуют изменения всей партийной системы страны — не меньше.

Первый этап осуществления этих планов — системный переход к постлиберальной России на фоне открывающегося сейчас, по мнению Сулакшина, «периода политической нестационарности».

Второй этап — создание стационарной системы страны навсегда. Это, так сказать, в масштабе государства.

А вот еще одно подтверждение того, что Стрелков и Сулакшин, по крайней мере до позавчерашнего вечера, всерьез думали делать партию. Но что им помешало однозначно заявить об этом — большой вопрос. Каждому из присутствующих была роздана брошюра «Начальная программа будущей партии».

Там, кстати, описаны целых пять этапов ее создания.
1. Этап самоопределения и консолидации.
2. Этап строительства
3. Этап борьбы за обретение власти
4. Этап постлиберального обустройства и оздоровления страны (кажется, что-то такое мы уже читали — ред.)
5. Этап дальнейшего участия в политической жизни страны.

Что это? Без слухового аппарата слышны переклички с докладом Сулакшина, только в нем лишь два этапа. Кто же отрезал крылья предполагаемой презентации новой партии? Кто заставил этих умных людей превратить рождение новой партии в абстрактные рассуждения о том, что она нужна, а кто ее будет создавать — время покажет. Окрик из Кремля? Какая-то политическая необходимость. В любом случае, все это смотрится если не подозрительно, то странно. Но все равно на протяжении всего круглого стола младенец рвался из мамки — Сулакшин говорил о борьбе будущей силы за власть, о месте партии нового типа в структуре страны, не забыв, разумеется, доказательно, как это у него принято, объявить все без исключения существующие партии несостоятельными.

Поскольку моя уверенность в том, что круглый стол пошел слегка не по тому сценарию, по которому должен был пойти, только возрастает со временем, я не буду подробно останавливаться на словах докладчиков. Эти выступления — яркие, умные — сейчас кажутся просто шумовым фоном, потому что главное надо было читать между строк, вычленять из трех с лишним часов непрерывной говорильни.

Вывод из всего этого я сделал следующий.

Стрелков теряет время, что дает его противникам постепенно разрушать имидж стойкого патриота, бескорыстного человека и борца за интересы России. Его некоторые высказывания насторожили меня еще во время майского интервью. Даже не высказывания, а самое настроение нашего героя.

Некая полуобиженная интонация. Он может со временем превратиться в этакого «явлинского» только от патриотического крыла, который не об кого пачкаться не хочет, ни с кем союзы не заключает, гнет свою линию и постепенно забывается народом. Очень хочу, чтобы этого не случилось.

Я уверен, что, в конце концов, под «партию нового типа» будут разработаны все возможные обоснования, но будут ли нужны стране люди, которые так долго медлили сказать свое слово? Кроме того, практически ничего про идеологию новой партии я не услышал, кроме обычного «мы за все хорошее, против всего плохого». К сожалению, многие главные доклады сводились к «маркетинговому» оформлению новой партии, а не к идеям, которые она может предложить избирателям. Я вполне допускаю, что люди, которые составят костяк этой партии, и не мыслят ничего плохого и ошибочного, поэтому и занимаются лишь организационными вопросами, но об избирателях забыли. А народу нужны символы (в том числе и секс-символы), ощущение силы, а также уверенность, прущая от политических деятелей. Такое вряд ли посчитаешь алгеброй. На это вполне способен Стрелков, если бы полагался на свои инстинкты, но, похоже, его пока всецело заняла теория.

Тем не менее я верю, кто когда-нибудь эта партия будет создана. Проблема только в том, что для ее существования Стрелкову придется перестать быть самим собой, а Сулакшину стать ближе к народу, что неизбежно приведет к опошлению его идей и методов.

К сожалению, российский политический космос нельзя заточить под себя, в него, если не хочешь извозиться в дерьме, можно выйти в очень тяжелом скафандре, который сковывает движения. Если бы он затачивался, и в нем могли существовать партии нового типа честных людей, то и само его существование отпало бы — все и так было бы хорошо.

И не надо ленинских аллюзий. Назовите эту партию не «нового типа», а «Партией мечты» –– это будет честнее. Мечта, как и мысль, материальна, так что это будет иметь отношение к действительности. Ведь мечта –– это самое чистое, о чем может помыслить человек, но она никогда не сбывается в том виде, в котором мечталась…

Михаил Сарафанов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"