Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Политика
01.04.2016 08:50

Пять причин, мешающие Клинтон стать президентом

Перед съездами республиканцев и демократов, на которых партии должны будут определиться с главными кандидатами на президентское кресло, двумя наиболее популярными политиками в США остаются экс-госсекретарь Хиллари Клинтон и мультимиллиардер Дональд Трамп. Соратница и продолжатель идей действующего президента Барака Обамы, Хиллари Клинтон в настоящее время имеет некоторое преимущество над Трампом из-за одиозности и неоднозначности некоторых высказываний последнего. Тем не менее, масса публикаций в независимой и оппозиционной прессе свидетельствует: ставка на Клинтон не является компромиссной даже для ее партии и наверняка еще аукнется демократам. «Колокол России» выделил пять основных моментов, которые могут помешать инаугурации первой в истории женщины-президента США.

1. Сенатор с Уолл-Стрит

Сейчас далеко не 1972 год, когда Америка была расколота надвое войной во Вьетнаме. Ныне вся страна едина в своем негативном отношении к Уолл-Стрит. Хиллари никогда не сможет объяснить, каким образом она заработала  11 млн. долларов на корпоративных выступлениях и почему сейчас она принимает миллионы от банкиров-спонсоров в своей избирательной кампании.

Очень многое изменилось в общественном восприятии Хиллари по сравнению с 2008 годом, когда она соревновалась с Обамой. Тогда она была неимоверно популярна среди рабочего класса. На тот момент они с Биллом были госслужащими, а не богачами.

Сегодня же чета Клинтонов обретается в высших слоях американского общества. За последние восемь лет они накопили более 130 млн. долларов, недавно устроили публичную шикарную свадьбу дочери. Такой образ жизни провоцирует рост негатива к Клинтон среди рабочего населения и проводит водораздел между простыми гражданами и кандидатом в президенты. Трамп, конечно же, еще богаче своей соперницы, но он никогда не бравировал своими миллионами.

2. Потеря популярности среди мужской части белого населения

Клинтон побеждает на праймериз во многих штатах, но одна значительная электоральная группа высказывает ей недоверие – белые мужчины США.

Они прикрыли Хиллари в президентской гонке 2008 года, но на сей раз в крупных штатах выражают недоверие ее предвыборной стратегии. К примеру, экзит-поллы в Миссури, Северной Каролине и Огайо ярко отражают эти тенденции.

Также Хиллари не поддержали протестанты-индепенденты, впрочем, никогда не входившие в ее целевую аудиторию. Однако с белыми мужчинами совсем другая история – они традиционно отдавали ей большинство голосов во время соревнований с Бараком Обамой. Клинтон с большим успехов высмеивала Обаму за высказывания о «белых работягах, которые помешаны на оружии и религии», даже уколола соперника, что у него, мол, «постоянно возникают проблемы с трудолюбивыми белыми американцами».

В десятках интервью, в кафе, офисах и частном секторе белые мужчины-демократы высказывают множество опасений, вынуждающих их отворачиваться от своей былой фаворитки. Удивляет здесь не столько изменение личного отношения к Клинтон у этих избирателей, сколько ее нежелание вновь завоевывать их доверие.

«Сейчас Хиллари больше старается для нацменьшинств, а вовсе не для белых, и это большая ошибка, – отмечает Дэннис Бертко, 66-летний инженер-конструктор из штата Огайо. – Она могла бы охватить больше народа своими посланиями, мы бы с радостью ее выслушали… Но вместо этого она постоянно твердит о продолжении курса Обамы. А я далеко не всегда согласен с его либеральными идеями. Ранее я никогда не изменял демократам, но в этот раз наверняка поставлю на Дональда Трампа, который вошел в доверие к белым, выступив против соглашений о свободной торговле. Хиллари, как известно, стоит за них горой».

На каждых президентских выборах в США начиная с 1988 года демократы стабильно получали 35-40% голосов белого мужского населения. И многие лидеры партии не забывают делать акцент на доверие именно этой группы как ключевой в широкой национальной коалиции.

Что касается Клинтон, то она выиграла их расположение в Арканзасе, Алабаме и Теннесси, получила половину их голосов в Техасе, но при этом официальные спикеры от демократов замечают: без серьезной стратегии она может выступить в этой электоральной группе так же ужасно, как Уолтер Мондейл, который получил всего 32% ее голосов в 1984 или Джордж Макговерн, получивший 31% в 1972.

Так, Билл Ричардсон, бывший губернатор Нью-Мексико и член правительства Билла Клинтона, отмечает, что миссис Клинтон надо больше фокусироваться на экономических проблемах и безработице. «Только так можно остановить утечку голосов белых мужчин к республиканцам», – считает Ричардсон.

Социолог и консультант Клинтон Джоэл Бененсон полагает, что для итоговой победы на выборах будет правильно не разделять электорат по различным признакам, а напротив, создавать разномастную коалицию, которая позволит постоянно побеждать. Вот что пытается делать коллега и главный соперник Хиллари среди демократов – Берни Сандерс.

Так или иначе, миссис Клинтон, видимо, по привычке, уверена в белом мужском электорате, а потому активно завоевывает симпатии других национальных групп, что может обеспечить ей небольшой перевес по общим итогам голосования. Она обещает послабления в миграционной политике и улучшения в образовании для мигрантов, обходя вниманием тему растущего полицейского насилия и ужесточение законов для владельцев огнестрельного оружия.

Ситуация в штате Огайо должна стать тревожным звонком для Клинтон, так как согласно экзит-поллам 89% белых мужчин поддержали здесь Берни Сандерса. Впрочем, разногласия с белыми избирателями могут и не повлиять на итоговый результат президентских выборов в ноябре. Вспомним, что восемь лет назад Обама тоже не пользовался популярностью у белого рабочего класса, но в итоге выиграл борьбу за президентское кресло.

3. Рупор транснацкорпораций и свободной торговли

Неолиберальный взгляд на корпоративный свободный рынок потерпел неудачу. Простые американцы на личных примерах убедились, что среднестатистический рабочий, как и тысячи рабочих сообществ, после подобных торговых соглашений превращаются в рабов крупных компаний. Они теряют все свои социальные льготы и становятся подобными каторжникам с низкой зарплатой в других частях земного шара. Руководя администрацией своего мужа, Хиллари активно выступала за Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА). Также она постоянно говорила о том, что гордится своей ролью в организации Транстихоокеанского партнерства. У рабочего класса все это не вызывает никакого доверия.

4. Идеолог глобальной войны

Американцы также отворачиваются от Клинтон из-за ее неуемного желания вмешиваться в дела суверенных государств. Она последовательно поддерживала войну в Ираке, выступала за свержение Каддафи и Ассада. Сейчас она мечтает установить бесполетную зону над Сирией и считает, что необходимо разрешить спецназу США действовать по всему миру в своих интересах. Ливия и Ближний Восток – ее ахиллесова пята для уставших от войн американцев.

5. Ветреная как погода

В ходе продолжительной политкарьеры Хиллари очень часто меняла позицию по тем или иным острым вопросам, и теперь у многих избирателей просто нет к ней доверия. Конечно, отдельные перемены всегда можно объяснить развитием человека, его желанием исправлять допущенные ошибки, но таким образом только подчеркивается факт – Клинтон готова вещать что угодно, лишь бы ее избрали.

Еще один аспект – Хиллари использует местоимение «я» вместо «мы» чаще, чем любой другой кандидат. Она словно мечтает, чтобы на этих выборах все вертелось исключительно вокруг нее: ее карьеры, деловых качеств, опыта, ее способности решать проблемы. «Я уже делала нелегкий выбор в своей жизни, я буду работать для вас…». Она воспринимает службу обществу исключительно через собственное эго. Трамп также говорит о своем персональном движении. А вот Сандерс, напротив, постоянно использует «мы» как политическую мантру. Избиратели всегда хотят чувствовать себя частью чего-то значительного, а Хиллари не способна заразить их этим коллективным чувством. Она – инсайдер мировых олигархов, человек, который привык оперировать огромными суммами денег. Отсюда, как уже  говорилось выше, неизбежный недостаток доверия со стороны простых работяг.

И напоследок – еще немного пищи для размышления. Журналисты и социологи обращают внимание на тот факт, что в штатах, где успех на праймериз сопутствовал альтернативному кандидату от демократов Берни Сандерсу, показатели республиканцев в целом значительно ниже, чем в вотчинах Клинтон. Сандерс позиционирует себя как прогрессивный демократ, его часто называют «самопровозглашенным социалистом». В отличие от Клинтон, он не апеллирует к отдельным целевым группам, а прямо заявляет о необходимости борьбы с влиянием Уолл-Стрит на геополитику, о своем желании прекратить бесконечные, бессмысленные локальные войны. Такая риторика дает ему безусловную поддержку среди молодежи и небогатых граждан. Они ловят каждое слово Берни о необходимости устранения социального неравенства. И может так статься, что миссис Клинтон, со всем ее огромным опытом и влиянием, в итоге просто окажется вне повестки дня. Хотя итоговый расклад американских (как и прочих национальных) президентских выборов, думается, будет прежде всего зависеть от настроя политических и финансовых элит.

Иван Ваганов

Фото: Regnum.ru

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"