Популярное деньнеделя месяц
comments powered by HyperComments
Архив материалов
Провинция
28.01.2016 10:07

Экономика Дальнего Востока: стремление к реанимации на фоне деградации

Дальний восток для современной России – один из самых проблемных регионов. Как в царское, так и в советское время, предпринималось немало усилий для его развития, в том числе создания инфраструктуры, военных баз, рабочих мест, улучшения уровня жизни и стимулирования переселения туда людей из других частей страны. В начале 90-х регион фактически бросили на произвол судьбы, что привело к застою в развитии и даже деградации во многих сферах жизни региона. «Колокол России» уже писал о проблемах транспортной доступности Дальнего Востока, и теперь настало время поговорить о социально-экономическом положении этого края.

История развития Дальнего востока показывает, что для его мощного роста, потенциал к чему, несомненно, присутствует, необходимы значительные социально-экономические преимущества для проживающего здесь населения, а также создание особых преференций для инвесторов. Всё это предполагает организацию жизни высокого качества, которая бы привлекала в регион экономически активное население.

При этом одной из главных особенностей этого края является его не самое благоприятное географическое положения, которое вкупе с серьезными экономическими проблемами в стране обуславливают то, что Дальний Восток сейчас живет в условиях целого ряда негативных факторов, отрицательно сказывающихся на социально-экономическом развитии этих территорий.

Сейчас же мы, наоборот, видим неудовлетворительное решение проблем бедности. Наблюдается серьезная нехватка отвечающей современным стандартам социальной инфраструктуры. Также имеются проблемы с транспортной мобильностью. Многие важные промышленные отрасли находятся в состоянии упадка. Уровень зарегистрированной безработицы – выше среднего по России.

Хронически отстает на Дальнем Востоке от Центральной России и даже от Сибири производственная инфраструктура. Не в лучшем состоянии находится и некогда чрезвычайно прибыльная золотодобывающая отрасль, причиной упадка которой стало резкое сокращение ассигнований со стороны государства, что привело к свертыванию геологоразведочных работ и массовому увольнению работников с подобных предприятий. Это стало причиной значительного падения добычи золота в Магаданской области и Якутии, что в целом отразилось на благосостоянии этих регионов.

Пока не удается стабилизировать обстановку и в местном топливно-энергетическом комплексе. Следует сказать, что немалая часть предприятий Дальнего Востока работают в условиях жестких ограничений поставок энергоресурсов, к чему привел постоянный дефицит финансовых средств для их оплаты. В горнорудной промышленности тоже не всё хорошо – темпы геологоразведочных работ все последние 25 лет после распада СССР неуклонно снижались, что привело к нарушению процесса воспроизводства минерально-ресурсного потенциала региона. Также значительно пострадала лесная и рыбная промышленность.

Эксперты утверждают, что общий спад производства, хроническая неплатежеспособность, а также инфляционные процессы последнего времени тяжело отразились на финансовом положении местных предприятий. Особенно это касается территорий с ресурсной специализацией, где слабая инвестиционная возможность предприятий приводит к тому, что основной груз по финансированию производственных, социальных и иных программ ложится на федеральный и региональный бюджеты, которые в условиях кризиса продолжают худеть.

Следует отметить и проблемы фермерских хозяйств, которых довольно слабо поддерживает государство. Это заставляет население заниматься браконьерством, что наносит большой вред экологической обстановке. К тому же не лучшая транспортная доступность региона привела к тому, что дальневосточную продукцию практически невозможно встретить на внутреннем рынке страны (разве что на самом ДВ и в Сибири). Местные производители вынуждены налаживать контакты со странами АТР, чтобы хоть как-то выжить.

Также необходимо выделить проблемы села в регионе. Здесь, в принципе, они такие же, как и в других частях страны – безработица, низкие заработки, плохое качество или вовсе недоступность многих социальных услуг.

Город Углегорск, Сахалинская область

На этом фоне происходит депопуляция Дальнего востока. Так, согласно статистическим данным, в 1991 году численность населения региона превысила 8 миллионов человек – крупнейший за всё время показатель. Однако уже с 1992 года наблюдается устойчивая 24-летняя тенденция к уменьшению населения, что привело к тому, что на данный момент численность населения Дальневосточного федерального округа (ДВФО) едва переваливает за 6 миллионов человек.

Сохранение тенденции к депопуляции Дальнего Востока может привести к тому, что в ближайшие 10–15 лет численность населения этих территорий скатится вниз до 5 миллионов человек. Для сравнения, в одной только столице России – Москве – на данный момент официально проживают 12 миллионов человек. Неофициальные цифры говорят уже о 15 миллионах. А через 10–15 лет в столице России и её агломерации могут оказаться уже 20 миллионов человек. Разрыв с полупустым Дальним Востоком увеличится в четыре раза. Колоссальная разница.

Уменьшение численности населения региона вполне естественно, так как низкий уровень жизни вместе с инфраструктурной и промышленной деградацией заставляет людей искать более благоприятные места для жизни. Стоит отметить, что, согласно данным Росстата, самым бедным регионом Дальневосточного федерального округа является Еврейская автономная область, где доля жителей с доходом ниже прожиточного минимума составила более 20%. «Почетное» второе место заняла Якутия, где 17% населения живут на доходы ниже прожиточного минимума. Третье место занял Камчатский край, при этом на Камчатке оказался самый высокий прожиточный минимум – более 15 тысяч рублей, что говорит о достаточно высокой стоимости продуктов и услуг. Что же касается Приморского края, то там 15% населения имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. В Амурской области и Хабаровском крае наблюдается схожие с Приморьем показатели.

Здесь стоит отметить, что, несмотря на то, что по официальной статистике уровень, доходов жителей ДВФО превышает общероссийский примерно на 5%, во многом эта разница сходит на нет из-за, как уже было сказано, высокого уровня цен на продукты и услуги, что приводит к тому, что покупательная способность в области зачастую ниже, чем в других регионах страны. В целом, если сравнивать покупательную способность денежных доходов населения по отдельным продуктам питания, то объем продуктов, которые может позволить себе житель Дальнего Востока РФ, значительно скромнее, чем у среднего россиянина в других регионах. Преимущество у дальневосточников имеется только по одной позиции – замороженной рыбе.

Итак, понятно, что ситуация сложная. Что же делается для её исправления? Еще в 2010 году в России был принят весьма серьезный, на первый взгляд, документ. Назывался он «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», для реализации чего планировалось направить аж 4 триллиона рублей. Проект вроде бы неплохой – говорилось о необходимости строительства новой инфраструктуры и модернизации уже имеющихся предприятий и объектов социальной сферы. Но только, вот, имелся один серьезный недостаток – им стало, как это обычно бывает, практические полное отсутствие конкретики. С одной стороны, говорится много правильных слов о том, что нужно делать. С другой стороны, о том, что именно, где и когда надо строить – ни единого слова. В общем, документ в стиле «за всё хорошее…».

Конкретика в действиях российского руководства относительно Дальнего Востока появилась, надо сказать, совсем недавно. Она выразилась, помимо всего прочего, в принятии закона о территориях опережающего развития (ТОР), согласно которому в ДВФО будут создаваться специальные площадки экономического развития, которые дадут возможность реализовывать проекты на выгодных условиях за счет налогового режима и прочих преференций. По мнению авторов законопроекта, воплощение проекта ТОРов в жизнь приведет к удвоению за 10 лет валового регионального продукта, развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и общему улучшению уровня жизни в регионе.

В прошлом году были созданы первые три ТОРа – в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Приморье. На данный момент на этих площадках готовятся к реализации около 20 крупных инвестпроектов, среди которых производство комплектующих для авиазавода в Комсомольске, строительство грузового терминала в Хабаровском аэропорту, а также возведение металлургического и битумного заводов, создание круизного туристического кластера и так далее.

При этом стоит отметить, что в руководстве страны сделали ставку на экспортный потенциал региона. Причем экспорт в страны АТР. «Дальний Восток находится в центре нового мирового очага экономического развития – Азиатско-Тихоокеанского региона, региона, совокупный ВВП которого составляет 50 триллионов долларов. Уже сегодня страны АТР активно импортируют в объеме более 6 триллионов долларов ежегодно, и в том числе несырьевой импорт составляет около 4,9 триллиона долларов в год. Это огромный рынок. Даже примерные расчеты показывают, что если 2% объема импорта стран АТР будет экспортироваться с Дальнего Востока – это минимум удвоение ВРП», – заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Также для реализации более тесного взаимодействия Дальнего Востока и стран АТР в торговом плане реализуется проект «Свободный порт Владивосток». Его создание, по мнению экспертов Минэкономразвития, позволит к 2025 году увеличить ВРП Приморского края в 2,7 раза, инвестиции в основной капитал – в 2,5 раза, а среднегодовую численность занятых в экономике – в 1,3 раза. «Режим Свободного порта, и те фискальные преференции, которые будут предоставлены резидентам порта: пониженные ставки по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога. При этом в зоне порто-франко во Владивостоке иностранцы будут иметь возможность получать 8-дневную российскую визу прямо на границе, а ввозимое оборудование будет освобождено от уплаты импортной пошлины и налога на добавленную стоимость. Да и в целом формируется очень удобный транспортный коридор из порта Зарубино, например, в китайскую провинцию Цзилинь и из порта Находка в провинцию Хэйлудзян», – отметил Галушка.

То есть в правительстве рассчитывают, что создание в рамках ТОРов новых предприятий позволит произведенную ими продукцию экспортировать в страны АТР. При этом председатель комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Антон Данилов-Данильян считает, что данный план может принести региону огромные выгоды. «На Дальнем Востоке можно создать много разных производств, продукция которых будет востребована в странах АТР, так как обойдется дешевле за счет наличия собственных дешевых ресурсов – нефти, газа, металлов, леса, рыбы и многого другого. То, что у нас рабочие руки дороже, чем в Китае, – это миф, ведь в высокотехнологичных производствах китайская рабочая сила даже дороже нашей», – заметил он.

ТОРы могут стать новым двигателем развития Дальнего Востока

 

И всё вроде как хорошо, если бы не одно большое «но» – направление экспорта произведенной в ТОРах продукции на рынок стран АТР, а не на внутрироссийский, еще более отдалит Дальний Восток от России. Как было сказано в прошлом материале о проблемах транспортной связуемости ДВФО и остальной России, дорогие тарифы на транспорт и неразвитость дорожной инфраструктуры отрывает регион от остальной страны и наоборот – связывает с Китаем, Кореей и другими странами, которые находятся гораздо ближе, чем «большая земля». Теперь же, в довесок к этому, мы планируем переориентировать торгово-экономические связи Дальнего Востока на АТР. Тогда зачем Владивостоку, Хабаровску, Петропавловску и другим городам ДВФО вообще будет нужна остальная Россия?

Транспортный и торгово-экономический отрыв региона от России может стать предвестником его политического обособления. Это с одной стороны, а с другой, Дальний Восток может стать колонией хорошо развитых с экономической точки зрения государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

По мнению председателя Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, ориентир на экспорт с Дальнего Востока в Китай и другие страны региона сделает его зависимым от этих импортеров, а иностранные инвесторы выжмут из него последние ресурсы. «Власть, по сути, сделала выбор: быть Дальнему Востоку локомотивом развития российской промышленности или остаться сырьевым придатком. Опыт тех же стран АТР, принявших в свое время экспортную модель, показал, что она приводит к зависимости от стран-патронов. Доказательство этому – экономический спад в Китае, который зависим от экономики США и Европы.  Так и мы будем зависимы от Китая и других стран. А жители Дальнего Востока будут просто «обстирывать» сотрудников транснациональных корпораций, которые, скорее всего, привезут с собой рабочую силу большей частью», – констатирует эксперт.

Действительно, ориентация на экспортное развитие Дальнего Востока крайне опасна. Конечно же, никто не спорит, что развивать сотрудничество с Азией необходимо. Тем более что в 21 веке именно она станет локомотивом мирового экономического развития. И если мы хотим развивать наши восточные земли, мы должны искать более тесные формы экономического сотрудничества со странами АТР. Тем не менее нельзя делать ставку только на такой подход, так как это во весь рост ставит вопрос о дальнейшем обособлении Дальнего Востока от России. Продукция местных предприятий должна присутствовать и на внутреннем рынке, а для этого следует провести модернизацию транспортной инфраструктуры региона и субсидировать производство продукции для наполнения её отечественного рынка. В любом случае, пришло время всерьез взяться за выведение Дальнего Востока из того полуживого состояния, в котором он находится на протяжении всей новейшей истории России. Это не только вопрос экономической целесообразности, но и государственной безопасности, а также территориальной целостности страны.

Иван Прошкин

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"

Яндекс.Метрика