Архив материалов
Русский мир
28.06.2018 08:00

Сможем ли мы вернуть своих соотечественников?

После обещаний Президента Путина на «прямой линии» на рассмотрение Госдумы поступил очередной законопроект по упрощению получения гражданства русскими, которые после распада Союза оказались в других странах, в том числе бежавших из Майданной Украины и жителей ЛДНР. Правда, какую позицию велят занять депутатам кураторы из Администрации Президента, непонятно: до сих пор именно АП успешно блокировала инициативы по возвращению соотечественников на Родину.

В Госдуму внесли пятый законопроект об упрощении получения российского гражданства для тех, кто хочет вернуться в страну из бывших союзных республик. Инициатором стал первый зампред комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.

Речь идет о снятии ограничения срока действия главы 8.1 закона "О гражданстве Российской Федерации".

По словам Затулина, это только его пятый подобный законопроект, который откровенно саботируется противниками программы возвращения соотечественников из Администрации Президента, хотя после «Прямой линии» там сменился куратор программы и теперь надежды есть. «Впрочем, еще все может быть — противники предлагаемых мной изменений никуда не делись. Но сменился курирующий этот вопрос чиновник в администрации президента: вместо ушедшего помощника президента Евгения Школова им теперь занимается новый помощник Анатолий Серышев. С ним я еще не встречался, но надеюсь, что возражений по законопроектам не будет. Я как законодатель внес четыре проекта законов о такой миграционной амнистии, но они лежат в Госдуме, потому что есть обязательная процедура получения отзыва в администрации президента России — а там в управлении президента по обеспечению конституционных прав граждан сидят противники любого упрощения миграционного режима», — рассказал депутат в интервью Федеральному агентству новостей.

Помимо 4 законопроектов Затулина еще были законопроекты от Натальи Поклонской и КПРФ, которых ожидала та же судьба, что те 4 — на них просто отказались отвечать. То есть не указали на недочеты, подвергли критике, внесли правки и так далее, а банально саботировали неоднократные призывы Президента собирать своих. В итоге у нас постоянно возникали скандалы с выдачей бандеровцам активистов Русской весны или, как в Воронежской области, выставлению из России проживавших здесь более десяти лет русских из Прибалтики. И дело тут даже не в интересных отдельных граждан из АП, которые саботировали указания начальства, а в самой миграционной системе, которая даже не беря в расчет коррупционный момент, кормит целую армию чиновников, для которой любое упрощение равно сокращению кадров. Так что Затулину еще придется не раз встретиться с лоббистами.

Вторым вопросом, который поспособствовал началу изменений в миграционной политике по отношению к русским Украины стал признанный даже правительством демографический провал. Согласно демографическому прогнозу Росстата, естественная убыль населения будет нарастать и с 2025 года превысит 400 тыс. человек ежегодно, замедление сокращения численности населения прогнозируется только ближе к 2030-м годам. То есть, мы банально вымираем. РИА «Катюша» подробно разбирала причины нынешнего кризиса, который правительство использовало для повышения пенсионного возраста. Среди двух единственно возможных выходов из нынешнего положения было отмечено два варианта: краткосрочный и долгосрочный. И как раз в краткосрочной перспективе свести на нет последствия 90-х возможно только собиранием своих со стран бывшего Союза и остального мира. Иной вариант Кудринский — привлечение дешевой рабсилы из Азии и Африки, которым не нужны соцпакеты и высокие зарплаты и на которых можно поправить финансы. К чему это привело ЕС, мы видим.

Что же предлагает Затулин в этот раз? В первую очередь законопроект направлен на исправление ситуации с бежавшими от новых властей с Украины. «Надо признать, что события, сотрясающие украинское общество, длящиеся уже пятый год, не имеют перспективы скорого разрешения. Необходимо законодательное закрепление правового положения граждан Украины, ищущих убежище в России. Масштабы гражданского конфликта на Украине не ограничиваются территориями Донецкой и Луганской республик, в той или иной мере общественно-политическая обстановка нестабильна на всей территории Украины. В случае развития конфликта в него будут вовлечены все слои украинского общества», — говорится в пояснительной записке. В законопроекте подчеркивается, что на территории России находятся около 2 млн граждан Украины, в том числе около 970 тыс. — «прибывших из юго-восточных районов страны.

Как сообщают СМИ, Затулин предлагает легализовать пребывание находящихся на территории России временных беженцев путем проведения «миграционной амнистии». Согласно его инициативе, просрочившим срок своего пребывания в России можно будет в течение 180 дней со дня вступления в силу поправок к закону продлить период своего временного пребывания без обязательного в настоящее время выезда из России (украинцы могут легально находиться в России на протяжении трех месяцев, после чего обязаны пересечь границу Незалежной, чтобы закрыть миграционный лист). Предложенная мера позволит «преодолеть необходимость обязательного выезда из России на следующие 90 суток беженцев с Украины, которым, как правило, некуда возвращаться из-за угрозы жизни и других преследований», уточняется в пояснительной записке. По данным автора, применение этого правила в настоящий момент уже «привело к семейным драмам и массовым нарушениям по независящим от беженцев обстоятельствам».

Депутат ссылается на практику «скорых судов», которыми с подачи миграционных служб принимаются решения о депортации беженцев с запретом на въезд в Россию, что «зачастую означает высылку их на театр военных действий или неизбежные преследования за занятую ими гражданскую позицию». Затулин также отмечает наличие практики миграционной амнистии для «гастарбайтеров из Молдавии и Таджикистана» в 2017 году. Также он предлагает разрешить украинцам, которые уже узаконили свое пребывание в России, получить вид на жительство без прохождения промежуточной стадии — получения разрешения на временное проживание. После этого у беженцев будет право получить российское гражданство в упрощенном порядке — без сдачи экзамена на знание русского языка и подтверждения материального обеспечения. Кроме того, достаточно будет направить украинским властям письменный отказ от гражданства Украины (сейчас нужно получать справку о выходе из гражданства). Вид на жительство предлагается выдавать на три года, его можно будет продлевать без предварительного разрешения на временное проживание.

По словам депутата, проблема легализации бежавших в Россию украинцев не может быть решена в соответствии с лозунгом «своих не бросаем» без изменений в законодательстве, утверждает Константин Затулин. По его данным, меры, принятые в 2014 году в рамках Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, позволили легализовать в России только 300 тыс. из 2,5 млн беженцев с Украины. Препятствиями стали квотные ограничения госпрограммы, проблемы с получением статуса «носителя русского языка» или справки о выходе из гражданства Украины. Согласно статистике Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, на март 2018 года с разрешением на временное пребывание в России жили 186 тыс. украинцев, с видом на жительство — 153 тыс. За 2017 год российское гражданство получили 86 тыс. выходцев с Украины.

Не менее остро стоит проблема и русских бежавших из кавказских республик и Средней Азии. Нынешнее законодательство позволяет легализоваться только тем, кто въехал в Россию более 16 лет назад (до ноября 2002-го) или получал паспорт гражданина России до 1 июля 2002 года. Остальные должны быть депортированы.

«Даже если таковых будет немного, но вопрос о депортации людей, более чем 20 лет проживших в России и давно потерявших связь со страной исхода, — скандален и безнравственен по определению. Поэтому ограничение срока действия данной главы необходимо снять», — говорится в пояснительной записке. Затулин рассказал, что сейчас в МВД практикуют внесудебное изъятие или объявление недействительными паспортов граждан России, что грубо нарушает их права. Чаще всего страдают граждане бывшего СССР, до середины 90-х вернувшиеся в Россию из бывших советских республик.

Большинство из них, по мнению автора проекта, обоснованно считали себя гражданами Российской Федерации. «(Люди — прим. ред.) выполняли все вытекающие из этого обязанности — платили налоги, проходили службу по призыву в Вооруженных силах, своевременно осуществляли обмен российских паспортов», — подчеркнул депутат. Парламентарий пояснил, что изъятие паспортов или признание их недействительными фактически означает лишение прав гражданина. Затулин указал, что Главное управление по вопросам миграции МВД, со своей стороны, не отрицает, что "необоснованная" выдача паспортов могла происходить в силу технических ошибок либо невнимательности сотрудников консульских или паспортных служб.

В итоге получился компромиссный законопроект. Никакой массовой выдачи паспортов, что могло разозлить «партнеров» из Украины и ЕС, не будет, но жизнь людям он существенно упростит—если, конечно, будет принят и американские кураторы кураторов из АП не вмешаются . Впрочем, депутат прав — противники никуда не делись, им бы подождать удобного момента, чтобы население и начальство снова «забыло» о законопроекте, а там спустить на тормозах. Будем надеяться, в этот раз этого не будет.

Источник

 
 
 
comments powered by HyperComments
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"