Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Власть
19.09.2016 16:50

В недрах ФСБ рождается монстр госбезопасности

В России планируется создать Министерство госбезопасности. Новое суперведомство будет создано на основе ФСБ.

В силовых и правоохранительных ведомств готовится самая масштабная реформа за последние годы. Так по данным газеты  «Коммерсантъ», на основе ФСБ предполагается создание министерства госбезопасности, включающее ФСО и службу внешней разведки. Кроме того, ожидается возвращение СК России в надзирающую за ним Генпрокуратуру. Помимо этого, функции МЧС могут быть разделены между Минобороны и МВД.

Возможности службы госбезопасности во времена СССР были практически безграничны, а вес и авторитет признавался во всем мире. Однако, по мнению опрошенных экспертов изданием «Колокол России», не стоит сравнивать органы безопасности советских времен с создаваемыми структурами, способными бороться с внешними и внутренними вызовами. Сегодняшние угрозы приобрели несколько иной характер и стали более ухищренными. Террористическая зараза, не имея религиозной принадлежности, становится одной из главных бед для современного государства. Поэтому сегодня создается комплекс структур, которые могли бы адекватно противостоять новым угрозам.

Советская модель госбезопасности была очень четко структурно выстроена: куда входили КГБ, прокуратура и МВД, больше никаких правоохранительных органов не было. Однако сегодня, по мнению члена Совета по внешней и оборонной политике, генерал майора ФСБ в запасе Александра Михайлова, появилось огромное количество субъектов оперативно-розыскной деятельности, которые начали воевать не с преступностью, а друг с другом. Кроме этого, как отметил собеседник издания «Колокол России», финансировать такое количество силовых ведомств очень дорого. Поэтому если президент примет такое решение оно будет очень логичным.  

«ФСО возникло после 1991 года, когда президент Ельцин перестал доверять КГБ, создав «карманную службу безопасности». Поэтому переподчинение ФСО ФСБ выглядит сегодня вполне правильно, потому что за безопасность первых лиц государства отвечает не только ФСО, но и ФСБ с МВД. При этом ФСО не такая уж большая единица, которая бы существовала отдельно, поэтому ничего страшного не произойдёт, если ее подчинят к какой-то другой, более крупной структуре. Что касается ФСБ и СВР, - здесь у собеседника издания возникают большие сомнения в необходимости проводить структурные изменения, - в свое время разделение этих ведомств дало положительные результаты, а их работа признана довольно успешной. При этом важным моментом является тот факт, что президент, принимая различные решения, получает информацию из нескольких источник, а в случаи объединения этих структур утратится независимый источник информации». 

Определенные проблемы могут возникнуть и при объединении МЧС с Минобороны. Сегодня МЧС РФ представляет из себя очень мощную единицу, способную решать серьезные задачи. Однако если произойдет переподчинение МЧС военному ведомству, то, во время гуманитарных операций или ликвидации стихийных бедствий у российских военных в других странах, могут возникнуть большие сложности по доставке таких грузов и выполнению спасательных операций. Все это может потребовать не только разрешение президента, но и Совфеда, а это для таких спецопераций будет бюрократическим и политическим препятствием. 

Безусловно, в реформе силовых структур есть как свои плюсы, так и минусы, уверен доктор политических наук, завкафедрой политологией и социологией РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. Как отметил военный эксперт в беседе с корреспондентом издания «Колокол России», вновь создаваемое ведомство может столкнуться с проблемой разделения функциональных задач между структурами, поэтому первое время может произойти неразбериха в иерархической лестнице.

Между тем собеседник издания не стал исключать усиление контроля силовых структур в гражданском обществе и волну недовольства со стороны общественных организаций. 

Сегодня в обществе постоянно дискутируют о том: чего больше должно быть – безопасности или свободы и прав. Порой очень трудно определить грань, где начинается контроль и заканчиваются права. Эти вещи не сильно сочетаются, потому что жить в безопасном мире невозможно без ограничения прав и свободы. Как только государство перестает контролировать эту сторону жизнедеятельности, появляется брешь в обеспечении безопасности. Поэтому, - по мнению члена Ассоциации военных политологов, - чтобы не было перегибов необходимо институтам гражданского общества активно контролировать армию и силовые структуры. При этом общественные организации могли бы делегировать меры по обеспечению надежной безопасности».

Между тем, как отметили опрошенные эксперты изданием, возможная реформа силовых и правоохранительных потребует немалых финансовых затрат, так как, произойдет сокращение штата с выплатой компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств.

Анатолий Молчанов
Фото: РИА Новости. Константин Чалабов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"