Революция в России повлияла на улучшение жизни мирового пролетариата
В музее современной истории России по инициативе министерства культуры Российской Федерации и лично министра культуры Владимира Мединского состоялся круглый стол «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации». Это собрание открывает целую серию других памятных мероприятий, которые будут приурочены к 100-летнему юбилею революции 1917 года.
Открывая круглый стол, его председатель Владимир Мединский подчеркнул, что великая Российская революция была продиктована внутригосударственной несправедливостью и фактически стала попыткой построить справедливое общество. В свою очередь, это событие подтолкнуло и всё остальное человечество в сторону социальной справедливости. Из-за этого изменился не только исторический путь самой России, но и всего остального мира. Именно благодаря российской революции стало возможным говорить о фиксированных рабочих часах, профсоюзах и равнозначной оплаты труда для мужчин и женщин.
Однако объективное изучение революции и последующей за ней гражданской войны позволяет нам осознать всю трагичность сложившейся ситуации. По различным оценкам, в ходе последующей гражданской войны Россия потеряла до 10 миллионов человек. Как сказал Владимир Мединский, «нельзя делить предков на однозначно правых и однозначно виноватых, каждая из сторон по-своему хотела и понимала, как добиться процветания Родины». Одним из главных уроков революции и гражданской войны является ошибочность представления, что помощь иностранных государств пойдёт на пользу и поможет решить внутренние проблемы искалеченной страны. Любое внешнее вмешательство лишь усугубляет и ужесточает национальный раскол, увеличивает продолжительность противостояния и в конечном итоге количество жертв.
Как полагает Владимир Мединский, страшнейшим диагнозом для общества является «беспамятство». Не помня о том, какие были причины у гражданской войны, можно легко её повторить сызнова. Опыт Украины, где не только уничтожаются памятники Ленину, но и разрушаются мемориальные доски маршалу Жукову, разведчику Кузнецову, памятник матросу Кошке и многие другие, показывает, что такое поведение приводит лишь к распаду общества. Кто бы ещё пару лет назад мог подумать, что бывшая советская республика будет рвать себя на клочки из-за памятников полувековой давности. Памятник – это не просто скульптура с известным человеком, это, прежде всего, память о событиях, связанных с конкретной личностью. Как событий исторических, так и событий более маленьких, связанных уже непосредственно с памятником. Министр культуры подчеркнул: «Никакие памятники, на мой взгляд, разрушать нельзя, нельзя отказываться ни от каких периодов своей истории. Все они встроены в нашу идентичность».
***
С Владимиром Мединским согласился доктор исторических наук, академик РАН и модератор круглого стола Александр Чубарьян: «Кажется, мы преодолеваем синдром начала 1990-х годов, когда мы просто отрицали значение революции и отмечали её бесспорное отрицательное место. Именно так тогда истолковывали её значение для последовательного развития России на протяжении всего XX века. Напомню, Франции понадобилось 100 лет для того, чтобы тема французской революции попала в школьные учебники, потому что для французского сознания было трудно примирить Робеспьера и убиенного короля».
Александр Чубарьян, в свою очередь, предложил рассматривать Великую российскую революцию не отдельно, а вставить её в контекст Первой мировой войны.
Напомним, что в Первую мировую войну фактически были уничтожены Австро-венгерская, Османская, Германская и Российская империи. По мнению Александра Чебурьяна, Первая мировая война является, безусловно, одним из главнейших событий, определивших бытие XX века. Фактически, как сказал известный американский политолог Джордж Кеннет, всё, что произошло в Европе в XX веке, имело своё начало в горниле Первой мировой войны. Разумеется, к этому же перечню событий относится и революция в России.
Второй момент, на который Александр Чубарьян предлагает обратить взгляды – это тема взаимодействия революции и развития. Как реформы внутри самой России, так и мирового развития в целом.
«В 1990-е годы у нас появилось некое осуждение революции, в том числе как некой формы разрешения конфликтов. Революция, безусловно, не лучший способ. Но я думаю, что это – объективное явление. И в мире было много революций, которые не возникали по прихоти одного человека. Теперь нам нужно определить некие глубинные вещи, связанные с ней. При подходе к революции мы должны использовать многофакторный метод. Российская революция – это не просто совокупность случайных факторов, это очень сложный процесс», – говорит академик Александр Чубарьян.
Безусловно, нельзя преувеличивать, но именно с Российской революции начались социальные реформы, которые позволили родить человеческим умам теорию социального государства. Именно Российская революция вынудила капиталистические страны Запада пойти на уступки рабочим и служащим, которые требовали социальных гарантий. Мало кто знает, но так вышло, что уравнение женщин в правах с мужчинами первым произошло в революционной Советской России. Разумеется, последующий социальный взрыв потребовал и дальнейшего изучения. Появилась агрессивная политическая борьба, в том числе попытки решать вопросы о захвате власти силой. Нельзя не обратить внимание на то, как романтичный марксизм-ленинизм переоделся в сталинский френч. Как теория социальной справедливости, он сначала отступил под натиском НЭПа, а после с утроенной силой выковывался в годы первых пятилеток.
Фактически сейчас перед Россией стоит вопрос в осмыслении процессов столетней давности. Не случайно ещё советский «бренд» «Великая Октябрьская социалистическая революция» в новой редакции предсказуемо заменили на «Великая Российская революция». Прежде всего, здесь чувствуется попытка посмотреть на те события по-другому. С одной стороны, это естественное желание смыть огульное хуление постсоветских младореформаторов, с другой стороны, ощущение необходимости видеть события вне контекста идеологии советского периода.
«Все люди, которые ужасно далеки от исторической науки, от чего-то уверены, что интерес к истории связан, прежде всего, с идеологемой академика Покровского: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». Мне кажется, наша теперешняя работа в части осмысления событий почти столетней давности должна иметь принципиально иную основу. Революция у нас одновременно сакрализирована и одновременно проклята. Обе эти крайности нас раздирают, но при этом они еще до сих пор научно не осмысленны и не проанализированы. В этом и заключается наша теперешняя задача сделать относительно тех событий правильные выводы и двигаться в правильном направлении», – заявил в завершении круглого стола министр культуры Владимир Мединский.
Он также отметил, что из Крыма поступила инициатива в честь 100-летнего юбилея Революции поставить там памятник примирения красных и белых. Министр культуры инициативу поддержал, сообщив, что время на то, чтобы подумать, как должен выглядеть памятник, у нас есть. А чтобы всё было объективно, чтобы, как сказали классики, «никто не ушёл обиженным», решили провести Всероссийский конкурс, на котором и выберут макет будущего памятника.
По итогам круглого стола было принято решение начать работу по подготовке масштабной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию революции 1917 года.
Также принят за основу проект обращения участников круглого стола к общественности. В нем определяются основные подходы, которых авторы предлагают придерживаться в ходе подготовки к столетней годовщине революции 1917 года. В обращении, в частности, говорится: «Великая российская революция 1917 года навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века. <...> Чтобы двигаться дальше, нам необходимо с уважением отнестись к обстоятельствам, толкнувшим действующих лиц 1917 года занять ту или иную позицию. Нельзя постоянно делить предков на однозначно правых и виноватых, ведь каждая сторона по-своему понимала, как добиться процветания Родины и лучшей жизни на земле. Дань уважения предкам — лучшее средство для идеологического примирения, стимул для нового витка духовного развития, без которого немыслимо достойное существование нашего народа...».
Никита Юрченко