«Бал истории» Эрмитажа
Всемирно известный музей Эрмитаж планирует широко отметить свое 250-летие. Всего один день, 6 декабря, на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге на гигантском экране будет показан 3D-видеоспектакль «Бал истории». Благодаря новой модной технологии – видео-мэппингу – на глазах у зрителей развернутся самые памятные события в истории Эрмитажа — от эпохи Екатерины II до наших дней.
Чего только не пережил музей за двести пятьдесят лет: счастливые приобретения шедевров, пожар, бомбежки и даже... затопление вином.
Первый 12-минутный ролик, наверняка, будет посвящен Екатерининской эпохе.
7 декабря 1764 года императрица пригласила гостей во дворец по необычному поводу — показать только что купленную в Европе коллекцию картин фламандских и голландских мастеров. Дамы и господа в расшитых камзолах и напудренных париках еще не знали, что являются первыми посетителями музея Эрмитаж. Всех больше волновал вопрос политический — как же ловко Екатерина II своей покупкой «утерла нос» Фридриху — королю Пруссии, а заодно и своему бывшему мужу Павлу III, который в свое время заключил с немцами весьма невыгодный для России мирный договор.
Ведь именно по просьбе короля Фридриха известный берлинский коммерсант Иоганн Гоцковский много лет выискивал по всему миру и скупал шедевры живописи. Но разоренный Семилетней войной с Австрией, Россией и Францией король Пруссии не смог осилить покупку дорогих полотен. Отчаявшийся Гоцковский через русского посла обратился к русской императрице: может быть, она выкупит его коллекцию?
И теперь гости с двойным восхищением рассматривали на стенах полотна Рембрандта ван Рейна, Рубенса, Хальса — более двухсот картин (по одним сведениям 225, по другим — 317) общей стоимостью в 183 тысячи талеров. Это был и политический триумф России!
С той поры Екатерина II сделалась жадным, ненасытным коллекционером. Она скупала в Европе целые коллекции шедевров: 600 картин у саксонского министра графа Брюля, коллекции британского премьер-министра Уоллола и английского банкира Лайд-Брауна... В них уже были не только живопись — античная скульптура, бюсты, геммы, ювелирные украшения, посуда.
Произведений искусства набралось так много, что для них пришлось выстроить специальное здание, так называемый Большой Эрмитаж (первая коллекция размещалась в Малом Эрмитаже).
Кстати, слово «эрмитаж» в переводе с французского означает «приют отшельника», «уединенное место». Именно так, в уединении, избранные счастливчики времен Екатерины любовалась прекрасным.
***
Но что это — пожар? К счастью, только на экране, в 3D, да и было это в XIX веке. В декабре 1837 года в Зимнем дворце из-за возгорания в дымоходе случился пожар. Император Николай I и его супруга Александра Федоровна в это время смотрели в театре балет «Бог и баядерка». Когда царь примчался на Дворцовую площадь, она была завалена вынесенными из дворца вещами, а Зимний дворец вовсю полыхал.
Здание Эрмитажа с его бесценной коллекцией удалось спасти благодаря самоотверженности и смекалке гвардейцев и дворцовых служащих. Поняв, что из такого пожара получится вынести лишь часть коллекции, они разрушили два прохода, соединявших дворец с Эрмитажем и в считанные часы из подручных средств соорудили между зданиями стену.
На месте Зимнего дворца после пожара было пепелище, а в зданиях Большого и Малого Эрмитажа ни одно произведение искусства не пострадало.
Может быть, именно тогда Николай I понял, что галереи Эрмитажа пора открыть для всех?
***
Созданием трехмерной графики для спектакля «Бал истории» занималось французское агентство Cosmo AV, которое отвечало за зрелищную часть на Церемонии закрытия Олимпийских игр и открытия Паралимпийских игр в Сочи.
И можно не сомневаться, что день открытия Эрмитажа для широкой публики при императоре Николае I в 1852 году будет показано с размахом, в виде костюмированной исторической реконструкции.
Зимний дворец после пожара был отстроен в рекордные сроки, всего за полтора года. Мало того, дворцовый комплекс значительно реконструировали: между зданиями Малого и Старого Эрмитажа искусно встроили еще одно. То самое, что теперь называют Новым Эрмитажем.
С середины XIX века это уже был общедоступный Императорский музей — с целым штатом сотрудников и смотрителей, искусствоведческой деятельностью. Посетителей — тысячи, со всех уголков Российской империи...
***
Кажется, стреляют? По случаю уличных беспорядков Эрмитаж уже несколько дней закрыт. Происходит то, что позднее назовут Февральской революцией.
В музее по ночам по очереди дежурит кто-нибудь из сотрудников, по необходимости они всегда могут вызвать директора. Граф Дмитрий Толстой занимает квартиру в Малом Эрмитаже как раз под Павильонным залом и, как верный страж, неусыпно охраняет музейные сокровища.
Февральской ночью в вестибюль Эрмитажа ворвалась толпа человек в 20 вооруженных, страшно возбужденных и пьяных солдат. В музее дежурил Яков Смирнов — хранитель отдела Средневековья, университетский профессор. Солдаты требовали, чтобы он пропустил их обыскать крышу дворца, думая, будто там установлены пулеметы.
Смирнов стал их убеждать, что никаких пулеметов там нет, и он не может их пропустить с заряженными ружьями: они способны нанести непоправимый вред музейным ценностям, попортить картины. С криками «Тебе твои вещи дороже солдатской жизни? Тебе только жаль твоих дурацких картинок?», профессора повалили на пол, и если бы на шум не подоспел директор Эрмитажа, забили бы до смерти.
Этот случай, беспорядки в городе и успехи на фронте немцев подсказали: сокровища Эрмитажа нужно спасать, срочно вывозить подальше из Санкт-Петербурга — хотя бы в Москву.
История о том, как 833 ящика с художественными ценностями двумя поездами переправлялись в Москву — сюжет не для короткого видео-спектакля, а для целого исторического романа. Ящики с сокровищами из Эрмитажа на время были спрятаны в Историческом музее, Оружейной палате и хранилищах других московских музеев.
Третий поезд должны были отправить как раз в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года, когда произошел военный переворот.
***
Интересно, как на юбилейном 3D-зрелище «Бал истории» будет показан штурм большевиками Зимнего дворца. Героические кадры из фильма Эйзенштейна тут явно не подойдут.
Вот как описывает происходящее в Эрмитаже той ночью американский писатель Дин Рид:
«Увлечённые бурной человеческой волной, мы вбежали во дворец через правый подъезд, выходивший в огромную и пустую сводчатую комнату - подвал восточного крыла, откуда расходился лабиринт коридоров и лестниц. Здесь стояло множество ящиков. Красногвардейцы и солдаты набросились на них с яростью, разбивая их прикладами и вытаскивая наружу ковры, гардины, белье, фарфоровую и стеклянную посуду. Кто-то взвалил на плечо бронзовые часы. Кто-то другой нашёл страусовое перо и воткнул его в свою шапку. Но, как только начался грабёж, кто-то закричал: «Товарищи! Ничего не трогайте! Не берите ничего! Это народное достояние!» Его сразу поддержало не меньше двадцати голосов: «Стой! Клади всё назад! Ничего не брать! Народное достояние!»...
Мародерство, конечно, все равно было — но могло быть хуже. Уже на следующий день после большевистского переворота все смотрители Эрмитажа вышли на работу, чтобы делать свое дело — охранять, изучать. Иначе музейным коллекциям точно несдобровать.
Пламенная революционерка Лариса Рейснер, с хозяйским видом сделав обход залов Зимнего дворца, записала свои впечатления: «Хочется собрать весь этот человеческий хлам, засунуть его в царственный камин и поджечь все вместе во славу красоты и искусства добрым старым флорентийским канделябром». Хорошо, что это было не в ее власти.
Какие только события не пережил Эрмитаж за свои 250 лет: и героические, и трагические и фантасмагорические.
Как раз под Эрмитажем располагался императорский винный погреб. И хотя после революции самые изысканные напитки были перевезены в Москву, в Кремль, запасов оставалось много. Однажды на винный погреб был совершен налет. Чтобы пресечь грабеж, караульные стали бить бутылки, и вскоре весь подвал был залит вином — потом при помощи паровых насосов его выкачивали прямо в реку... Так что, можно сказать, несколько дней музейные шедевры находились под винными парами.
Не знаю, войдут ли в юбилейный 3D-видеоспектакль эпизоды позорных распродаж ценностей Эрмитажа на заграничных аукционах в 1920-1924, а потом в 1928-1931 годах. Первый раз продавалось музейное золото, серебро, драгоценные камни, позднее — величайшие шедевры живописи. Советские деятели алчно смотрели на Эрмитаж как на большую копилку для восполнения дефицита валюты.
***
«Бал истории» будет проходить под музыку Чайковского, Глинки, а еще на нем прозвучит песня Городницкого «Атланты держат небо на каменных руках», которую в Эрмитаже считают своим гимном. Под неё как нельзя лучше подходят сюжет времен Великой Отечественной войны, когда в эвакуацию были отправлены больше двух миллионов произведений искусства, а оставшиеся в Ленинграде вместе с людьми пережили блокаду.
«Когда на сердце тяжесть и холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди...»
В ночь на 6 декабря сумерки отменяются — на Дворцовой площади все будет сверкать в 3D.
Ольга Клюкина, писатель, специально для «Колокола России»
фото: Руслан Шамуков, интернет-газета "Бумага"