Без тени смущения: горькие уроки «педофильской выставки»
Скандально известная выставка показала безответственность чиновников и безрассудство общественности.
На днях Центр фотографии братьев Люмьер закрыл ставшую скандально известной выставку американского фотографа Джока Стёрджеса. По словам сотрудников центра, пойти на такой шаг их вынудил широкий общественный резонанс и в целом негативное отношение российского общества к этому мероприятию. Действительно, возмутиться есть чему: основными объектами для фотосъемок Стёрджеса становятся неполовозрелые девочки, которых фотограф снимает в обнаженном виде. Неудивительно, что в России за выставкой прочно закрепилось прилагательное «педофильская». С одной стороны, закрытию этой, мягко говоря, неоднозначной экспозиции можно только порадоваться. С другой, этой выставки могло и не быть, если бы власти среагировали вовремя.
Впрочем, обо всем по порядку. Выставка Джока Стёрджеса провокационным названием «Без смущения» открылась 8 сентября. Организаторы рассчитывали, что она проработает чуть больше месяца – до 10 октября.
Сам Стёрджес довольно хорошо известен на западе своими снимками голых подростков. По его словам, заниматься этим он начал еще в начале 1970-х годов. С тех пор объектив его камеры запечатлел уже несколько поколений разных семей. При этом деятельность фотографа нередко становилась объектом внимания со стороны правоохранительных органов США: Федеральное бюро расследований (ФБР) обвиняло Стёрджеса в распространении детской порнографии, с таким же вердиктом были запрещены некоторые
его книги. Тем не менее, скандальный фотограф избежал тюрьмы. Более того, некоторые из его работ можно увидеть в таких крупнейших западных галереях, как Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и Франкфуртский Музей современного искусства.
В России, однако, имя Стёрджеса мало кому известно. Посему неудивительно, что и посещаемость выставки фотографа была крайне низкой. Казалось, что она спокойно проработает отведенный ей срок, после чего мирно уйдет в небытие, так и оставшись практически незамеченной в огромном массиве культурной жизни российской столицы.
Всё изменилось 24 сентября, когда блогер по имени Лена Миро опубликовала в своем Живом журнале (ЖЖ) гневный пост о размещенной в Центре братьев Люмьер экспозиции. «Куда смотрят власти Москвы? Почему они это допустили? Куда смотрят правоохранительные органы? Почему в Москве выставляются работы того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах?» – недоуменно восклицала блогер. После этого экспозиция Стёрджеса вмиг стала одной из самых обсуждаемых тем в интернете.
Помимо Миро, с осуждением выставки выступили некоторые другие блогеры, а также пользователи социальных сетей. Кроме того, не остались равнодушными и члены Всероссийской общественной организации «Офицеры России». К зданию, где располагалась выставка прибыли представители Центра профилактики нарушений - оперативной группы «Офицеров России», которые заблокировали входи и заявили о проведении осмотра выставки на предмет нахождения там запрещенной российским законодательством детской порнографии. После осмотра представитель организации Антон Цветков заявил журналистам, что экспозиция действительно располагает «не совсем корректными» материалами.
В ситуацию вмешались и политики. Так, член Совета Федерации Елена Мизулина, известная своими далеко не всегда однозначными резонансными инициативами, первой из государственных деятелей высокого ранга заявила о нарушении российского законодательства демонстрацией фотоматериалов Стёрджеса. По мнению сенатора, демонстрация работ американского фотографа подпадает под статью Уголовного кодекса РФ 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». Вслед за Мизулиной поспешила высказаться назначенная пару недель назад на пост детского омбудсмена Анна Кузнецова. Она заявила, что выставкам, подобной экспозиции Стёрджеса не место в культурной жизни Москвы. Кроме того, обе заявили о необходимости выяснения того, кто и почему дал разрешение на размещение «педофильской выставки», добавив при этом, что внимание в расследовании этого инцидента необходимо сконцентрировать на руководстве Центра фотографии братьев Люмьер.
Действительно, кто же виноват, что подобная выставка вдруг оказалась размещена в одном из крупных культурных центров практически напротив Кремля? Может быть в этом виновата пресловутая «пятая колонна», против которой с большим усердием борется та же Елена Мизулина? Или, может быть, произошедшее является самой настоящей провокацией противников консервативных и патриархальных ценностей, приверженность которым так любят демонстрировать наши чиновники?
По всей видимости, никакого заговора и провокации здесь нет. А есть, похоже, банальная глупость и наплевательское отношение к исполнению своих обязанностей. Оказывается, выставка была одобрена и согласована не кем-нибудь, а целым Министерством культуры Российской Федерации во главе с открывавшим недавно приснопамятную доску Маннергейма в Санкт-Петербурге Владимиром Мединским. Об этом на следующий день после начала шумихи заявил глава Центра фотографии братьев Люмьер Эдуард Литвинский. «Мы оповещаем, что мы открываем какую-то выставку примерно за три-четыре месяца в СМИ, отсылаем во все отделы культуры Москвы и Российские города. Хочу сказать, что Министерство культуры приняло нашу выставку и разместило ее на сайте, с приглашением ее посетить», – сказал галерист.
После этого Минкульт наконец-таки осознал, что запахло жареным и поспешил удалить висевший на официальном сайте ведомства анонс выставки Стёрджеса. В дополнение чиновники министерства начали нелепо оправдываться, что анонс выставки, якобы, попал на сайт совершенно случайно, и сами они к этому никакого отношения не имеют. Даже если так, то чиновники ведомства или полностью игнорируют посещение официального сайта своего министерства или имеют серьезные проблемы со зрением, оказавшись не в состоянии разглядеть провисевший на сайте Минкульта целых две недели баннер.
Выходит, что разрешая выставку Стёрджеса с «не совсем корректными» экспонатами, государство не видит в них ровным счетом ничего, что противоречило бы нормам российского законодательства, а также тем самым морально-нравственным нормам, за право исповедовать которые мы боремся в культурно-идеологическом противостоянии с Западом и продвигаемой им идеологией так называемых «прав человека». «Что это – глупость или измена», – говорил незадолго до начала революции 1917 года один из тогдашних государственных деятелей. Такой же вопрос можно задать и разрешившим выставку чиновникам. Создается впечатление, что одна рука просто не знает чем занимается другая.
При этом государство в лице некоторых сенаторов и чиновников вряд ли вообще обратило внимание на выставку, если бы не принципиальная позиция общественности. Получается, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Вернее говоря, забота о морально-нравственном состоянии общества – дело самого общества, которое защищается как может, пока чиновники и прочие государственные мужи соревнуются в словесных упражнениях о том, кто из них больший патриот и ревнитель традиционных ценностей.
Впрочем, общественники тоже хороши. С их подачи практически неизвестный до этого в России Стёрджес стал одной из самых популярных медийных персон. Количество искавших его в поисковых системах пользователей сравнимо разве что с количеством запросом о российском президенте и наиболее значимых государственных, общественно-политических личностях, а также звёзд шоу-бизнеса. За пару дней с момента раскручивания скандала, одними из наиболее популярных запросов в русскоязычном сегменте интернета стали такие, как «Джок Стёрджес фото голых детей», «Джок Стёрджес дети», «Джок Стёрджес без смущения» и так далее. Работы фотографа, в том числе те, где ему позируют голые неполовозрелые девочки, теперь можно отыскать на множестве самых разнообразных ресурсах рунета.
Джок Стёрджес
Таким образом, Стёрджесу явно стоит сказать спасибо как Лене Миро, так и «Офицерам России» и многим другим, кто начал во всю глотку кричать о теперь уже оскандалившейся выставке, тем самым косвенно поспособствовав распространению в интернете детской порнографии. Неужели нельзя было разрешить ситуацию с выставкой более тихо, не вызывая такого общественного резонанса? Уважаемая Лена Миро и некоторые другие представители общественности, вероятно, действовали исходя из собственных понятий об общественном же благе, однако сделали в итоге ровно наоборот. Что мешало по-тихому обратиться к компетентным органам с соответствующей жалобой? Что мешало написать обращение к той же Мизулиной и Кузнецовой? К президенту Путину, в конце концов. Ничего. Вместо этого мы получили очередной скандал и зашкаливающую популярность обнаженных маленьких девочек. Невольно складывается впечатление, что информационный шум и привлечение внимание к своей персоне стало единственной реальной движущей силой этих разоблачителей.
Так или иначе, но на выходе мы имеем очередное «Окно Овертона»: неприемлемое и запретное становится привычным и дозволенным. Отвращение и ненависть сменяются восхищением и восторгом. Просмотр голых девочек в интернете становится не явным признаком патологических отклонений в психологическом и сексуальном плане, в модной забавой, которая для некоторых оппозиционно настроенных граждан превращается в протест против властей и традиционных ценностей в целом. Куда выведет этих людей кривая дорожка увлечения этими «невинными» фотографиями и какой след оставит вся эта шумиха в нашем обществе?
В целом же, если резюмировать, то за закрытие выставки такой неоднозначной фигуры как Стёрджес можно только порадоваться. Другое дело, что государство могло изначально не допустить её появления в сердце нашей Родины, а общественность могла бы действовать более тонко, а не рубить с плеча. И ошибки эти необходимо учесть и сделать нужные выводы.
Иван Прошкин