Цветы зла в социальных сетях
Российская либеральная общественность неустанно прохаживается по власти за ограничения свободы слова. Мол, после зачистки телевизионного и печатного информационного поля под сокрушительный удар цензуры попал интернет. В ряде случаев такие претензии видятся вполне обоснованными, но порой они высосаны из пальца. Таким образом, сейчас самое время обратить внимание на огромный сегмент всемирной паутины, где кипит бурная жизнь, и деятельность которого пока не отрегулирована специальными законами. Речь идет о социальных сетях. Еще точнее – о многочисленных пабликах и сообществах по интересам, в которых ежедневно появляется до 100 новых постов. Присмотримся к ним хотя бы ради «игры на контрастах», чтобы выяснить, какова обратная сторона свободы самовыражения и сознания собственной безнаказанности.
Аморальный бизнес
Как известно, в 2014 году Роскомнадзор получил полномочия вести реестр блогеров, имеющих аудиторию более 3000 пользователей в сутки, записывать их личные данные и, соответственно, спрашивать с таких владельцев сайта или личной странички как с полноценного СМИ. Вместе с тем сообщества в соцсетях развивались и продолжают развиваться, словно в параллельной Вселенной. Самые популярные из них, по сути, давно превратились из небольших групп по интересам и страничек-развлекалок в инструменты формирования общественного мнения. И если раньше администраторы таких пабликов худо-бедно принимали в расчет своих читателей, то сейчас дети и подростки стали их заложниками. Каждая скандальная новость привлекает новых подписчиков, а каждый новый подписчик, в свою очередь, увеличивает стоимость рекламы в сообществе. Такая вот нехитрая монетизация, и можно было бы только похвалить находчивых админов, если бы предметом торга не являлись мораль и нравственность подрастающего поколения.
Автор материала составил небольшой хит-парад популярнейших сообществ-миллионников общеразвлекательного плана из соцсети «ВКонтакте» (по данным на вечер 09.09.2015 – прим. авт.). Вот что в итоге получилось:
1. «ЁП» (полное название - «Ё… п…») – более 8 млн. подписчиков
2. MDK – 6,9 млн. подписчиков
3. «Корпорация зла» – более 6 млн. подписчиков
4. «Убойный юмор» – 5,5 млн. подписчиков
5. «Борщ» – 4,2 млн. подписчиков
6. «Трахни нормальность» – 4,1 млн. подписчиков
7. «Сарказм» – 4,1 млн. подписчиков
8. «Черный юмор» – 3,8 млн. подписчиков
9. «Эгоист» – 3,7 млн. подписчиков
10. «ПЗДЦ» – 3,5 млн. подписчиков
Общее количество подписчиков только этих десяти пабликов составляет почти 50 миллионов человек. Согласно официальным данным переписи населения-2010, в нашей стране проживает 22 миллиона детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. То есть даже если сократить число подписчиков вдвое, сделав скидку на фейковые страницы и читателей из других государств, мы получим 100-процентный охват целевой аудитории.
Сомнительный позитив
Что до контента данных сообществ, то, исходя из одних только названий, приходится ожидать худшего (для наглядности материал проиллюстрирован свежими картинками из рассматриваемых сообществ «ВКонтакте» – авт.). В двух случаях мы видим завуалированный мат, а в описаниях групп никто уже и не думает что-либо маскировать. В заглавных фотографиях велик риск нарваться на полуголую девушку в откровенной позе.
При этом правила, действующие для СМИ (предупреждать читателя о возрастных ограничениях), здесь не работают. Соответственно, обсценная лексика, которая опять же запрещена к употреблению для блогеров и журналистов, здесь встречается примерно в каждом пятом посте. Под «позитивным жизненным юмором» администрация таких групп подразумевает цинично-агрессивные шутки, часто прямо или косвенно содержащие элементы насилия, унижения человека по какому-либо признаку (национальному, религиозному, половому и т.д.) либо «веселенькую» пропаганду алкоголя и наркотиков языком телепрограммы «Спокойной ночи, малыши».
Неудивительно, что картинок и текстов с эротическим содержанием здесь чуть меньше, чем грибов после дождя. И попадись на такой картинке какое-нибудь именитое издание, судья бы еще долго раздумывал, к какому жанру ее отнести – к жесткой эротике или легкой порнографии. Отдельно хочется сказать о сообществе «Институт благородных девиц», насчитывающем 3,4 миллиона подписчиков. В лучших традициях искажения смысла бинарных оппозиций – как в романе Джорджа Оруэлла «1984», когда черное называется белым вместо образа благородной девицы паблик навязывает школьницам имидж прожженной дамы легкого поведения.
А сотни тысяч российских детей ставят лайки и делают репосты, разнося заразу все дальше. Прямо сейчас, пока вы читаете этот текст…
Весьма сомнительную по ценности эстетику зоны, культ денег администраторы активно поддерживают через блатную феню «реальных пацанов», через фотографии «дорогих тачек» и «опасных пушек». Таким нарочито грубым языком написано множество шуток в этих сообществах. Количество орфографических и грамматических ошибок в них зашкаливает.
Последняя капля
Старшее поколение на удивление равнодушное к неприкрытой дегуманизации, попытке превращения подростка в агрессивное животное, действующее одними только инстинктами и в личных интересах (к слову, обратите внимание на название одного из пабликов – «Эгоист» – авт.), в июне 2015 года все-таки всполошилось. В день трагической смерти тяжело болевшей Жанны Фриске паблик MDK опубликовал фотографию певицы с глумливо измененным текстом песни «Малинки», вставив туда слово «могилка». Депутаты Госдумы обратились в Роскомнадзор и генпрокуратуру с требованием закрыть сообщество, активные граждане создали соответствующую петицию, быстро набравшую 125 тысяч подписей. Более того, вскоре прокуратура Центрального района Петербурга провела экспертизу с участием специалистов ГПУ им. Герцена, выявившую в контенте MDK информационные материалы, «оскорбляющие чувства верующих, унижающие различные группы людей по признакам религиозной и национальной принадлежности».
Казалось бы, вот он – бесславный конец не считающегося ни с кем сообщества…
Но ничуть не бывало. Работа MDK даже не была приостановлена, а его гендиректор Роберто Панчвидзе спокойно заявил, что не считает себя виноватым. Он подчеркнул, добавив, что после смерти ему будут безразличны насмешки других людей, а близкие должны разделять эту точку зрения. Ранее Панчвидзе признавался, что «провокации только приводят новый народ». Рекламные доходы его паблика, таким образом, постоянно растут, а потому негатив в адрес известного человека в день его смерти стал официальной «фишкой» MDK.
Асоциальные группы
Жаль, что ориентированная на гуманизм интернет-общественность не сильно подавала голос в 2008 году, когда после смерти патриарха Алексия II соцсети заполонили демотиваторы с подписями типа «внезапно вызвало начальство». Молчала она и при появлении в сети оскорбительных коллажей и текстов, посвященных убийству царской семьи Романовых. В итоге посты в формате «ничего святого», которые некоторые «интеллектуалы» умудряются оправдывать постмодернистским нивелированием всех ценностей, триединством «смерть Бога» – «смерть автора» – «смерть субъекта (человека)», стали нормой для подрастающего поколения. Хотя, надо заметить, что основы этики и морали были впервые сформулированы еще античными философами в языческие времена, и с тех пор мало изменились. Для софистов, для Платона и Аристотеля, как позже и для богословов, и для атеистов осквернение памяти умерших, насмешки над их близкими после утраты являются тяжелыми проступками. Вообще, для гармоничного сосуществования людей в любой эпохе и культуре должны соблюдаться «законы общежития», один из которых гласит: «не делай другому того, чего не желаешь себе».
Цивилизация, преступившая их, рискует оказаться в точке невозврата.
В пору всерьез задуматься, не стоит ли за всем этим цинизмом, сарказмом и развратом нечто большее, чем простое желание молодых и дерзких создателей сообществ заработать деньги на маргинальной тематике. Кому выгодно через сознательную и не очень молодежь продвигать в соцсетях культ смерти, инициировать появление «ВКонтакте» сообществ вроде «Селфи с покойным» (создатель которого предлагает всем желающим сфотографироваться со своим мертвым родственником с улыбкой на лице, отправить фотографию в паблик и получить за это 5000 рублей – авт.) или «Русская смерть» (слоган – «о русском мертвом глазами живых» – авт.)? Кому необходимо толкать Россию к точке невозврата посредством «задорных детских» пабликов с символичными названиями – типа «Корпорации зла»? И самое главное – как не дать цветам, выросшим на зараженной почве, бросить новые семена? Но для начала надо еще разок напомнить всем позабывшим, что большая свобода – это, прежде всего, большая ответственность.
Иван Ваганов