«Евровидение-2016»: без пророка в своем Отечестве
На днях певец Сергей Лазарев представил клип на песню, с которой он поедет на «Евровидение-2016». «Колокол России» предлагает немного поразмыслить над тем, как наша страна презентует и как могла бы презентовать себя на самом популярном музыкальном конкурсе Европы.
Во времена, когда, как говорится, и фанеры было меньше, и девушки не были бородатыми, «Евровидение» представляло из себя нечто вроде всеевропейской фабрики звезд, на которой открывались таланты. Для многих стран с тех пор мало что изменилось, и они продолжают посылать на конкурс молодых и перспективных, открывая самородков, подчас не очень известных даже у себя на Родине. Россия же изначально пошла по другому пути, и жизнь показала, что это было ошибкой: вокальные и артистические данные наших мега-звезд Филиппа Киркорова и Аллы Пугачевой в 90-е абсолютно не впечатлили западную публику, и вплоть до второго места Алсу в 2000 году наша попса в Европе конкуренции не выдерживала.
Затем началась более благодатная эпоха, и даже пришла долгожданная победа – в 2008 году Дима Билан на пару с Евгением Плющенко (оба тогда находились на пике славы) первый и пока единственный раз привезли в страну «хрустальный микрофон». Ответственные музыкальные продюсеры в стране сделали свои выводы и решили полностью подстроиться под западный формат. В той же триумфальной песне Билана «Believe» нет ничего от русской культуры, а ее соавтором и продюсером стал известный в американском шоу-бизнесе персонаж Джим Бинз, работавший с Нелли Фуртадо и Бритни Спирс.
Участие Лазарева в «Евровидении-2016» продвигает и курирует Филипп Киркоров, занявший на конкурсе 17-е место из 17-ти участников финала в 1995 году. И мысли по этому поводу не самые радужные. Многие считают Филиппа «главным российским спецом по «Евровидению», но, по нашему мнению, справедливее будет назвать его проще и короче – «главным по попсе», в худшем смысле этого слова. Отдельной темой являются половые пристрастия Киркорова и Лазарева, тут уж точно, думается, европейцам должно все понравиться. В итоге Россия идет по проторенной дорожке – в очередной раз отправляет в Европу не успевшую еще состариться поп-звезду на пике славы с откровенно безликой композицией в стиле «европоп», над созданием которой совместно трудились грек, англичанин и швед.
Наши исполнители на «Евровидении» теперь почти всегда поют по-английски, а песни мы заказываем у шведов, американцев, австралийцев, как будто давно перевелись пророки в своем Отечестве. Порой такие европродукты пробиваются на третьи-вторые места, как это случилось и в прошлом году с песней Полины Гагариной, но, может быть, пора уже более четко расставить приоритеты?
Последнее яркое выступление России на конкурсе с точки зрения самобытности и привнесения национального колорита в песню пришлось на 2012 год, когда «Бурановские бабушки» из удмуртской деревни взорвали евросцену своими напевами, энергетикой, ярким сценическим образом, и в итоге заняли второе место, хотя вполне могли и победить. Вот характерный пример, когда фольклорный коллектив, мало известный за пределами региона, трогает за живое европейскую публику. Между прочим, многие исполнители, особенно это касается ирландцев, скандинавов и турков, не отказываются на «Евровидении» от своих музыкальных корней, пусть порой это идет и в ущерб результату. И если музыкальная дирекция «Первого канала» начнет относиться к этому шоу по принципу «главное – не победа, а достойное участие», то от этого будет только лучше и россиянам и европейцам. Первые откроют для себя новые таланты, а вторые поймут: России есть, что предложить миру в противовес формата Кончиты Вурст.
И долго искать команде Юрия Аксюты, директора музыкального вещания «Первого канала», не придется. У нас есть серьезные исполнители, работающие в этно-стиле, песни которых в то же время прекрасно подходят под формат «Евровидения»: Пелагея, Варвара, группа «Иван Купала». Есть также и известная фолк-рок группа «Мельница», и если финская команда Lordi в свое время выступила на конкурсе триумфально, почему бы и нашим музыкантам не дерзнуть? Подчеркнем, перечисленные выше кандидаты – именно профессиональные музыканты, а не просто вокалисты, умеющие двигать телом под фонограмму. На «Евровидении», кстати, можно петь только живьем. Может, это и мешало нашим мастерам попсового цеха добиваться успеха?
Можно, опять же, сделать ставку на менее известных, но самобытных исполнителей. В России ежегодно проводится множество песенных конкурсов, неужели продюсеры «Первого канала» не могут сделать профессиональную работу и отыскать на них нового самородка? Взять тот же «Голос», в котором вокалисты выступают в разных амплуа и диапазонах? Что еще раз показывает, что не оскудела талантами русская земля! У нас же, если посмотреть на списки участников музыкальных ТВ-шоу, наметилась иная тенденция – туда приглашают одних и тех же лиц, уже изрядно поднадоевших зрителям, а вдобавок еще и пытаются возродить великовозрастных звезд, давно не делающих ничего нового и интересного.
Потому и смотрят на Россию в этом конкурсе как на «евроблизнеца», и такая тенденция наших «главных по «Евровидению»», похоже, полностью устраивает. Хотя вот последний победитель «Голоса» иеромонах Фотий поет точно не хуже, чем Сергей Лазарев. Он уже давно исполняет собственные и классические композиции, романсы, но слава к нему пришла именно после появления на «Первом канале». Можно по-разному относиться к выступлениям монаха на эстраде, но есть в богословии такое определение – «икономия» (послабление, снисхождение по отношению к церковным догматам). На «Голосе» отец Фотий вел себя очень скромно и достойно, благочестивым образом и искренними песнями завоевав популярность даже среди атеистов. Явно соскучились у нас люди по романсам в духе «По дороге в Загорск», а скоморохи, скачущие по сцене в исподнем, само собой, такие песни не исполняют.
Не так давно отец Фотий признался, что «если будет Божья воля, он с радостью поедет на «Евровидение». К сожалению, «Первый канал» его кандидатуру не поддержал, хотя такой глоток свежего воздуха в европопсе пришелся бы очень кстати и для западного зрителя. Это и был бы русский ответ Кончите Вурст, в отношении которой иеромонах высказался вполне конкретно: «Это зло, транслируемое на весь мир, а толерантность в итоге может довести Европу до погибели». После такого музыкального и монашеского подвига можно было бы смело считать свой долг перед большой сценой выполненным и посвящать больше времени молитвам в келье. Но Фотию, увы, такой возможности не предоставили.
В общем, кто хочет, пусть рассыпается в комплиментах и поет дифирамбы Киркорову и Лазареву, а автор текста сейчас пойдет и пересмотрит «Бурановских бабушек» и концерт Пелагеи. С надеждой на то, что еще не вся наша эстрада скатилась в серое европопсовое болото.
Иван Ваганов