Как коммерсанты и чиновники устроили пир на костях русских героев
Разгорающийся скандал вокруг некрополя и храмового комплекса Андроникова монастыря, одного из старейших в Москве, вскоре может поспорить со страстями по Исаакиевскому собору Петербурга.
В начале июня 2017 года состоялось торжественное открытие закладного камня мемориала в честь воинов, упокоенных на территории некрополя Спасо-Андроникова монастыря. Древнейший монастырь, где захоронены защитники Руси в четырех битвах (Куликова поля, Северной и Семилетней войн, Отечественной войны 1812 года), где нашел свое последнее пристанище великий иконописец Андрей Рублев, во-первых, сегодня не функционирует, а во-вторых, подвергается кощунству со стороны коммерсантов, госчиновников и ненавистников православия.
На сегодня земля монастыря практически полностью находится в ведении Министерства культуры. Однако объекты, возведенные на территории древнего некрополя, где нашли свое упокоение русские воины и представители дворянских родов (Нарышкиных, Головиных, Салтыковых, Трубецких, Строгановых, Волконских, Баратынских, Демидовых, Третьяковых) культурными назвать никак не получается. На месте захоронений располагается заброшенная шашлычная и большое здание тира, которое владельцы планируют расширять. Прогуливаясь по территории некрополя, можно легко натолкнуться на человеческие останки. Здесь стоит коробка для их складирования, каждый день волонтеры собирают до пяти килограмм человеческих костей…
Закладка камня мемориала привлекла к Спасо-Андрониковой обители много заинтересованных людей, помнящих об историческом годе для нашей страны – столетии двух революций, Поместного собора, восстановлении патриаршества. Деятели культуры, члены общественных организаций, журналисты, простые миряне во главе с настоятелем храма Спаса Нерукотворного образа протоиереем Вячеславом Савиных приняли участие в крестном ходе и торжественной церемонии, выразив надежду на скорое освобождение монастыря от «мерзости запустения». Но когда проблема коренится в земельно-имущественном споре, быстрого ее разрешения ждать не приходится.
***
Историко-архитектурный заповедник им. Андрея Рублева был открыт на территории монастыря в 1960 году, что позволило избежать его полного уничтожения. При Советах в 1919-22 гг. здесь был организован концлагерь ВЧК для политических противников новой власти и офицеров, проводились массовые расстрелы. Была взорвана и разобрана «на кирпичики» колокольня монастыря (вторая по высоте в столице). И только Спас Нерукотворный в буквальном смысле спас оставшиеся постройки – выяснилось, что собор имени этой иконы является старейшим полностью сохранившимся зданием в Москве.
До настоящего времени Минкульт реализовывал право собственника духовного наследия страны довольно странным образом. В феврале 2013 г. Генпрокуратура вынесла ведомству предупреждение:
«Объекты и земельный участок «Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции».
А в середине 2016 г. у музея появился новый директор – Михаил Миндлин, ранее возглавлявший государственный центр современного искусства. Странная тенденция у нашего министерства – назначать в качестве руководителей таких учреждений людей, далеких от православия. Как следствие: в одном из двух храмов монастырского комплекса пока вообще запрещено проводить богослужения, священники вынуждены ютиться в части корпуса бывшей трапезной. Миндлин вынашивает планы по увеличению потока туристов, демонтажу алтарной преграды в храме Спаса Нерукотворного и даже пытался выбить средства для оснащения храма Михаила Архангела лифтами, кафе и общественными туалетами. Также есть информация, что он намерен сменить настоятеля монастырского комплекса на человека более сговорчивого, дабы расширить свои владения и полномочия.
***
Доцент РАНХиГС Сергей Карнаухов, представляющий местную православную общину, давно бьется за возрождение Андроникова монастыря, передачу его в собственность Русской Православной Церкви и цивилизованное использование древнего некрополя, имеющего огромную историко-культурную ценность. На территории некрополя уже более 50 лет не проводятся захоронения, но это вовсе не причина перепахивать его экскаваторами и возводить там тиры и рестораны с шашлычными. Тем более что имеются все законные основания для отстаивания святой земли.
«Первый слой земли монастыря (музея) – охранная зона номер два – участок местности с особым режимом использования. Там нельзя заниматься ничем, кроме реставрации старых изданий, поддержания участка в годном состоянии. То есть копать и строить что-либо там строжайше запрещено.
Часть некрополя сдана в аренду и застроена тиром, другая его часть приписана к Минкульту как объект культурного наследия федерального значения. Поблизости есть еще и «бесхозная» городская земля, также на территории древнего кладбища имеется капитальное здание некой коммерческой структуры (на месте бывшей шашлычной), которая пытается через суды получить под него кусок земли и сделать там Центр восточной медицины (!). Если дельцы добьются своего, то сменят религиозное назначение участка на коммерческое и далее получат разрешение на проведение к нему дороги общего пользования, углов разворота и т.д.
Владельцы тира тоже хотят расширить территорию – у них построены еще и подземные этажи, где находятся баня, фитнес-клуб – их посетителям неудобно парковаться. И третья заинтересованная сторона – новый директор музея Андрея Рублева, положивший глаз на близлежащие здания. Так что некрополь вполне могут застроить и люди, занятые развитием музея.
Мы же предлагаем передать весь имущественный комплекс монастыря Русской православной Церкви, с одновременным размещением коллекции и сотрудников музея Андрея Рублева в другом здании. С точки зрения привязки икон, которые находятся в музее, именно к этой местности, такая связка выглядит крайне странно. Иконы, которые находятся там, можно было бы выставлять в центре Москвы в каком угодно здании. А нынешнее крохотное музейное пространство не позволяет представить все экспонаты – бОльшая их часть так и лежат в закромах на сохранении.
Если реализовать наш план, на территории Андроникова монастыря начнется наконец нормальная духовная жизнь. И напомню, что любой монастырь всегда органично связан с погостом – это место постоянной молитвенной заботы об усопших», – считает Карнаухов.
Увы, получается, что сегодня в Минкульте и мэрии Москвы достаточное количество чиновников, не заинтересованных в воссоздании древнего монастыря, где вся Москва встречала князя Дмитрия Донского, вернувшегося с победой над ханом Мамаем, а желающих отдать его золотую землю девелоперам под коммерческие нужды. Такое отношение к святыне и неупокоенным останкам русских воинов мало отличается от гонений советских времен, когда комплексу грозило полное уничтожение.
Кроме того, по словам Карнаухова, у собственника тира нет разрешения на строительство нового здания. Не имея акта городской комиссии по сносу, под предлогом реставрации старого здания он умудрился возвести совершенно новую многоэтажную постройку, расширив границы земельного участка.
«Пока Андроников монастырь не принадлежит Церкви, мэрия Москвы, по сути, покрывает бизнесменов. Это же будет огромный скандал – как можно в особой охранной зоне, несмотря на пристальное внимание к ней общественности, наплевать на все и разрешить стройку подобного объекта? Более того, это тир практической пулевой стрельбы, что нас очень пугает. Предыдущий тир сгорел, и от него шел такой жар, что роспись собора Михаила Архангела могла не уцелеть. Если же туда свезут ящики патронов от автоматов Калашникова, винтовок и т.д., то он может жахнуть так, что всему району мало не покажется. Кто и каким образом будет охранять такой склад у стен жемчужины православной Москвы?» – вопрошает Карнаухов.
Конфликт вокруг Спасо-Андроникова монастыря только начинает разгораться. Сейчас Церковь в замешательстве из-за истории с Исаакием и хранит тишину в период президентской выборной кампании. Православные активисты делают лишь робкие шаги по объединению, чем активно пользуются коммерсанты-вандалы, делящие доходные места и занимающиеся их «благоустройством». Поэтому самое главное опасение защитников монастырского комплекса и памяти воинов земли русской заключается в том, что к моменту избрания нового президента восстанавливать будет уже нечего…
Иван Ваганов, фото автора