Молодые немцы выбирают радикальный ислам
Немецкая писательница русского происхождения пишет о причинах радикализации европейской молодежи
Немецкая писательница Анна Кушнарова читает в России книгу об исламских террористах. Ее роман «Рай на пути к Аллаху» (Djihad Paradise) не столько о любви двух молодых людей, сколько о том, как они попадают в радикальную религиозную организацию. В рамках Года немецкого языка Институт Гете пригласил писательницу в Саратов. Анна Кушнарова встретилась с жителями города и рассказала журналистам о том, как немецкое общество пытается решить проблему с радикализацией молодежи, почему немцев так легко обращают в нетрадиционную для них веру.
Анна Кушнарова считает себя агностиком. Писательница выросла в русско-немецкой семье. Ее дед родом с Кубани после I мировой войны остался в Германии. Анна Кушнарова родилась в 1975 году в Вюрцбурге. По ее словам, в Западной Германии в детстве у нее не было возможности учить русский язык. В университете она изучала египтологию, германистику и археологию. С 2008 года писательница живет в Лейпциге, где занимается литературным трудом, фотографией и преподаванием. В 2013 году за роман «Киншасские сны» (Kinshasa Dreams) она получила премию мира имени Густава Хайнемана.
«Тема моей книги не ислам, а исламский терроризм, – рассказала Анна Кушнарова. – Это совершенно разные вещи. В основе книги Djihad Paradise своя реальная история. Мне ее рассказал человек, который попал в Египет, в радикальную организацию, его встретили как воина ислама. Но этот человек там не остался, он вернулся в Германию».
Книга «Рай на пути к Аллаху» – история двух молодых немцев – Юлиана и Ромеи. Молодые люди из разных социальных слоев находят смысл жизни в радкальном исламе, оба становятся салафитами. Юлиана вербуют в террористы и поручают в канун Рождества взорвать в Берлине торговый центр.
Анна Кушарова называет своих героев современными Ромео и Джульеттой, но в ее повести герой погибает не от вражды немецких «Монтекки и Капулетти». Его гибель – результат того, что Юлиан выбрал свой «путь к Аллаху» через террор.
– У романа два финала, – рассказала писательница корреспонденту «Колокола России». – В этом торговом центре, который он должен был взорвать, Юлиан встретил свою любовь. У него возникает мысль, имею ли я право взрывать такое количество людей, ведь жизнь всего одна. Он увидел свою любовь и принял решение не взрывать торговый центр. Если говорить о нравственном характере романа – любовь побеждает фундаментализм. Но, к сожалению, есть и второй финал. Оказывается, за ним уже давно наблюдает полиция, антитеррористические подразделения. Когда его хотят обезвредить, он падает, и взрывается пояс шахида, который на нем был надет.
– Беспокоит ли германское общество проблема исламского экстремизма? Повлияли на настроение немцев события в Париже, когда экстремисты расстреляли редакцию журнала Charlie Hebdo?
– В немецком обществе уже давно обеспокоены исламским экстремизмом, задолго до печальных событий в Париже. Когда я писала свою книгу, еще не было Исламского государства. Если до его появления речь шла о сотнях немцев, завербованных в экстремистские исламские организации в год, то сейчас – это тысячи. И это заставляет задуматься. Сотни молодых людей попадают в «Исламское государство» и погибают там, что очень печально.
Раньше вмешательство государства в религиозные дела было очень осторожным. Но в связи с ситуацией, которая сейчас складывается, наверное, это отношение меняется, потому что общество очень озабочено происходящим. Важным позитивным моментом считаю то, что сейчас создаются программы по работе с людьми, которые носят профилактический характер. Происходят попытки вывести их из-под влияния радикальных идей, как это раньше происходило с экстремистскими движениями правого толка. Ведь до обращенного человека не достучаться, его не вернуть. Можно только надеяться, что он сам когда-то выйдет из радикального сообщества.
– Почему молодые немцы выбирают не просто ислам, а наиболее радикальные его течения?
– На Западе было около 20 лет, можно сказать, всеобщего благосостояния, и каждый немец чувствовал себя частью этого. В последние 10 лет произошли сильные изменения. Заметно изменилась разница в доходах. Многочисленные группы населения стали осознавать, что у них нет никаких перспектив и возможностей реализовать себя, сделать карьеру. Наше общество можно назвать достаточно материалистически настроенным. Может быть, невозможность реализовать эти стремления привели к тому, что молодые люди стали себе задавать вопросы о смысле жизни. Религия в этом случае для них представляется своеобразным выходом из ситуации. Этот аспект очень широко обсуждается в немецком обществе.
Ислам вовлекает в основном молодежь, и именно салафизм становится привлекательным для немцев. Почему так происходит, не могу ответить. Но есть мнение, что немецкую молодежь вырастили очень «современные родители». Чтобы противопоставить себя их обществу, надо представить себя как консервативного человека. И тут у молодежи как бы два пути – или стать неонацистом, или обратиться в ислам.
Я не хочу критиковать, просто констатирую сложившееся положение вещей: в Германии, если есть обращение к религии, то, чаще всего, это ислам. Может быть, ислам привлекателен для молодежи из-за того, что у него есть бунтарский дух.
– В Германии, как известно, существуют многочисленные мусульманские общины. Оказывают ли они влияние на вовлечение немецкой молодежи в радикальнее исламские течения?
– Крупные общины мусульман в Германии, скорее, выражают обеспокоенность таким положением вещей. Говорить об исламе как о цельном явлении очень трудно, потому что существуют различные группировки в Германии, которые по-разному воспринимают эту религию. В моем романе я обратилась к салафизму – радикальному течению, которое поддерживается, прежде всего, Саудовской Аравией. Как правило, люди, которые обращаются к таким движениям, плохо знакомы с исламом. Отмечается, что они обычно не из зрелых мусульманских семей, которые давно живут в исламе. Чаще всего это вновь обращенные, либо из семей, где придерживаются радикальных взглядов.
В мусульманских общинах такое положение вызывает обеспокоенность. Есть информация, что в школах они предлагают вести уроки ислама, где знакомились с основами этой религии, и уроки эти должны вести образованные имамы.
Что касается радикального течения, салафизма, то к нему даже мусульмане относятся настороженно. Это незначительная группа, но наиболее опасная, потому что на их идеях взращиваются самые радикальные взгляды.
Я не считаю, что ислам религия, которая не подходит Германии. Я вижу эту проблему не совсем так. Думаю, свобода вероисповедания – очень важная ценность, очень большое достижение. И организовать сосуществование большого количества религий – нелегкая задача. Наш федеральный президент сказал, что все религии являются частью жизни Германии. Государство должно быть очень сильным, чтобы обеспечить их равенство.
Ирина Лукоянова