РПЦ: общество от сект, как и от воров, нужно оберегать
Госдума на днях приняла поправки к закону о порядке регистрации новых религиозных объединений. Инициатива вызвала неоднозначные оценки в обществе. По мнению многих обывателей, поправки облегчили жизнь сектам. Например, отменено «правило 15 лет» – столько должны были просуществовать, не нарушая законов, религиозные объединения перед официальной регистрацией. Теперь религиозную общину можно зарегистрировать хоть прямо в день создания. Но эксперты при этом отмечают и новые ограничительные меры, прописанные в законе.
Одним из авторитетнейших является мнение по этому поводу экспертов Русской православной церкви. «Колокол России» выяснил позицию православного сообщества у священнослужителя, специалиста по духовной безопасности о. Андрея Хвыля-Олинтера.
«Колокол России»: Андрей Игоревич, скажите, как оценивается новый режим регистрации религиозных объединений с точки зрения Русской православной церкви?
А.Х-О: Режим регистрации небольших или новых религиозных объединений должен каким-то образом коррелировать с духовной сознательностью населения. Когда население может разбираться само, тогда режим можно ослаблять. Это связано с таким фундаментальным понятием, как свобода. Свобода всегда предполагает, во-первых, получение необходимой информации для выбора, свобода – это выбор. Второе, – предполагает, что выбирающий компетентен в этом вопросе. Иначе информация просто не пригодится. И третье – это определенная зрелость. Если эти три условия выполнены, тогда человек может быть свободным. То есть он способен делать осознанный выбор. Свой, по своей воле. Если эти условия не выполняются, тогда государство должно брать на себя функции ограничения, ориентации, оценки. Если население не может делать выбор по трем упомянутым критериям, то это признается задачей государства, которое призвано охранять граждан от каких-то негативных моментов. Поэтому, если религиозная грамотность у населения низка, то необходимо ужесточать и ограничивать деятельность религиозных объединений.
КР: Вы считаете, что религиозная грамотность нашего населения низкая?
А.Х-О: Я занимаюсь преподаванием в среде достаточно религиозной, во многих мероприятиях участвую по духовной безопасности и духовным вопросам, во встречах со студентами и школьниками-старшеклассниками, с другими категориями населения; и я четко вижу совершенно дикую неграмотность. Это наследие еще с советских времен, когда предлагалась коммунистическая идеология, а все остальное отходило на второй план. Сейчас этой идеологии уже нет, а второй план таким и остался. То есть население очень плохо разбирается в религиозных вопросах, оно в этом плане беззащитно.
КР: То есть ослабление законодательства по религиозным вопросам здесь играет в минус?
А.Х-О: Совершенно верно. Это все равно, как если бы в деревне поселилась шайка воров, а у вас на дверях замков нет. В таком случае надо ставить замки. То же самое и в духовном мире – там есть свой криминал, духовный. Есть хорошие, добросовестные религиозные направления, а есть отрицательные, вплоть до сатанинских направлений, которые и убивают, и истязают. То есть, как и в других сферах жизни, в религиозной есть крайности. Эту ситуацию необходимо учитывать, если государство вообще заботится о своих гражданах. Причем ограничения здесь не нарушают свободу совести, наоборот.
КР: Тут есть еще один момент: одновременно с облегчением режима регистрации законодатели ввели новые ограничения. Так, в течение 10 лет новозарегистрированные общины не могут создавать образовательные учреждения, учреждать СМИ, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации, приглашать иностранцев для проповедничества и еще несколько запретов. Теперь все эти ограничения касаются также и групп, юридически не входящих в ранее зарегистрированную централизованную религиозную структуру. То есть поставлена преграда на пути «отпочкования» отделений сект и устанавливается хоть какая-то ответственность всей организации, самого культа. Раньше судебные запреты по одному отделению секты никак не касались других её же отделений, но теперь судебную практику можно распространить на всю организацию.
А.Х-О: Это, по идее, положительно. Ведь когда деструктивный культ разоблачается, очень часто он меняет лицо. Вот, например, когда «Аум Синрикё» в Японии начало террористические действия, оно просто поменяло вывеску, сменило название и продолжило действовать по-прежнему. То есть такие моменты надо отслеживать, безусловно. В данном случае я считаю, что законодательная инициатива правильна, но будет ли она действовать – посмотрим.
***
При явном упрощении процедуры регистрации религиозных организаций, введенных дополнениями в соответствующий закон, в России сложилась ситуация, когда можно не осложнить, а предотвратить регистрацию сект. Прецедент был создан Измайловским судом Москвы, который 1 июля отказал в регистрации Сайентологической церкви Москвы, просто не признав ее религиозной организацией. Как сообщал ТАСС, одним из оснований принятия решения об отказе в регистрации стало заключение Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Минюста России по Москве. Экспертиза не признала организацию сайентологов религиозной.
Павел Воробьев