Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
01.06.2015 15:18

Современная история России оживет на страницах нового журнала

В Москве состоялась презентация нового журнала «Живая история». Пилотный выпуск издания посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Журнал пока бесплатный. Первый номер вышел тиражом всего 1000 экземпляров, но в дальнейшем его планируется довести до 10 тысяч. Издание патронирует Государственный центральный музей современной истории России, и презентация журнала прошла в рамках музейных дискуссионных встреч «Тверская XXI».

Обложка журнала «Живая история»Можно сказать, что «Живая история» — любимое детище директора музея Ирины Великановой. «Сегодня мы запускаем очень смелый проект, — обратилась директор музея к гостям. — Мы решили, что уже созрели для того, чтобы издавать собственный журнал «Живая история». Мы считаем, что кому, как ни нам — хранителям богатейшего исторического наследия за последние полтора века и хранилища, которое насчитывает более 1,2 миллиона экспонатов, — создавать журнал об истории. Мы прекрасно понимаем, что сегодня открывается очень много исторических источников, открываются новые документы, поэтому появляется соблазн пересмотреть отдельные аспекты истории, и наше глубокое убеждение в том, что делать это можно только опираясь на документы, и те материалы, которые можно считать историческими источниками».

Директор музея Ирина ВеликановаДиректор музея отметила, что создание журнала — ответ коллективам музея на увеличившийся интерес к истории со стороны населения. Это подтверждается тем фактом, что за последнее время, по словам Ирины Великановой, посещаемость музея увеличилась в два раза.

«С одной стороны, мы хотим удовлетворить спрос населения, с другой, — мы считаем, что историческая дискуссия по тем или иным процессам должна носить профессионально-высокий уровень. Поэтому, предлагая вам наш журнал, мы надеемся, что он будет интересен, что он станет хорошим чтивом для всей семьи. Это журнал не для научного сообщества, хотя нам помогают его издавать ученые. Я очень рада, что главным редактором журнала стал, хоть и очень молодой человек, но уже кандидат исторических наук Никита Аникин», — заявила Ирина Великанова собравшейся публике.

Участники презентацииПо словам главного редактора нового издания Никиты Аникина, основную ставку редакция делает на молодежь, поэтому в будущем в журнале появятся яркая инфографика, будет больше уделяться внимания визуальному восприятию информации, ведь молодое поколение не любит, когда «много букв». Правда, есть снования опасаться, что молодежь не станет читать даже компактные тексты, которые специально рассчитаны на «клиповое сознание» современного читателя.

«Когда мы продумывали концепцию журнала, мы это учитывали. На сегодняшней встрече уже было сказано о «клиповом сознании», присущим, кстати, не только молодежи, а вообще современному обществу. Люди старшего поколения тоже отвыкают читать, поэтому мы сделали ставку, в том числе и на оформление, на дизайн, на подачу материала, чтобы издание имело много «воздуха». С помощью наших коллег мы в дальнейшем рассчитываем сделать много инфографики, фотографий. Тексты, конечно, все равно останутся главными, но иллюстративный ряд и вообще оформление, должно быть на современном уровне для того, чтобы привлекать людей. Кроме того, мобильные приложения, которые мы собираемся развивать, для нас будут иметь очень большое значение. Мы понимаем, что если выдавать только тексты, даже самые качественные тексты, то люди, полистав, закроют журнал. А чтобы его читали от корки до корки, мы стараемся вкладывать визуальное содержание в каждый раздел», — рассказал Никита Аникин «Колоколу России».

Кандидат исторических наук Никита АникинПо крайней мере, первый номер журнала «Живая история» оставляет впечатление, что его авторы пытаются передать дух истории через вещи, а не через личности людей. Ничего удивительного, ведь издание основано музеем Современной истории России, в котором по определению хранятся вещи. Кроме того, одна из задач журнала состоит в том, чтобы освящать экспозицию музея. И все-таки в первом номере лично мне не хватило «личности в истории», в то время как вещей было предостаточно.  Это военные плакаты, предпобедная мода, — оказывается, Дом моды открылся в Москве в 1944 году, а в Ленинграде в 1945 правительство понимало, что война заканчивается и людям захочется приодеться, — письма с фронта, открытки времен войны…

«Может быть, сложилось такое впечатление, но как музей и как издание, мы ориентируемся на другое. Конечно, музей хранит, прежде всего, предметы, но это же не просто некие бессвязные артефакты. За каждым предметом, за каждой бумажкой, за каждой фотографией стоит человеческая судьба, — объясняет Никита Аникин. — Возьмем письма фронтовиков. Мы ведь их показываем не только как некие документы, а как свидетельства людей о тех событиях. Если вчитаться в некоторые из них, они в буквальном смысле вышибают слезу, потому, что человек общается с нами через десятилетия. В дальнейшем в журнале появится рубрика с условным названием «Роль личности в истории», то есть в каждом журнале мы будем рассказывать про судьбы людей. Просто рассказ про вещи не так цепляет читателей, а когда он видит, что мы интерпретируем историю через судьбы живых людей — это совсем другая реакция, совсем другой интерес».

***

В рамках презентации журнала было много сказано о фальсификации истории. Один из гостей рассказал, что, например, в Крыму, в его украинский период, детям вообще не преподавали советскую историю, они ее просто не знают, а в Европе и в некоторых странах СНГ, например, биография Наполеона обрывается в 1810 году — то есть никакого Бородинского сражения не было. Корреспондент «Колокола России» поинтересовался у главного редактора «Живой истории», ставит ли он перед собой задачу, противостоять историческим подлогам и «недосказанности», которые живо применяются в мире, в том числе и как политический инструмент.

«Мы, как популярный исторический журнал, все-таки не можем взять на себя функцию борьбы с фальсификациями. Это задача профессиональных историков, архивистов, которые разбирают конкретные случаи фальсификации документов или исторических событий. Наша же роль немого другая — пропагандировать, продвигать интерес к истории и подавать материал максимально качественно. Мы же не берем что-то с потолка, а работаем с теми же академическими знаниями, с теми же архивами, научными институтами, и задача редакции изложить этот материал, чтобы он был понятен и интересен самому широкому кругу людей. В этом качестве мы можем внести свою лепту в борьбу с фальсификациями, но, все-таки мы не инструмент борьбы с переписыванием истории, для этого есть специализированные органы. Мы же — инструмент популяризации исторических знаний, основанных на подлинных документах», — подытожил Никита Аникин.

Пока журнал распространяется бесплатно, но, по словам главного редактора, не исключено, что когда-то придется перейти на самоокупаемость. Пока же выпуск журнала поддерживается некой некоммерческой организацией, и, по уверениям директора музея Ирины Великановой, на него не тратится ни копейки бюджетных средств. Деньги, которые выделяются музею государством идут на поддержание коллекции в надлежащем виде и на ремонт фасада здания, который затеяла администрация. Сейчас Музей современной истории России стоит в строительных лесах, что, впрочем, не мешает его полноценному функционированию.

Михаил Сарафанов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"