Священники требуют больше прав в управлении Церковью
Приходы оказались бесправны перед епархиями. Там царит бюрократизм. А прихожане превращаются в «захожан».
В минувшую среду эксперты-религиоведы из Аналитического центра святителя Василия Великого провели круглый стол на тему «Особенности современной жизни приходов Русской Православной Церкви». Тема далеко не праздная – возможности и церковные полномочия прихожан и рядовых священников, даже настоятелей храмов, согласно текущему уставу РПЦ, серьезно урезаны. Если исходить из того, что главная цель церковно-приходской жизни – создать условия для духовного роста и спасения человеческих душ, то как раз с этим сейчас большие проблемы. Аналитики и священнослужители вчера пытались ответить на вопрос: что в современной жизни приходов Русской православной Церкви препятствует, а что содействует спасению души?
Вспомним для начала слова о значимости общинной жизни, которые не раз говорил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на различных епархиальных собраниях, Архиерейских соборах и т.д.: «Приход является частью большой церковной семьи – малой общиной верных, где люди, собирающиеся вокруг евхаристической чаши, приобретают настоящее духовное единство во Христе. Потому развитие общинной жизни, активное вовлечение в нее верующих – задача актуальная, архиважная для Церкви».
Прекрасные тезисы, однако после принятия нового Устава РПЦ в 2000 году приходы, грубо говоря, оказались бесправны перед епархиями. Настоятели храмов дрожат перед архиереями, а участь рядового священника целиком зависит от местного епископа. Что касается имущества приходов, то все оно является непосредственной собственностью Московской Патриархии. В таких условиях неудивительно, что священники начинают бюрократизированно относиться к своим обязанностям (справедливости ради – это касается далеко не каждого), а прихожане все более превращаются в «захожан».
«Создается впечатление, что прихожане не всегда, скажем так, нужны Церкви. Они не всегда могут участвовать в той или иной деятельности. Все чаще община представляет из себя некий клуб, в котором на первое место выходят внутригрупповые, социальные, общинные интересы. Все забывают, что община – это, прежде всего, семья во главе с духовным отцом, которая строится на основе любви, взаимопонимания и поддержки.
Многие общины последнее время вообще становятся закрытыми и работают отчасти по протестантской модели. В каждой господствует своя идеологема, система взглядов, не разделяя которую ты туда просто не попадешь.
Также проблема заключается в том, что настоятели храмов иногда проявляют себя не в лучшем качестве. Но это уже отдельная тема, которая относится и к современному церковному образованию священников», – отметил старший аналитик Центра святителя Василия Великого, диакон Илия Маслов.
По мнению Маслова, которое разделяют многие «продвинутые миряне» (что подтверждает автор данного материала – прим. ред.), складывается твердое ощущение, что бОльшая часть мирян отстранена от решений, принимаемых церковной властью. Фактически православное большинство находится в подчиненном, даже унизительном состоянии, считает диакон. Как в таких условиях говорить о соборности, о церковной полноте – большой вопрос. Все вышеперечисленное является серьезной проблемой для развития самой Церкви, для расширения ее общины.
«Одна из позитивных инициатив, которую продвигает наш центр – создание Всероссийского Союза православных приходов РПЦ МП. Миряне, которые постоянно посещают свой храм и заинтересованы в развитии приходов вообще, могут быть объединены единой организацией.
Главная ее цель – хотя бы информировать приходы о том, какие инициативы возникают у нашего священноначалия, что происходит там, на верхушке Церкви, а также проводить крестные ходы, организовывать совместные мероприятия и т.д.
Есть надежда, что после объединения приходов и их общин с простыми священниками наконец начнут считаться. То есть это определенный ресурс, который можно будет использовать.
И вторая инициатива – рассмотреть действующий Устав РПЦ в расширенном составе с участием мирян и клира, чтобы можно было повлиять на его возможные изменения, хотя бы начать диалог об этом», – рассказал Маслов.
***
Подводных камней в жизни приходов действительно множество, причем какую сторону ни возьми: образование, экономику храмов – тут сталкиваешься с огромным количеством проблем, требующих немедленного решения. По каждой теме, заявленной на круглом столе, впору было проводить отдельную конференцию.
Говоря об экономическом аспекте, очень бы не хотелось, чтобы Церковь в рамках капиталистической модели превращалась в корпорацию, для которой главное – иметь определенную окупаемость. Ведь если смотреть с точки зрения бизнеса, гораздо выгоднее иметь не 1000 жертвователей по рублю, а десять по миллиону – остальные, выходит, не нужны…
В идеале церковный бюджет должен быть прозрачным, дабы не вызывать вопросов ни у прихожан, ни у недоброжелателей. Община должна знать – куда уходят финансы прихода, почему та или иная часть отчислена на пожертвования в епархию и т.д. Если православная община представляет собой семью, то, конечно же, она должна быть открытой. Отношения в приходе не следует выстраивать по корпоративному принципу.
«Приходская жизнь имеет исключительное значение для любого христианина, потому что именно в богослужении мы и воцерковляемся. Еще одна наболевшая проблема: мы не первое десятилетие сталкиваемся с попытками модернизировать богослужение. Сейчас в соцсетях разворачивается дискуссия о ревизии или даже возможной отмене Типикона (богослужебного устава Церкви). Мы все прекрасно знаем, что всякие новины активно атакуют нашу церковно-приходскую жизнь, обмирщение проникает в самую сердцевину нашей богослужебной жизни.
Проповедь, которая является составной частью богослужения, сейчас в большинстве случаев представляет собой некое морализаторство, импровизацию священника, который говорит обо всем хорошем, положительном – нравственном совершенствовании и т.д. – при этом оставляя за скобками вопросы догматические и экклезиологические. Соответственно, большинство прихожан остаются далеки от постижения догматов и канонов Церкви.
Еще одна важнейшая проблема – организационно-управленческий вопрос. Сегодня все больше мирян и клириков говорят о том, что отношения между священноначалием и низовым священством, прихожанами надо менять в сторону соборности. Вместе с количественным ростом архиереев, священников и приходов ощущение соборности из Церкви все больше и больше уходит. На мой взгляд, сегодня уровень бюрократизации Церкви намного превышает тот, что имел место в синодальный период в Российской империи», – отметил диакон Илия Маслов.
Церковная норма участия мирян в избрании священника общины существовала всегда – многие архивы об этом говорят. Конечно, не стоит пытаться вносить какую-то резко демократическую струю в иерархическую жизнь Церкви, но невозможно и отказываться от идеалов соборности, от нормативности устройства общины. Поэтому на круглом столе пришли к единому выводу – ответственность пастыря и прихожан друг перед другом должна быть взаимной.
В ходе дискуссии было высказано мнение, что различные поп-концерты в храмах и на территории церковных зданий, происходящие по благословению руководства РПЦ или настоятелей, иные акции совершенно нецерковного духа и по форме, и по содержанию, только наносят урон миссионерской деятельности Церкви и должны быть запрещены. Ведь они разрушают границы между миром и сакральным пространством храма.
***
По мнению настоятеля храма Святителя Николы на Берсеневке, игумена Кирилла Сахарова приходская община должна принимать человека как добрая семья.
«В допетровскую эпоху крепкая приходская община точно была – тому есть множество примеров в литературе. Есть ли она сейчас? Есть, то это единичные случаи, причем ее модели самые разнообразные. Нужна ли нам вообще приходская община? А скажите, нужна ли нам сплоченность народа? Мы должны переходить из аморфного состояния к какой-то структурированности, ведь наш народ уже давно не столь многочисленный.
Община – это ядро прихода, а сейчас храмы все больше напоминают проходной двор, где никто друг друга не знает. У меня, например, есть список общины – с подробным списком, с фотографиями членов. У каждого из них есть какая-то социальная нагрузка, люди занимаются взаимопомощью, в трудную минуту готовы подставить плечо товарищу. В случае смерти близкого родственника у кого-то из общины – соболезнования и всяческая поддержка, в случае рождения ребенка – поздравления и т.д.
Зачастую одно грубое слово, невнимательное отношения со стороны пастыря или дежурных в храме – все это отвращает от церкви. Такова уж природа человека. Так что все «бурчалки и ворчалки» надо оставлять дома. Как можно в зоне света порождать такой диссонанс? Что же нужно для создания общины? В первую очередь, пастырь, у которого есть живой интерес к людям», – считает о. Кирилл.
***
Очевидно, что общинная жизнь имеет первостепенное значение – именно в храмах незнакомые люди, регулярно туда ходящие, начинают общаться. И замалчивать актуальные проблемы церковной жизни становится все более опасным при современном состоянии клира и мирян. Особенно – в условиях значительно повысившейся духовно-богословской грамотности последних.
Между так называемыми зилотами (ревнителями веры) и либералами в Церкви давно идет противостояние. Зилоты насмерть стоят за соблюдение канонов Святых Отцов и делают ставку на строгую аскезу во всех сферах жизни, либералы, напротив – за всевозможные реформы, «диктуемые временем», в том числе в канонах и догматах православной веры. Тут очень важно найти срединный, «царский путь» – не впасть в разрушительную критику, которая может погубить Церковь, и в то же время перестать твердить, что «все хорошо, никаких проблем в церковно-приходской жизни нет, обсуждать ничего не нужно». Последнее, увы, очень характерно для нашего священноначалия.
По итогам плодотворно прошедшего круглого стола в Московскую Патриархию будет направлена аналитическая записка с предложениями широкого обсуждения озвученных тем и возможности внесения поправок в действующий Устав РПЦ по приходам.
Иван Ваганов