Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
07.08.2015 09:12

Украинская поместная церковь – химера раскольников

Итак, очередная встреча представителей Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) закончилась безрезультатно, более того, практически скандалом. Не нашли общего языка главы неканонических объединений. Разошлись, недовольные друг другом. И это несмотря на то, что руководство современной Украины неоднократно озвучивало желание видеть «единую поместную церковь» в своей стране. После были заявления о недовольстве друг другом и о том, что одна группа желает якобы подмять под себя другую. Глава УАПЦ, митрополит Макарий, обвиняет главу УПЦ КП,  Филарета, именующего себя «патриархом всея Руси-Украины», в нежелании объединяться, и наоборот. Объединительный собор, назначенный на сентябрь, не состоится.

Корни раскола

Тут интересно, откуда взялись эти самые церкви, когда на Украине существует каноническая Украинская православная церковь Московского Патриархата? История новейшего раскола начинается в эпоху распада СССР. «Целили в коммунизм, а попали в Россию», – сказал выдающийся философ Александр Зиновьев. Отчасти попали и в церковь. Несмотря на то, что Русская православная церковь была при коммунистической власти под спудом, и распад советской системы придал церкви значительную динамику и привёл к возрождению духовности, были и утраты, в основном – на Украине.

Сначала был пересмотрен Львовский собор 1946 года, на котором под давлением государства униатские церкви на Западной Украине и в Закарпатье ликвидировались, а храмовые здания, священники и паства переходили к РПЦ. После пересмотра все бывшие униатские приходы на Украине, возвращённые после войны в лоно Православия, отложились. Шло это ещё при Союзе, в разгар перестроечного хаоса и безумия. Снова образовалась Греко-католическая церковь, весь этот процесс сопровождался захватом церковных зданий и насилием. Более того, униаты решительно продвинулись на восток. Греко-католическая церковь, запятнавшая себя сотрудничеством с немецкими оккупационными войсками в годы войны и окормлением бандеровских «резунов», – одна из наиболее антирусских сил на Украине. Если процесс возвращения к католичеству, в общем-то, можно было предсказать, то последовавший вскоре раскол среди православных оказался дождём с ясного неба.

Дурной пример самоуправства, поданный униатами, восприняли среди украинского православного духовенства и мирян. Пропаганда украинских эмигрантов, обосновавшихся за океаном, привела к тому, что начался процесс «выхода» из РПЦ отдельных приходов, объявивших о своей «автокефалии».  

Так на Украину вернулась УАПЦ, раскольничья и никем не признанная церковь, действовавшая во время нацистской оккупации, а после поражения Гитлера нашедшая приют в Северной Америке. Вскоре сам её глава, Мстислав (Скрипник), племянник Петлюры, приехал в Киев из США и был объявлен «патриархом всея Украины». Сама же РПЦ на Украине оказалась в этот период под управлением Филарета (Денисенко).

Личность Филарета и его небогоугодные дела

Филарет – волк в овечьей шкуре, изначально  русскоязычный и далёкий от идей церковной самостийности (Денисенко – уроженец Донбасса), крайне амбициозный, тщеславный и беспринципный человек, сделавший блестящую церковную карьеру при социализме. На каком-то этапе он был временным главой всей Русской церкви, то есть, местоблюстителем патриаршего престола (после кончины Патриарха Пимена). Несомненно, эта должность давала ему надежды самому стать патриархом всея Руси. Выборы Филарет проиграл, при этом укрепился во мнении, что причина поражения – его украинские корни (хотя ходили устойчивые слухи, что церковный сановник пренебрегал нормами монашеской жизни). Вернувшись на Украину, он начал, на словах осуждая все идущие расколы, вести борьбу за отделение православной церкви Украины, являясь при этом – её главой (экзархом).  По сути, он занялся выкраиванием под себя, любимого, отдельной украинской патриархии. 

Тогдашний президент Украины Кравчук, уроженец Западной Украины, вполне разделял антирусскую идею создания поместной церкви, независимой от Москвы. Филарет и Кравчук, что называется, заключили альянс. Значительное число священства и мирян, оставшихся верными Москве и канонической РПЦ, заявило о низложении Филарета и покинуло его.

Украинский церковный хаос

На Украине в конце 80-х – начале 90-х годов начался форменный хаос в церковной жизни. Сторонников самостийности изгоняла паства из некоторых обителей (например, настоятеля Почаевской лавры, что на Западной Украине, изгнали противники раскола).  В свою очередь, из областей, где украинские раскольники оказывались в большинстве, изгоняли пастырей, не желавших рвать с Москвой и вступать в самочинные сборища. Сторонники Москвы, УАПЦ, РПЦ КП и униаты выдирали приходы друг у друга, судились, обрушивали друг на друга отлучения.

Филарет вошёл в альянс с УАПЦ, которую раньше отлучал и всячески «жёг глаголом», и её главой, «патриархом» Мстиславом (которому было на тот момент уже 94 года), справедливо полагая, что этому антисоветчику-долгожителю недолго осталось, и должность «украинского патриарха» можно унаследовать. Филарет стал вторым лицом в УАПЦ, как он прежде был вторым лицом в РПЦ.  Этот номер удался, но не сразу. Мстислав, вернувшись в Америку, умирает от старости, и титул патриарха переходит к Владимиру (Романюку),  националисту-диссиденту, духовнику УНА-УНСО и советскому лагерному стукачу, и только после загадочной, по-видимому, насильственной смерти последнего патриарший статус отошёл Филарету. Особенности характера новоявленного патриарха, его беспринципность и политиканство привели к тому, что большая часть приходов, принадлежавшая раньше УАПЦ, тоже вышла из филаретовской церкви. Объединение УПЦ КП и УАПЦ – провалилось в первый раз, и с этим вынуждена была смириться поддерживавшая Филарета украинская власть.

УАПЦ между тем вскоре раскололась сама. Из неё выделилась «обновленческая» группа, так называемая УАПЦ(о). Эти церковные диссиденты, обуянные националистическим угаром, ввели украинскую вместо церковнославянской службы.  Их глава – «архиепископ» Игорь (Исиченко) – выражает огромную симпатию униатам Западной Украины и недавно подписал с ними «протокол о намерениях», что надо рассматривать, как шаг в направлении унии.  Он также славен тем, что собирает в свою «церковь»  различных чудаков и экстремистов, например, в эту группу записался московский  «отец» Яков Кротов (хорошо известный по блогам крайний либерал, из тех, кого раньше называли «демшизой»).

Попытка создания Поместной церкви номер два

После прихода к власти Ющенко вопрос о создании украинской поместной церкви снова встал на повестку дня. Несомненно, антирусский проект был перезапущен по рекомендации заокеанских спонсоров этого президента. Ющенко с присущей ему сельской прямотой, пригласил в Киев в 2008 году Вселенского Патриарха Варфоломея, и начал терзать его на предмет создания поместной церкви. Но дипломатичный грек предпочёл ответить уклончиво. По сути, Ющенко призвал Константинопольского патриарха благословить его на создание поместной церкви, которая была бы подчинена Константинополю, но «Стамбульский Ватикан» отказал.

Провал третьей попытки, и ждать ли четвёртую?

В настоящее время борьба за Украину – главнейшая точка приложения сил всех врагов нашей России. Все самые лучшие кадры брошены туда, все усилия англо-саксонских стран, их сателлитов и союзников направлены сейчас на отделение украинского народа от народа России.

Удары направлены везде и кругом – против русского языка, против пророссийских политических сил, но, полагаю, главной мишенью является православие на Украине.

Интриганы, самосвяты, церковные жулики, националисты, напялившие облачение, все эти проходимцы мобилизованы на то, чтобы оторвать украинских православных христиан от Москвы. На стороне раскола стоит вся государственная машина современного киевского режима. И только взаимная неприязнь несвятых «святых отцов» пока сдерживает создание «поместной церкви». По всей видимости, исходом такой деятельности будет переход какой-то части украинцев в унию, поскольку этим неизменно заканчивались все церковные расколы в восточной части христианского мира. Униаты внимательно и с нескрываемым удовольствием следят за этими процессами, они ждут. Москве же следует, не идя ни на какие уступки схизматам, твёрдо придерживаться легитимистской линии. Потому что Бог всегда на стороне правого.

Амирам Григоров

 

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"