Антикризисный план ударит по пенсионерам
Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил сегодня, что руководство страны в понедельник одобрило так называемый антикризисный план — меры обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности России в 2015 году.
«В рамках реализации этого плана предусмотрено неувеличение расходов бюджета, более того, в итоге мы ожидаем, что объем расходов станет меньше первоначально запланированного», — цитирует Интерфакс слова министра.
Теперь, как обещал накануне президент Владимир Путин, антикризисный план, который рассчитан примерно на один год, будет представлен экономическим блоком правительства депутатам Госдумы. Народным избранникам поручено рассмотреть план в течение недели.
«В нем предусмотрена подготовка новых структурных реформ для того, чтобы мы имели новое качество госуправления, новое качество бюджета, с тем, чтобы мы сохранили наши резервы и не потратили их за 1—2 года», — сказал Силуанов. Он добавил, что правительство не будет бездумно тратить суверенные резервы России. В то же время чиновник отметил, что все средства, необходимые для реализации антикризисных мер, будут найдены за счет антикризисного резерва, предусмотренного бюджетом. На начало года этот резерв составлял 193 млрд рублей, а после принятия определенных мер, предусмотренных планом, он, по прогнозам, снизится до 170 млрд. Кроме того, руководство страны намерено перераспределить деньги из госпрограмм, направив их на наиболее «важные и нужные» направления экономики России.
Главная цель плана, по словам министра финансов, — выход на бездефицитный бюджет к 2017 году при прогнозе цены на нефть на уровне 70 долларов за баррель. Этому, как выразился Силуанов, будет способствовать «адекватная бюджетная политика».
Всего, как ранее сообщал первый вице-премьер Игорь Шувалов, на реализацию плана понадобиться сумма в размере 1,375 трлн рублей. По данным Интерфакса, 275,56 млрд будут взяты из федерального бюджета, 550 млрд — из Фонда национального благосостояния, 232,5 млрд даст программа госинвестиций, 160 млрд — будут найдены за счет бюджетных кредитов и 157,5 — через облигации федерального займа. По словам Шувалова, первоначальный план требовал еще большей суммы — в 1,563 трлн рублей, но, по прогнозам первого вице-премьера, из него скорее всего будет убран пункт, на который планировалось затратить 188 млрд рублей. Этот пункт предусматривал индексацию страховых пенсий на фоне роста потребительских цен в 2014 году.
Пенсии, по последним данным, с 1 февраля 2015 года будут проиндексированы на 11,4%. И тут некоторые СМИ вносят сумятицу, рассказывая о том, что 11,5% и есть прогнозный уровень инфляции, который был запланирован еще год назад. Но это не так: прогноз был 7,5%. Но Путин недавно обещал, что пенсии будут проиндексированы не по прогнозам, а по фактической инфляции, тогда и получилась цифра в 11,5%. Сейчас именно это число составляет официальный процент инфляции в России. Ранее правительство хотело проиндексировать пенсии лишь на 7,5 прогнозных процентов, но по законам РФ компенсация не может быть меньше официального процента инфляции. Впрочем, ни для кого уже не секрет, что официальные данные далеки от реальности.
По словам Шувалова, большее повышение пенсий пока невозможно, впрочем, первый вице-премьер обещал, что в случае необходимости правительство все-таки пойдет на дополнительное повешение пенсий. Если это произойдет, то, очевидно, 1 апреля, когда запланирована очередная индексация пенсий.
***
11,5% — это, конечно, мало. То, что это «официальные данные» никого не утешает — люди каждый день видят, что инфляция в России гораздо серьезнее, чем пытаются убедить население. Пожалуй, сокращение бюджета страхового плана за счет пенсий — не самая хорошая идея. Такие шутки с пенсионерами, которые являются главным эклекторальным ресурсом российского руководства, до добра не доведут. Конечно, на фоне мировых событий российский народ сплочен как никогда и готов терпеть временные трудности, но на месте правительства я бы не стал перегибать палку.
Хотя до выборов еще далеко, раздражение народа, который выходит из магазинов в состоянии нокдауна — от вида ценников — растет. И это при том, что финансовый блок правительства утвердил многомиллиардные вспомоществования для отечественных банков, что, похоже, не оправдано ничем. Эксперты уже заявляют о том, что значительная часть российских банков, в том числе и крупных, не доживут до конца года. Зачем же их поддерживать? Это тем более странно, что в течение 2014 года финансовые структуры России брали курс на сокращение числа банков в стране — лицензии отнимались каждый день чуть ли не десятками. Люди это вряд ли поймут. Ситуацию осложняет то, что цены, которые значительно выросли с начала года, уже больше никогда не упадут — это же Россия, тут ничего никогда не падает. К сожалению, это банальная примета российской действительности: постепенно «плохо» становится «нормально», а народу приходится приспосабливаться к новым тяжелым реалиям. Правда, нынешняя ситуация в России характерна еще и тем, что на фоне инфляции не только никому не подняли зарплаты, но и пенсионеров лишили реальной компенсации, к которой они за многие годы уже привыкли. Таким образом, кризис, а точнее монетарная политика российских властей, раздражает целых две крупнейшие категории: трудоспособное население — людей которым просто нужно кормить семью, но от ценников в магазинах становится тоскливо; и нынешних (а также будущих) пенсионеров, которые привыкли выступать единой голосующей силой в поддержку существующей власти, за что власть все эти годы индексировала их пенсии, защищая от инфляции. Но теперь это общественный договор, получается, разрушен, что может грозить социальными волнениями.
В общем, у правительства есть хороший шанс потерять доверие этих крупнейших групп населения, что не пойдет на пользу его имиджу. А тогда о каких мерах «обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности России» может идти речь?
Михаил Сарафанов