Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Экономика
26.05.2016 08:00

Дорожные ямы существуют согласно ГОСТу

Деньги на ремонт одних и тех дорог можно выделять бесконечно, и они будут растворяться там, пока не будет изменена нормативно-правовая база.

Дороги Омска прогремели на всю Россию в ходе и после «прямой линии» президента Владимира Путина. Решив проверить, что изменилось за это время, член Совета Федерации от исполнительной власти региона Елена Мизулина выступила с радикальным предложением: запретить ямочный ремонт как таковой, сохранив его лишь для небольших выбоин размером 10 на 10 см.

«Я побывала на нескольких улицах Омска, где был произведен ямочный ремонт. То, что они сейчас собой представляют – наглядная демонстрация того, что ямочный ремонт остается устаревшим, совершенно неэффективным и некачественным способом латать дороги», – заявила Мизулина, добавив, что с этой практикой «нужно заканчивать». «Полагаю, ямочный ремонт нужно запретить на законодательном уровне. Это – деньги, выброшенные в трубу», – считает сенатор.

Строго говоря, такого понятия, как «ямочный ремонт», официально не существует. Чиновники и сами дорожники оперируют термином «аварийно-восстановительный ремонт». И существует он для того, чтобы обеспечить безопасный проезд по дороге до проведения ремонта текущего или капитального. Но в том-то и беда, что до «текущего или капитального» зачастую дело не доходит, а от ямочного улучшается только качество ям.

Допустим, участок полотна начал разрушаться, образовалась дыра, её заделали, но очень скоро начинается разрушение асфальта вокруг «пломбы». Такой, с позволения сказать, «ремонт» даёт весьма кратковременный эффект.

Чинят ямы разными способами: литым асфальтом (в любое время года и погоду), пневмонабрызгом (при температуре выше +8С°), а самый качественный, но трудоёмкий и дорогой вариант – это «по науке» расфрезеровать выбоину, проседание или яму, подсыпать щебня, уплотнить подушку, подать битум и уж только потом закатать верхний слой. И ладно бы хоть так! Бывает, что при наличии отсутствия средств ямы на дорогах просто щебенят, забивают кирпичом, а то и землёй засыпают.

И чем «ниже» уровень власти, ответственный за содержание той или иной дороги, тем дела хуже. Так, по информации министра транспорта России Максима Соколова, в нормативном состоянии сегодня находятся 63,3% федеральных автодорог, 38,8% региональных и только 31,6% местных. Муниципальные чиновники разводят руками: денег нет и не предвидится, жалуются на недофинансирование их коллеги из республиканских, краевых, областных правительств и администраций.

Но нехватка средств – далеко не единственная причина столь плачевной ситуации. Самое страшное для дороги – это температурные переходы через ноль, когда подтаявшая вода просачивается в трещины, а потом, замёрзнув, разрывает полотно. Да и сама по себе вода имеет разрушительную силу. Но, как справедливо заметил на одном из недавних совещаний глава кабмина Дмитрий Медведев, «в условной Скандинавии или Канаде климат не лучше нашего, просто технологии нормально соблюдаются и воруют меньше гораздо».

К слову говоря, нарушение технологий, в основном как раз и связано с двумя факторами: нехваткой средств и воровством, причём оба часто связаны единой причинно-следственной цепочкой. И там, где удаётся минимизировать эти факторы, ситуация зримо улучшается.

***

И есть ещё одно любопытное обстоятельство, которое торпедирует перемены к лучшему в сфере дорожного строительства и ремонта – это нормативно-правовая база. Ведь в России до сих пор существует… ГОСТ на ямы! Да-да, в приснопамятном октябре 1993 года Госстандарт России принял ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который вступил в действие 1 января 1994 года и действует до сих пор.

Этот документ, в частности, устанавливает «нормативы» на ширину и глубину ям. Вот один из «перлов»: «Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см». В ГИБДД стонут, мол, не можем адекватно реагировать на обращения граждан по поводу состояния дорог: мелкие ямы в полном соответствии с ГОСТом можно вообще не заделывать, а крупные залатать абы как, но формально «безаварийный» проезд будет обеспечен. А вот обязать чиновников провести текущий и тем более капитальный ремонт полотна пресловутый стандарт не позволяет. К слову, разработан ГОСТ был в научно-исследовательском центре ГАИ МВД России.

Но девяносто третий год – далеко не предел. До сих пор дорожники вынуждены руководствоваться некоторыми строительными нормами и правилами тридцатилетней давности! А ведь за это время далеко вперёд ушли и технологии, и материалы, и уровень автомобилизации, и тоннаж большегрузов. Часть устаревших нормативов в последнее время заменена, но неповоротливая бюрократическая машина не позволяет делать это быстрее. Не исключено, что выгодоприобретателями здесь становятся как раз те, кому на старых нормах, стандартах и правилах воровать сподручнее. И если чиновник в доле, то и торопиться с обновлением правовой базы он сознательно не будет.

Кстати, на упомянутом выше совещании премьер посоветовал главе Минтранса и руководителям регионов «привлекать к ответственности нерадивых подрядчиков, прокуратуру на них напускать, чтобы они «работали как следует». Правда, получая жалобы от населения по поводу неудовлетворительного состояния дорог, органы прокуратуры частенько предпочитают переадресовывать их к ГИБДД. Круг замкнулся?

Пётр Николенко

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"