Экономические проблемы съедают внешнеполитические успехи России
«Не бойся того, кто в гневе кричит, а бойся того, кто в гневе молчит».
Абай Кунанбаев, казахский поэт, философ
Октябрьский опрос ВЦИОМ свидетельствует, что внешнеполитические проблемы отходят для россиян на второй план. В качестве главных их выделяют всего 5% граждан. До 1% сократилось число обеспокоенных военными действиями на Украине. А вот экономические неурядицы волнуют россиян всё больше. 17% опрошенных поставили их на первое место. Далее следуют инфляция – 15% и низкий уровень жизни – 15%. Из этих данных можно сделать следующий вывод: блок экономических проблем накрыл россиян с головой, затмив в их глазах всё остальное.
Нас пытаются убедить, что вся эта проблематика носит временный характер и вызвана в основном враждебным внешним воздействием и объективной ситуацией на мировых рынках. Это всё, конечно, присутствует. Но ведь происходит и огромное количество поистине чудесных, не объяснимых никакими объективными экономическими законами вещей. Центробанк, опасаясь роста инфляции, отказывается печатать деньги и стимулировать с их помощью экономику, как это делают американцы, европейцы и даже коммунистические китайцы. Но цены все равно безудержно растут. По данным Росстата, инфляция за 9 месяцев 2015 года достигла 11,2%. А неофициально по ряду позиций колеблется от 20 до 70%. Нефтедобыча в стране бьет все постсоветские рекорды, и, по идее, бензин на заправках, а вслед за ним и всё остальное, должны дешеветь. Но этого не происходит. ЦБ удерживает рубль от роста по сравнению с другими валютами, и опять же, по идее, отечественные товары должны успешно продаваться на внешних рынках. Но профицит внешней торговли сокращается, а большинство крупных отечественных компаний сигнализирует об убытках и кредиторской задолженности. Создается впечатление, что в современной России, как в некой аномальной зоне, законы не только экономики, но и здравого смысла, не работают. Но это как посмотреть. Если с позиции людей, которые осуществляют свою экономическую деятельность по принципу: «добывай здесь – прячь там», то всё очень даже логично.
С начала экономических преобразований и по сей день в отечественной экономике превалирует вывозной характер. За рубеж утекают капиталы, активы, интересные и перспективные технологии. Причем бизнесмены и чиновники в равной степени выводят всё это в массовом порядке как нелегальным, так и вполне легальным способом.
О чем свидетельствует хотя бы скандал, разгоревшийся в начале нынешнего года, когда Международный консорциум журналистов-расследователей ICIJ опубликовал материалы утечки данных из швейцарской «дочки» британского банка HSBC. В результате стали известны данные о 740 клиентах из России, которые в общей сложности открыли 1560 банковских счетов. Так вот, среди этих замечательных во всех отношениях людей масса как бизнесменов, так и чиновников, их близких и членов семей. Причем чиновников, пусть на тот момент и бывших, но в свое время занимавших очень даже не маленькие посты. И это только открывшиеся факты и лишь по одному банку! Сейчас вот по мадам Скрынник в Швейцарии всплывает информация. А ведь ее вполне благополучно выпустили из страны. Теперь заочно строго наказали – исключили из «Единой России».
Так что многочисленные информационные вбросы о том, что бизнес якобы выводит всё за границу из-за произвола чиновничества и плохого инвестиционного климата, – миф. Ибо, если это так, тогда почему то же самое делают чиновники, включая людей высочайшего уровня?
Ведь они-то могут создать для себя самые благоприятные условия для ведения дел и вложения средств на Родине. Но этого не происходит. Почему? Потому что страна рассматривается в одинаковой степени и теми и другими как место своеобразного денежного сафари. Настрелял, и увёз приз в страну своей мечты. Где, как мечтал Остап Бендер, можно потом рассекать в белых штанах, наслаждаться морем, солнцем и ни о чем больше не беспокоиться. Тем более, о месте удачно проведенной охоты и населяющих его «папуасах».
По разным данным, разграбление страны началось сразу же после старта кампании по её глобальному реформированию.
Так, по оценкам Минфина России, чистый отток капитала за 1985–1995 годы составил 265–285 миллиардов долларов, а, по расчетам экспертов Ассоциации российских банков, сумма переведенных за рубеж капиталов в 1990-х годах и вовсе определялась в диапазоне 800 миллиардов – 1 триллион долларов.
В то же самое время, по информации, озвученной профессором и главным научным сотрудником Института социально-политических исследований Российской академии наук Сергеем Кара-Мурзой, объем накопленного недофинансирования нашей промышленности с 1990-го по 2012 год оценивается на уровне 3,5–4 триллионов долларов. Ну, о чем еще говорить? Деньги, как известно, – кровь экономики. А если её такими объемами и темпами выкачивают, то, во-первых, о каком здоровом функционировании хозяйственного механизма страны может идти речь? И во-вторых, какие экономические законы при таком отношении всех: и чиновников, и бизнесменов будут здесь полноценно и продуктивно работать? Никакие. Они и не работают. Что предлагает либеральная экономическая общественность? К примеру, бывший зампред Центробанка России Сергей Алексашенко в качестве спасительных мер выдвигает на первый план защиту прав собственности, земельную реформу и «нормальное» разгосударствление экономики. Что же по этому поводу думают соотечественники господина Алексашенко, те на благо кого он предлагает свои реформы? Исследование старшего научного сотрудника Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Светланы Мареевой свидетельствует: россияне считают современное российское общество несправедливым, распределение частной собственности нелегитимным. Главным автором в деле преодоления неравенства и торжества социальной справедливости население считает государство. Ей вторит доктор исторических наук Борис Миронов: «По данным современных социологических опросов, проблема неравенства является «болевой точкой» самосознания российских граждан: в той или иной форме существование сильного неравенства ощущают и болезненно переживают до 90% из числа опрошенных». Не в этом ли кроется еще одна серьезнейшая проблема современной российской экономики – низкая производительность труда работников? Ведь люди, которые считают распределение частной собственности нелегитимным, а доходов несправедливым, не будут проявлять трудовой энтузиазм.
К этому следует добавить еще две вытекающие отсюда тенденции. Владельцы объектов экономики в кризис пытаются оптимизировать свои расходы не на себе любимых (своих яхтах и прочих радостях жизни), а в основном на своих работниках. Персонал отвечает взаимообразно, оптимизируя на работодателе свои трудозатраты. Отсюда и низкая производительность труда. Но либеральные экономисты и чиновники как бывшие, так и действующие, стараются всего этого не замечать и публично данные проблемы не поднимать.
Тем временем ситуация обостряется буквально с каждым днем. Экономика сжимается темпами более 4% на протяжении последних 5 месяцев. По мнению ряда экономистов, Россия приближается не только к концу календарного года, но и к своеобразной черте, на которой ей придется сделать непростой выбор.
В стране придется либо оставить всё, как есть, и продолжать погружаться в кризис с непредсказуемыми экономическими и социальными последствиями, либо кардинально поменять основные направления экономической политики, ее капитанов, акценты и приоритеты.
Вадим Бондарь