Экономический взлет страны, о котором мы не знаем
Любимая забава экономистов, — причём не только профессиональных экспертов, но и многочисленных любителей, — сравнивать ВВП разных стран. Сравнивать по объёму, по темпам роста, по душевому производству.
Спору нет, сравнение красноречивое — а как же ещё узнать, чья страна круче? Споры возникают по другому поводу, — как считать этот самый ВВП? Ведь существует два универсальных, но совсем непохожих способа: по номиналу и по паритету покупательной способности (дальше для краткости — ППС или паритет).
По номиналу, — это когда весь объём товаров и услуг, созданных какой-либо нацией за год, пересчитывается по обменному курсу в доллары. Грубо говоря, в этом случае мы оцениваем: сколько потенциальных баксов та или иная страна заработала.
Паритет считается по-другому — когда за основу берут реальные объёмы производства. Разница получается очень приличная. Например, если какая-то страна собрала в два раза больше яблок, чем США, а цена яблок на местных рынках, если прикинуть в долларах, в четыре раза ниже американских цен, то по номиналу яблочная отрасль этой страны выходит вдвое слабее американской, а по ППС — в два раза сильнее. А из просуммированных отраслей складываются, таким образом, совсем разные ВВП по номиналу и по ППС.
На мой вкус, правильнее считать по паритету. Едим-то мы, в конце концов, яблоки, а не доллары. Сравнивать экономики разных стран следует в реальных товарах, не взирая на пируэты обменного курса. Такое мнение разделяют очень многие экономисты. Например, вся макроэкономическая история планеты высчитывается по ППС — говорить о сравнительных курсах валют в шестнадцатом или восемнадцатом веках просто смешно.
Но те люди, для которых Земля вращается не вокруг Солнца, а вокруг Статуи Свободы (или вокруг Капитолийского холма, Уолл-Стрит, ФРС — уточнять не берусь) настойчиво требуют сравнивать экономики по номиналу. Потому что при таком подсчёте США и вообще Западная цивилизация смотрятся солиднее.
Например, если считать по паритету, то первая экономика планеты — вот уже третий год как Китай, а по номиналу — до сих пор США. По номиналу Америка ещё может играть в «царя горы», а по паритету — пора снимать корону и занимать место в партере.
По паритету ВВП России уступает ВВП Америки менее чем в пять раз, а по номиналу — почти в двенадцать. По паритету мы ещё можем побороться за самостоятельность, а по номиналу — крылья опускаются, вроде как сдаваться надо.
Особенно мощный пропагандистский эффект производит номинал при сравнении уровня жизни. Как начнут господа либералы примерять русскую пенсию в долларах к литовской или к латышской — всё, туши свет, смотреть стыдно. Даже турки по номиналу выглядят богаче нас. На многочисленных популярных сайтах — далеко ходить не надо, только копни в поисковике, — Россию откровенно чмырят: какие нищенские здесь пенсии и зарплаты, какой ужасающий уровень жизни, какая жалкая экономика! То ли дело Турция или Литва, не говоря уж о Германиях и Британиях! Куда тебе, облезлый русский медведь, соревноваться с великими державами Запада, — сначала «обгони-ка моего меньшого брата!»
Я уже писал, что великолепная в валютном измерении литовская пенсия, если пересчитать её по «индексу Бигмака», оказывается меньше российской. И латышская тоже. И хвалёная турецкая. Конечно, бумажек с лучезарными ликами вождей американской нации граждане прибалтийских стран могут выменять больше, чем россияне, а вот купить конкретных бутербродов — меньше. А ведь сытость в желудке возникает от бутербродов, а не от бумажек, поэтому жизнь литовских стариков от созерцания лучезарных ликов на шуршащих купюрах ничуть не становится лучше жизни их российских сверстников. Совсем наоборот.
Но оппоненты продолжают настаивать: считать только в долларах! Доллар — ведь он и в Африке доллар. Ну, хорошо, давайте сделаем одолжение и пойдём им навстречу. Давайте посмотрим: как развиваются экономики мира, если считать по номиналу? Какая из них росла быстрее всех в 2017 году?
Мониторингом мировых ВВП занимаются две очень серьёзные финансовые организации: Всемирный Банк (далее — ВБ) и Международный Валютный Фонд (аббревиатуру МВФ всем хорошо знакома). Для пущей объективности обе они учитывают национальный продукт планеты и по паритету, и по номиналу. Но мы договорились: по итогам 2017-го смотрим только номинал. Что же мы увидим?
Оказывается, огромное количество экономик Земли в прошлом году, если брать по номиналу, не росло, а сокращалось. Сокращался, например, ВВП многих стран с сырьевой экономикой, пострадавших от кризиса сырьевых цен в 2013–2016 годах. В глубокий минус ушли Саудовская Аравия, ОАЭ, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Кувейт, Катар, Казахстан, Алжир, Ангола, Малайзия, Чили и ниже всех — Венесуэла. Все эти страны не оправились от пережитого падения, хотя тренд сырьевых цен в прошлом году перешёл в позитив,- и продолжили пикировать вниз.
Депрессию, если считать по номиналу, переживало немало стран Евросоюза: Австрия, Дания, Финляндия, Греция, Чехия, Словения, Венгрия (по меньшей мере, так выходит по подсчётам ВБ). Польша, которая бодро рапортует о росте по ППС, по номиналу тоже смотрится тонущей экономикой — валютные цены на польскую продукцию падают. Погружались даже такие крупные экономики, как японская и британская. Проседали и такие «тихие гавани», как Швейцария и Сингапур.
Кто же обеспечил в прошлом году рост номинального ВВП?
Если при оценке маленьких стран данные ВБ и МВФ расходятся, то при подсчёте ВВП крупных экономик они на редкость единодушны — что говорит о высокой достоверности методов. Так, и ВБ и МВФ свидетельствуют о заметном росте Италии и США (примерно по 4% в 2017 году), Франции (почти 5%), Германии (немного меньше 6%). Быстрее всех в Европе росла Ирландия (+ 8,0%). На другом конце планеты ещё быстрее развивалась Австралия (+9,5%).
Но в целом экономики Западной цивилизации демонстрируют гораздо более скромный рост, чем экономики БРИКС. Так, Китай произвёл продукции в долларовых ценах на 9,3% больше, чем в 2017 году. Индия прибавила 14,2%, Бразилия выросла на 14,6%. Здесь, кстати, данные по паритету не сильно отличаются от данных по номиналу — общепризнанный факт, что экономики азиатских и латиноамериканских гигантов развиваются быстрее экономик США и Еврозоны, и скоро сдвинут прежних лидеров с мирового Олимпа.
А теперь пришла пора открыть завесу тайны над тем интригующим вопросом, который сам собой рождается при прочтении заголовка. Какая же экономика планеты развивалась в 2017 году быстрее всех?
Не гадайте — всё равно не отгадаете. Нет в нашем информационном пространстве ни грана пищи для такой разгадки. Не может такой ответ прийти в голову «хорошо проинформированного», то есть погружённого в СМИ и в рунет человека. А ответ очень простой — Россия! Если считать по номиналу, ВВП России в прошлом году увеличился на 293 миллиарда долларов или на 22,8 процента.
Предвижу ступор во многих умах. Но заметьте — это не Росстат по заказу Кремля цифры подтасовывает (как мог бы возразить любой критик отечественной власти). Это данные Всемирного банка и МВФ, — структур, от Кремля совершенно независимых. Более того — к российской власти относящихся весьма прохладно. Нет им никакого смысла подыгрывать Путину с Медведевым, как и всей российской экономике. Считают по единой методике, как и в США, и в Нигерии. И заметьте — выводы ВБ и МВФ совпадают полностью, то есть ошибки быть не может.
Объяснение такого фантастического рывка простое. С одной стороны, в 2017 году вернулись со дна цены на углеводороды. С другой — Россия имела такие резервы и такой запас прочности, что на улучшение конъюнктуры отреагировала мгновенно, в отличие от большинства коллег по нефтяному рынку, продолживших барахтаться в кризисном состоянии.
Соотечественники, конечно, такого стремительного взлёта не почувствовали и не могли почувствовать, так как едим мы, повторюсь, бутерброды и яблоки, а не хрустящие конвертируемые бумажки. А в реальном измерении, по паритету, ВВП страны вырос всего на 2 процента, что и подтверждает Росстат. Мог бы вырасти побольше, но существенную часть хрустящих бумажек, вырученных от произошедшего «большого скачка», правительство не вложило в экономику, а вывело в резерв.
Можно было бы повторить, что измерение ВВП по паритету гораздо точнее отражает положение дел, чем по номиналу, и на этом закончить статью. Но она написана не для популяризации научных дискуссий. Она про другое — как нам промывают мозги.
Поищите по интернету — на сайтах про те же пенсии, про туризм, про эмиграцию, про страны мира, про зарплату и т. д. и т. п. — вы нигде не найдёте сравнений по паритету. Все сравнения, все расчёты — исключительно по номиналу! Это очень удобно для западной пропаганды, потому что по номиналу абсолютные цифры по Западу выглядят завышенными, а по России, Белоруссии, другим странам СНГ — заниженными.
Но если за точку отсчёта выбран номинал, то где же, друзья, поздравления в адрес самой успешной экономики планеты, развивавшейся в 2017 году быстрее всех? В адрес нашей, российской экономики?
А их нет. Не трудитесь искать. Об этом факте — молчок, все словно воды в рот набрали. Российское руководство рапортует о двухпроцентном росте по паритету. Западные критики чмырят низкие темпы нашего развития — опять же по паритету. Нигде нет ни слова о 22-процентном росте русской экономики по номиналу. Номинал вспоминали, только когда мы падали, в 2015–16 годах — тогда это было удобно для западной пропаганды.
Почему мы ничего не знаем о головокружительном успехе своей страны? Ведь это не секретные данные, в них нет ничего тайного. Ежегодный мониторинг ВБ и МВФ совершенно доступен, совершенно открыт — эти цифры можно даже в «Википедии» найти. Но никто не перевёл эти цифры из сферы специальных знаний в сферу массовой информации.
Либеральная общественность убеждена сама и убеждает нас: пропаганда — это то, что мы слышим в российских СМИ; а всё, что присутствует в СМИ западных — это свобода слова. Окститесь, господа! Настоящая пропаганда — это продукт информационной машины Западной цивилизации. Она так всем промывает мозги, что большинство «свободных» журналистов и блогеров, даже не задумываясь, по доброй воле тиражирует антироссийские штампы, полагая, что распространяет правду. Им даже в голову не приходит отдёрнуть полог и заглянуть за кулисы информационной кухни. Без разнарядки, без приказа сверху — сами сравнивают зарплаты и пенсии только по номиналу, а рост только по паритету. Так, как выгодно хозяевам информационных империй, формирующим негативный облик России.
А то, что мы слышим в российском официозе — разве пропаганда? Особенно в сравнении с западной? Да это жалкий лепет! Если бы у нас была настоящая пропаганда, то на всех информационных площадках по всему миру мы только и трубили бы, что у нас самый высокий номинальный рост. Мы бы водили повсюду, как медведей на ярмарку, экспертов ВБ и МВФ, чтобы они цокали языками и хвалили динамику русского ВВП. А мы об этом даже не заикаемся.
И то, какая экономика оказалась в прошлом году самой эффективной (по номиналу, конечно) остаётся для всего человечества, и для соотечественников в том числе, тайной за семью печатями.
Иван Таляронок