Капитальный отток
Сбежавший в мае этого года со своей семьей в Великобританию российский олигарх Борис Минц неожиданно стал владельцем престижной недвижимости – спа-отеля в 150 километрах от Лондона, неподалеку от резиденции принца Гарри. Оказывается, несмотря на принятые британским правительством меры, старая схема с выводом денег из России работает без перебоев...
Бизнесмен Борис Минц за последние полгода наделал много шума в российских СМИ. Весной глава ЦБ России Эльвира Набиуллина объявила о разрыве так называемого Московского банковского кольца, в которое входили «ФК Открытие», Бинбанк, Московский кредитный банк и Промсвязьбанк.
Борис Минц. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
ЦБ тогда заявил, что участники «кольца» занимались перекрестным кредитованием, поддерживая друг друга средствами и взаимно закрывая займами дыры от своей деятельности. Бенефициаром этих сделок регулятор назвал именно Минца, основателя «Открытия», а также владельца девелоперской группы O1 Group. Ситуация накалилась до предела, и олигарх сбежал за границу, так как оставаться в России становилось уже просто опасно.
Эти события разворачивались на фоне обострения вопроса с российским офшорным олигархатом. Как ни странно, но о проблемах с отмыванием выведенных из России денег в Великобритании заявило ранее само британское правительство. Был даже разработан законопроект, обязывающий офшорные компании, купившие недвижимость, передавать правоохранительным органам данные о своих настоящих владельцах.
Так, британские власти якобы намеревались поставить заслон «криминальным деньгам из России». Почему же олигарху удалось не только скрыться со своим капиталом из России, но и прибыльно вложить его в уже традиционную для этих целей Великобританию?
Отель в самом живописном регионе
Как сказано в сообщении РБК, спа-отель DoubleTree by Hilton Cheltenham, на который положил глаз Минц, расположен в 150 километрах от Лондона в графстве Глостершир на особо охраняемой территории Котсоулдс, которая официально признана местностью с выдающейся естественной природной красотой. Недалеко также располагается резиденция принца Гарри.
Здание, где сейчас работает отель, было построено еще в 1833 году. В XIX веке оно являлось резиденцией английского контр-адмирала Роберта Манселла. Первая гостиница в нем была открыта в 1922 году. В 1995 году здание купила девелоперская группа Paramount Hotels, которая переименовала его в Cheltenham Park Hotel.
Отель стал работать под известной маркой Hilton с 2017 года, когда его отреставрировали за 5 млн фунтов братья-миллиардеры Ливингстоуны. Теперь в отеле есть 148 номеров, спа-зона, бассейн, тренажерный зал, конференц-комплекс с десятью залами и ресторан. В таком виде здание и перешло во владение к Минцам.
Покупка отеля проходила по крайне запутанной схеме, которая стала уже традиционной для любого бизнеса Минца. Покупателем выступил не сам олигарх, а его сын Дмитрий, занимающий пост директора компании Lethendy Estates, которая была основана только в феврале этого года.
Компания сына Минца купила отель через другую фирму – Michels Ventures 1 Ltd, которая и является собственником здания. Сама Lethendy Estates имеет основным акционером кипрскую офшорную компанию Milyan Investments. Она, в свою очередь, принадлежит двум также офшорным компаниям, зарегистрированным на Каймановых островах, – Asfalot Ltd и Mallorn Ltd. Обе фирмы связаны с семейным трастом Минцев, о чем говорилось еще в 2016 году в материалах по сделке O1 Group Минца с австрийской Immofinanz.
Деньги все же утекли
Из всех этих данных наглядно видно, что такая сложная схема покупки недвижимости по идее должна внести юридическую путаницу, а также обезопасить отель, обеспечив ему глубину проникновения прав собственности через такой ворох компаний.
При этом нет никаких сомнений, что покупка отеля является для Минца не только способом отмыть заработанные на его бизнесе деньги, но и подзаработать. Отель DoubleTree by Hilton Cheltenham в 2017 году отчитался об обороте в 5 млн фунтов и чистом убытке в 179 тыс. фунтов. До ремонта, в 2016 году, чистая прибыль достигала 141 тыс фунтов. Стоимость отеля в 2015 году составляла 8 млн фунтов, но после ремонта мог подорожать и до 30 млн фунтов.
Это означает, что Минц купил стабильный и прибыльный бизнес. К тому же контракт с Hilton редко когда заключается сроком меньше чем на 20-25 лет, заявили эксперты. Однако на какие деньги была сделана столь выгодная покупка?
В Великобританию с легкой подачи Минцев утекли, в том числе, средства российских пенсионеров. ЦБ после ликвидации преступной банды «московского банковского кольца» заявлял о 20 млрд рублей в НПФ «Будущее», принадлежавший тогда Борису Минцу. Фонд также владел 10% Промсвязьбанка и 4,1% ФК «Открытие». Под контролем олигарха находились пенсионные накопления более чем 4,5 млн жителей России, а это по крайней мере 300 млрд рублей.
На момент краха структура Минца имела долг перед Московским кредитным банком (МКБ) в 25 млрд рублей. Этот кредит планировалось погасить, но O1 Group не смогла этого сделать, так как банк «Открытие» попал под санацию и компания «утратила связь с ликвидностью». То есть платить она, вероятно, собиралась тоже не своими деньгами. В итоге же вместо погашения долга деньги были выведены из России, и на них был куплен вот такой престижный и прибыльный отель.
Кому выгодно?
В конце июля британские СМИ вышли с яркими заголовками о том, что власти Туманного Альбиона намерены, наконец, начать отбирать собственность у российских олигархов. Цель была заявлена самая гуманная – изменить имидж Великобритании как страны с широкими возможностями по отмыванию денег. В том, что богачи из России занимаются в Британии именно этим, сомнений не осталось даже у влиятельных виги и тори. Английские лорды тогда с жаром обсуждали новый законопроект, который требовал от офшорных компаний называть реальные имена владельцев дорогой недвижимости.
Тогда же СМИ терялись в догадках о том, каков же объем такой недвижимости в денежном выражении. Были приведены данные из скандально известных панамских документов юридической фирмы Mossack Fonseca, занимавшейся регистрацией и сопровождением офшорных компаний. По этим данным, объем офшорных активов на рынке недвижимости Великобритании составляет около 170 млрд фунтов, или 233 млрд долларов.
Думается, что за два года с момента публикации этих данных британский рынок офшорной недвижимости существенно прибавил в объеме.
Так что же пошло не так? Британские эксперты тогда трезво оценили ситуацию. Они заявили, что никакого заслона Лондон офшорным олигархам ставить вовсе не намерен. Британским властям попросту выгодно, что к ним таким широким потоком идут деньги из России, вынутые очень часто из карманов российских граждан, пенсионеров. Этот поток там официально называется «инвестициями».
Ход с законопроектом по олигархам и их недвижимости аналитики тогда оценивали как популистский, а про владельцев недвижимости было сказано, что имена их и так прекрасно известны властям. Порой эти имена знают даже соседи обеспеченных выходцев из России, если сам покупатель изволит проживать в купленном доме.
Борис Минц и его семья, кроме этого, являются гражданами Мальты. Это государство не только принадлежит к офшорам, но и поставило на поток другой способ привлечения этих самых «инвестиций». Мальта вполне официально (с одобрения Евросоюза) торгует своими паспортами в рамках программы «Гражданство в обмен на инвестиции». Эта программа пользуется большим спросом у состоятельных выходцев из России, так как позволяет одним махом и деньги отмыть, и получить ставший уже фетишем в среде богачей красивый паспорт с изображением мальтийского герба.
Стартовый взнос для получения гражданства составляет 650 тыс. евро, соискатель также обязан совершить инвестиции в размере по крайней мере 350 тыс. евро в недвижимость и купить гособлигации на 150 тыс евро. В документах на сайте госпрограммы значатся свыше 700 лиц с российскими именами. Лица эти уже сделали все необходимые выплаты и совершили инвестиции на указанные суммы.
Среди них – Борис Иосифович Минц, Марина Владимировна Минц и Алена Борисовна Минц. На троих эти люди передали правительству Мальты более 3,4 млн евро полученных в России денег. Если считать по всем 700 фигурантам списка, то сумма получается и вовсе астрономическая – 850 млн евро. Нет сомнений в том, насколько это выгодная программа для мальтийского правительства.
И хотя документов по британским активам российских олигархов нет в открытом доступе, очевидно, что в этом случае речь идет об «инвестициях» в разы больше. Кому это выгодно? Абсолютно всем: правительствам, налоговым системам, бизнесу, олигархам. От денег там отказываться не привыкли.
Проигрывает в этом случае, как всегда, лишь то государство и его граждане, откуда эти деньги изымаются на радость зарубежным экономикам. О происхождении средств спрашивать не принято. И Борис Минц, зная политическую позицию Великобритании по олигархам из России, беззастенчиво воспользовался предоставляющимися возможностями.
Егор Кучер