Китай устанавливает свой финансовый порядок
Настало время для США, как для героини известной сказки, открыть глаза и проснуться в новой реальности: узкоглазый принц уже низко склонился над Белоснежкой и дышит ей прямо в лицо – до наступления новой экономической эпохи осталось совсем немного, и часы уже бьют.
В мире появился новая финансовая сила – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Его уставной капитал 100 миллиардов долларов, участниками являются 57 стран (20 из которых – страны Азиатско-Тихоокеанского региона). До 31 марта 2015 года принимались ставки: каждый должен был определиться, остается ли он с МВФ, основанном на дискредитировавшей себя Бреттон-Вудской системе, либо регистрируется в качестве учредителя АБИИ.
Договор о создании АБИИ был подписан в Пекине 29 июня. Крупнейшие доли голосов в совете директоров банка получили Китай (26,06%), Индия (7,5%) и Россия (5,92%). Примерно 70–75% акций распределены среди азиатских участников, а остальные 25–30% – между его членов из других регионов. Распределение основано на данных о ВВП стран-членов.
Еще с 2010 года страны с развивающейся экономикой продвигали идею реформирования финансовых институтов-столпов мировой финансовой системы: МВФ и Всемирного банка, которые контролируются странами Запада. Что было сделано для того, чтобы реформировать и оживить старые, основанные на реалиях 70-х годов, финансовые институты – Всемирный банк и МВФ? Ответ – ничего.
Все попытки начать разговор о назревшей необходимости что-то менять заканчивались резким прерыванием диалога со стороны США. Китай и другие страны с развивающейся экономикой неоднократно и безрезультатно выступали против своего непропорционально заниженного представительства в международных финансовых институтах. В частности, в Азиатском банке развития (AБР) доля Китая составляет всего 5,5%, в то время как доля США – 15,7%, а Японии – 15,6%. Теперь Пекин решил не дожидаться, пока существующий миропорядок соизволит измениться, и сам решил творить экономическую историю. Благо, время и возможности вполне соответствуют: у КНР есть долларовые накопления, которые будут осваиваться в новых инфраструктурные проектах Востока.
На официальном сайте АБИИ заявлено, что образование будет основано на уважении к окружающей среде, с небольшой эффективной командой и нулевой коррупцией. Заявленная цель проекта состоит в оказании финансовой поддержки для строительства магистралей, железных дорог, аэропортов и других инфраструктурных проектов в Азии. По сути, программа один в один совпадает с «Новым курсом» президента США Франклина Рузвельта в период Великой депрессии. В тех условиях, если бы не вовремя примененные кейнсианские методы стимулирование экономики, США еще долгое время напоминали бы разоренный Гарлем. В мире тогда царила доктрина невмешательства государства в экономику (laissez faire), утверждавшая, что рыночные силы имеют неограниченные возможности для саморегулирования. Так почему бы КНР не использовать однажды оправдавший себя опыт и постараться не наступить на те же экономические грабли, когда мировой финансовый пузырь вот-вот разлетится на миллионы брызг?
Китай, несмотря на все различия с основными финансовыми игроками, взял на себя большую ответственность. И, что самое важное, готов работать открыто: члены-учредители могут сформулировать правила управления, устанавливать рамки и имеют право принимать ключевые решения. Ассоциированные члены смогут голосовать по решениям банка. Особое внимание будет уделено развитию производственных секторов в Азии, в том числе энергетике, транспорту и телекоммуникациям, развитию сельского хозяйства, водоснабжению и санитарии, охране окружающей среды, городской инфраструктуре и логистике.
Конечно, борьба с МВФ будет значительной. АБИИ придется стать конкурентом Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР), который управляется из США и Японии.
Китайцам мастерски и во время удалось воспользоваться разногласиями между союзниками США и общей неразберихой. Сыграл на руку и конфликт администрации Президента с республиканцами. Только Япония оказалась по-самурайски предана Вашингтону. Остальные, вслед за своими экономическими интересами, перебежали на сторону Китая, не задумываясь.
В список стран-учредителей входят: Китай, Индия, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Саудовская Аравия, Бруней, Мьянма, Филиппины, Пакистан, Великобритания, Австралия, Бразилия, Франция, Германия, Испания, Швеция, Израиль, Южная Африка, Азербайджан и Исландия. А Португалия и Польша успели запрыгнуть на отчаливающий то ли «Титаник», то ли Ноев ковчег, последними.
Северную Корею на ковчег не пустили – новые селекционеры, похоже, не хотят множить неприятные сущности. Тайвань, как обычно, сделав акцент на стремлении к независимости, заявил, что присоединится только в качестве самостоятельного члена. Но заказывать музыку на чужом балу некрасиво – с этим согласились все 57 членов.
2015 год, несомненно, запомнится как дипломатический триумф Китая. В таких условиях США могут оказаться близки к ситуации, когда нечего терять, и некем больше быть в новом быстроменяющемся мире.
***
На данный момент вариантов развития событий три:
Китайский банк стремительно подтверждает свою востребованность и функциональность. Это моментально «умоет» скептиков, которые подвергали сомнению способность азиатских финансовых образований соответствовать высоким мировым стандартам управления и прозрачности, в соответствии с международными нормами.
Тогда о «китайской угрозе» придется заговорить серьезно. Это докажет способность Китая вести командную игру, отказаться от крайнего индивидуализма и закрытости. Это будет переходом на новый уровень – отход от «мягкой силы» и недвусмысленная заявка на глобальное лидерство. В соответствии с этим возможным сценарием, спрос на китайский юань увеличится. Конечно, именно на такой исход и надеется китайское руководство.
Си Цзиньпин уже сегодня заявляет: «Необходимо общими усилиями создать региональный финансовый порядок, который лучше подойдет Азии и всему остальному миру».
Второй сценарий – банк быстро доказывает, что не в состоянии работать в соответствии с мировыми стандартами. 56 остальных партнеров беспомощно изображают недоумение и отказываются от всего проекта. Это будет означать, что китайскую, наиболее успешную, как показало время, модель развития невозможно экстраполировать на другие объекты и страны. И неутешительным результат этот будет, так или иначе, для всех.
Третий сценарий – просто ничего не происходит. АБИИ становится еще одной склеротической бюрократической структурой наряду со многими другими, которые погрязли в политике и были заведены в тупик внутренними противоречиями. И замирает как памятник собственным амбициям. Выгод это не несет ни для кого.
Пока ясно одно – США получит гораздо больше, если будет участвовать в проекте. Соединенные Штаты могут добраться до парохода современности теперь только вплавь (и только переступив через гордость), но это необходимо сделать, чтобы избежать ситуации win-loose, а, может, даже loose-loose. Последуют ли какие-либо действия со стороны Вашингтона? Нужен ли такой «гол престижа» Бараку Обаме? А озабоченной предстоящими выборами политической элите США? Ясно одно – Пекин очень точно выбрал время для пенальти, когда на воротах США нет ожидающего мяч вратаря
***
Что касается остальных держателей финансовых капиталов, то здесь наиболее неоднозначным кажется вопрос с Индией. Индия, конечно, была задушена Бреттон-Вудской системой, но будет ли Китай заинтересован в обеспечении долгосрочных стратегических интересов Индии – еще большой вопрос. Привлечение Индии, обеспечение присутствия в регионе Индийского океана – это, скорее, политическая цель, а не миссия по вызволению индийского народа из-под гнета империалистов. Однако из двух зол, как известно, приходится выбирать меньшее.
Одна из причин, почему Индия решилась на такой шаг – это то, что страна надеется получить финансирование на развитие своей угольной промышленности.
МВФ, который по неписаным никем правилам управлялся исключительно из Европы, должен был противостоять этому снежному кому с Востока и отдать Индии больший вес и право голоса в институтах МВФ.
Тогда бы, с новой индийской кровью, МВФ не только смог бы прочно стоять на ногах в развивающемся мире, но и выдержал бы удар Китая. В свою очередь, Индия стала бы региональным лидером. Но поезд ушел. Семь арабских стран также присоединились к проекту. Египет и ОАЭ – в качестве членов-основателей; Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Оман и Кувейт – как ассоциированные члены.
17 стран внутри Европейского Союза стали претендовать на статус членов-основателей, в первую очередь Франция, Германия, Великобритания, Италия и Португалия. Европейские страны ищут любую возможность поддержать собственную хрупкую экономику. В частности, у Великобритании есть цель стать главным звеном в финансовых отношениях Китая с Западом. Понятным становится и ее стремление играть независимую партию и по отношению к ЕС.
Кроме того, примечательна позиция Австралии и Южной Кореи: США оказывали давление на эти две страны, но они в конечном счете приняли решение о присоединении к АБИИ, исходя из своих национальных интересов.
США фактически оказались в полной изоляции. Американцам с самого начала было предложено место в АБИИ, однако они ответили отказом, ссылаясь на то, что новый банк не сможет соблюдать нормы западного менеджмента и прозрачности.
В администрация президента США сегодня заявляют, что сотрудничать с AБИИ хотят, но выглядит это, скорее, как издевательство.
«Мы рады принять участие в обеспечении нового учреждения высокими стандартами». То есть де-факто, если правила работы нового банка будут «по бреттон-вудски прозрачны», США не против участия, но подвергают эту перспективу большому сомнению. Официальный Токио также призывал к реализации этого проекта «только при соблюдении признанных международных стандартов».
***
Китай отвергает обвинения, согласно которым новый банк снизит экологические, социальные и прочие нормы при осуществлении инвестиционных проектов в Азии. КНР подчеркивает, что большинство проектов носит международный характер, которые будут осуществляться при участии и контроле со стороны других стран.
Развивающимся экономикам Азии необходимо вкладывать до 1 триллиона долларов ежегодно в инфраструктурные проекты на протяжении следующего десятилетия, чтобы сохранить темп развития. Но существующие финансовые институты объективно не обладают соответствующими ресурсами и опытом строительства на такой скорости.
***
В скором времени в Китае будет запущен еще один финансовый институт – Банк развития БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае, учредителями которого выступает Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. Вопрос об участии России в AIIB обсуждался на совещании у президента РФ.
«Нам были заданы вопросы, как будут вместе существовать форматы банка развития ШОС, на котором настаивают Китай и другие партнеры по ШОС, банк развития БРИКС и Евразийский банк развития, где Россия и Казахстан – крупнейшие акционеры. Более того, принято решение, что к работе этого банка мы будем также приглашать Китай», – говорит первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Алёна Ханенкова