Коробки Медведева: разгромная стратегия развития
Что скрывается в социально-экономических программах правительства, Кудрина и Столыпинского клуба и чего в них нет?
30 мая Владимиру Путину будут презентованы три программы социально-экономического развития России на 2018-2024 годы. От правительства, от Центра стратегического развития Алексея Кудрина и «Стратегия роста» экспертов «Столыпинского клуба», докладчиком по которой, как ожидается, будет бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Премьер-министр Дмитрий Медведев уже ходил к президенту с правительственным планом 19 мая, и Путин, получив нечто в закрытой коробке, сказал, что принесённое главой кабинета будет принято за основу, а экспертные разработки его дополнят. И это наводит на весьма серьёзные и нерадостные мысли.
Почему?
Если в качестве базовой основы будет взята программа правительства, а выбор инструментов обеспечения развития там небогатый, и исключает вкрапление искр по-настоящему прорывного креатива, то рост ВВП в ближайшие 18 лет нас ждёт в самом лучшем случае на уровне общемирового тренда (порядка 3 процентов), а, следовательно, 30-летние отставание от передовых стран не только не будет преодолено, но и увеличится.
При таком росте номинальная средняя заработная плата в оптимистичном варианте в 2035 году составит 121 тысячу рублей при «вечной» 4-процентной инфляции (она сократит доходы к номинальным к 2035 году в 2,1 раза). В текущих мировых ценах это означает увеличение средней зарплаты нынешнего работающего поколения с 500 до 800 долларов в месяц и страховых пенсий с 200 до 350 долларов к 2035 году.
Никакого взрывного роста производительности труда при таком техническом и технологическом отставании, а также уровне заработной платы, от населения ждать не стоит.
Советский и мировой опыт показывают: чтобы обеспечить взрывной рост производительности труда нужна, прежде всего, пассионарность масс. Нужен страстный коллективный полёт мысли и духа. Нужна активность, проявляющаяся в стремлении каждого индивида этого коллектива к общей цели. Готовность к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Нужно осознание, что люди вершат великие дела, от которых захватывает дух и кружит голову. В таком пассионарном порыве денежная и прочая меркантильно-утилитарная система ценностей отходит на второй план.
Если же такой пассионарности нет, то всё пространство человеческого естества заполняется стимулами другого рода: высокой зарплатой, высокой социальной защищённостью, хорошими культурно-бытовыми условиями, постоянной заботой и вниманием к человеку и его проблемам со стороны власти, удовлетворённостью личности уровнем социальной справедливости и возможностями самореализации в обществе.
У нас же под лозунгом «Долой всё коммунистическое!» высокомерно отбросили идеологически-нематериальные стимулы и заявили, что будем жить «как весь цивилизованный мир» на основе материального стимулирования. Но стимулирование это оказалось таким же надувательским пузырём, как и чубайсовские две «Волги» в одни руки в период приватизации.
Смотрим таблицу «Средняя заработная плата по странам мира в месяц по ППС в долларовом эквиваленте за 2016 год». Из неё следует, что наша страна с показателем 570 долларов занимает «почётное» 51 место в мире. Нас обходят такие страны, как разбомблённая НАТО и до сих пор до конца не восстановившаяся Сербия (923 доллара), африканская Ботсвана (719 долларов), крошечные и практически ничего не производящие «банановая республика» Панама (831 доллар) и Ямайка (805 долларов).
Иными словами, одни стимулы забрали, с другими тоже надули.
***
Каков результат?
Вполне закономерный. Согласно социологическим опросам и другим исследованиям, наиболее перспективные молодые кадры уже сегодня психологически готовы покинуть нашу страну, если им предложат достойные деньги и работу за рубежом. Причём таких абсолютное большинство.
Так, согласно исследованию, проведённому кадровым агентством широкого профиля «Контакт», около трети опрошенных молодых специалистов (36%) готовы на переезд только в Европу, а 15% – только в США или Канаду. Также значительна доля тех, кто был бы рад переезду в любую другую страну (24%). Если сложить всех потенциальных желающих уехать, то получается внушительная цифра – 75%. Больше потенциальных желающих покинуть свою страну только в де-факто обанкротившейся и живущей на безвозвратные кредитные дотации Греции.
Это на их энтузиазм по повышению производительности труда рассчитывают авторы «наполеоновских планов» – главный исполнитель от правительства, министр экономического развития Максим Орешкин, «великий стратег» Алексей Кудрин и защитник прав бизнесменов Борис Титов?
По степени приоритетности, критерии для отъезда расположились так: важнейшим фактором смены работы и места жительства для большинства молодых специалистов (67%) является зарплата, за ней – должность (45%), будущее жильё (44%), страна переезда (38%) и условия для переезда семьи (21%).
Это говорит о том, что молодёжь крайне не удовлетворена не только уровнем вознаграждений за свою работу, но и ещё целым набором трудовых и жизнесоставляющих практик.
А ведь им на смену идут те, кто сегодня заканчивает вузы и находится в выпускных классах школ и других средних учебных заведениях. Они, по всей видимости, не будут ждать, когда станут молодыми специалистами и будут зарабатывать по 500-600, а в отдалённой перспективе аж 800 долларов в месяц, а уже сегодня начнут всеми правдами и неправдами стараться выстраивать стратегии убытия из страны на новые перспективные родины.
Как поётся в известной песне группы «Дюна»:
«Страну Лимонию ищу, с давних пор
Мне надоел вечнозелёный помидор,
Его ты кушай сам, не смей его со мной делить».
Но те, кому следует и надо бы адресовать эти, к сожалению, актуальные для нашей страны слова, вечнозелёный помидор кушать не будут.
Федеральная таможенная служба официально сообщает: с 1 января 2016 года по 31 марта 2017 года она выявила вывод средств из России за рубеж на 326,1 миллиардов рублей. В пресс-службе ведомства также отметили, что с 2013-го по 2015 год вывод капитала из страны достиг 1,2 триллиона рублей! Так что там, куда утекают все эти не доходящие до работающих, но бедствующих россиян деньги, у их владельцев будет всё в пурпуре, золоте и шоколаде.
***
Обескровливание российской экономики и государства в целом (а деньги, как известно, являются кровью хозяйственной системы и функционирования социума любого государства) продолжается с момента начала горбачёвской перестройки и по сей день. Так, по оценкам Минфина России, чистый отток капитала из страны за 1985-1995 годы составил 265-285 миллиардов долларов, а по расчетам экспертов Ассоциации российских банков, сумма переведенных за рубеж капиталов в 1990-х годах и вовсе определялась в диапазоне от 800 миллиардов до 1 триллиона долларов. Сколько за все эти годы высосано и выведено из страны её «крови», доподлинно, наверное, не знает никто. Но если сложить даже локальные подсчёты разных ведомств, то выходит сумма, на которую можно было не то что провести индустриализацию самого передового, шестого, экономического уклада с нуля, а построить-таки коммунизм в отдельно взятой стране. Но коммунизм оказался доступен лишь избранным, и строят они его только для себя и не здесь, а в «райских кущах» лазурных берегов «прекрасных, чудных стран».
Это ни для кого не секрет. И этот «не секрет» – один из главных тормозящих факторов роста производительности труда, ставка на которую сделана во всех трёх плановых стратегиях будущего развития страны. Однако в видении стимулирования этого самого повышения все три «мастерские по производству стратегий» обходят данную проблему стороной.
Как и многие другие важнейшие темы. И это не мудрено.
Увесистая прослойка олигархов, которая появилась в России в 90-ые годы, пусть и потеряв некоторую часть своего некогда безраздельного и абсолютного влияния, по-прежнему прямо и косвенно определяющим образом влияет на дальнейшее развитие страны. К этому следует добавить, что львиная доля элиты общества, являющейся главным выгодополучателем дикого, фармазонского капитализма, учинённого в Отечестве, из-за собственных интересов не проявляет должного рвения в геополитическом конфликте с глобалистскими силами и, прежде всего, США и англосаксонской политикой (лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин называет это явление шестой колонной). В экономической и финансовой сфере почти незыблемы позиции неолиберальной и неомонетаристской концепции и её адептов.
Если говорить честно и прямо – эти «три кита» не дают стране полноценно и стремительно развиваться.
Чтобы преодолеть «путы» этих трёх китов, необходимо не номинально и пиаровски, а всамделишно поставить во главу угла интересы широких слоёв населения и самого государства. Стране нужна неокейнсианская экономико-социальная доктрина, адаптированная к российским условиям. Кейнсианство – направление, выступающее за активное вмешательство государства в экономику. Особо подчеркнём – честного государства, чьи институты и политика формируются на основах социальной справедливости, равенства условий для самореализации и возможностей доступа к его благам. Государства, которое работает на будущее своего народа, а не служит инструментом получения прибыли тонкого слоя элитариев, целиком и полностью функционируя в их интересах.
Об этом ни в одной из трёх стратегий нет ни слова.
Главный вектор развития должен быть направлен вовнутрь. Опираться и служить в этом развитии человеку, самому обычному российскому гражданину. У нас есть для этого всё необходимое: ресурсы, кадры, производственные площадки, коммуникации. Но они были и 10, и 20 лет назад. Отчего же этого не было сделано? Отчего те, кто сегодня представляет свои программы, находясь на вершине экономического Олимпа страны, не воспользовались благоприятным моментом, когда на Россию лился дождь нефтедолларов, а рост экономики доходил до 5, а местами даже 7 процентов? И было это практически на протяжении двух пятилеток! С 1999-ого, когда российская экономика начала активно восстанавливаться поле кризиса и по первую половину 2008 года.
Для сравнения: примерно за те же две пятилетки с 1931 по 1941 СССР провёл индустриализацию и так подготовился к войне, что вся европейская промышленность, которая работала на Гитлера, не смогла составить ему достойную конкуренцию. Без лишнего шума на Урале и за Уралом был создан мощнейший Восточный промышленный район, о котором нацисты практически ничего не знали. Так, например, на территории наиболее заселённой и хозяйственно освоенной части Сибири к июню 1941 года насчитывалось более 3100 крупных промышленных предприятий, а уральская энергосистема превратилась в самую мощную в стране. Мало того, как в рамках этого района, так и в рамках создаваемых помимо него по всей стране так называемых центров индустриального развития были специально подготовлены перспективные резервные площадки для расширения мобилизационных производственных мощностей. Именно на них в большинстве своём и были эвакуированы заводы и фабрики из оккупированной европейской части СССР. Или кто-то думает, что десятки тысяч станков и оборудования вывозили в чистое поле? Только Уральский промышленный район принял около 700 крупных промышленных предприятий. И все их практически моментально запитали электроэнергией, сырьем, водой и всем, что необходимо.
У нас же за эти годы те, кто сегодня презентует свои «стратегии», не то что не сделали ничего мало-мальски похожего, они довели страну до полного технологического упадка.
В апреле 2010 года заместитель директора по науке Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН, вице-президент Нанотехнологического общества России Георгий Малинецкий охарактеризовал ситуацию в стране как «инновационный разгром». По сравнению с советскими временами, на тот момент поток инноваций упал в 15 раз. «На нашей территории находится 30% мировых природных богатств, а наш вклад в глобальный продукт всего 3%. Такие страны долго не живут», – резал тогда правду-матку Малинецкий.
***
Для того чтобы сегодня начать энергично выбираться из ямы, надо сделать пять вещей.
Первая. Объединить энергию и инициативу молодых с опытом специалистов старшего поколения, которых незаслуженно выкидывают с работы в угоду «эффективным менеджерам», являющимся на поверку всего лишь жуликоватыми коммерсантами, которым глубоко плевать на всё, кроме денег и личного обогащения. В обязательном порядке создать специальные фонды стимулирования их новаторской и производственной активности.
Вторая. Заставить крупный бизнес работать в первую очередь в интересах государства или пусть катится отсюда ко всем чертям как неэффективный собственник. Ввести крупные частные предприятия в общие плановые цепочки наряду с государственными (как это было, например, в период Первой мировой войны в России или при Де Голе во Франции), ограничить им свободу вывода прибыли за рубеж, навязать научно-практическую деятельность, чтобы перестали думать только о выкачивании прибыли из России и её выводе на поддержку экономик наших врагов и конкурентов.
Третья. Ужесточить до крайности наказания за коррупцию, использование служебного положения в личных целях, халатность, хищение госсобственности и госсредств, растраты, махинации с любыми активами, финансовые злоупотребления работодателя по отношению к работникам. Полностью переформатировать и усилить роль и влияние профсоюзов.
Четвертая. На доступной и долгосрочной основе организовать кредитование реального сектора, занятого только высокой переработкой. Для иностранных инвесторов в нужные нам отрасли и активы, приносящих новые технологии и максимально локализующих производство в России, открыть полностью зелёную улицу с максимальным количеством льгот (как это практиковал все последние годы Китай).
Пятая. Повысить зарплаты в реальном секторе и сельском хозяйстве до уровня 1000 долларов, чтобы молодые кадры не шли после получения технического образования потоками в «офисный планктон», а направляли свои знание, таланты и энергию на подъём страны.
Без всего этого никакого прорывного опережающего роста не будет. Будут опять слова, красивые ходульные схемы и скорое забвение проговоренного и написанного.
Любой рост обеспечивают люди. И чтобы они его обеспечили, им нужно создать для этого соответствующие условия. Вот о чём надо думать в первую очередь. Вот что должно лежать в основе и проходить красной нитью через все планы «партии и правительства».
Люди пишут в интернете, чего они хотят, а их не слышат. Они хотят, чтобы у нас не было чиновников, декларирующих минимальные зарплаты, а после работы абсолютно безбоязненно рассекающих в «Ферари» и в часах за сто тысяч долларов. Хотят, чтобы мэры городов ездили на работу и обратно на велосипедах, а не на «Ауди» с кортежами распугивающих всех горилл в человеческом обличии. Хотят достойной старости, чтобы не просить милостыню и не лазить по помойкам. Они устали от пира жирующих воров и барыг на фоне разговоров, что «надо жить по средствам». Если «Газпром» – народное достояние, как его рекламируют по телевизору, то покажите и тот народ, чьим достоянием он является. Страна должна знать своих героев.
Весь этот негатив является существеннейшим тормозом всяческого роста и развития. Не изжив его, опять-таки можно сразу свернуть в трубочку и с чистым сердцем доверить мусорной корзине любые грандиозные планы реформ. Как говорила одна крестьянка: «Ты можешь планировать какие угодно удои, но получишь ровно столько, сколько выдаст тебе корова». Вот о чём хочется сказать нашим великим стратегам и плановикам.
Но ведь и в планах этого не будет, и не услышат они ничего. А дисфункциональные убеждения и дезадаптивные стратегии лишь повышают уязвимость страны.
Вадим Бондарь