Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Экономика
28.10.2015 09:55

Народный рубль бежит из экономики

Согласно многочисленным исследованиям, россияне в массе своей не хотят быть инвесторами и соинвесторами как отечественного бизнеса, так и собственного государства. Почему, и что с этим делать?

Выступая 27 октября в Совете Федерации, министр финансов Антон Силуанов сказал о том, что следующий год может стать последним для Резервного фонда и для относительно вольготных бюджетных расходов, которые мы пока еще себе позволяем. В то же время, экономика не может устойчиво расти и развиваться без инвестиций. Но если бюджет придется резать и ужимать, инвестиции со стороны государства сократятся. Бизнес, чутко реагирующий на подобные вещи, последует его примеру. Практика показывает, если в какие-либо мало-мальски значимые проекты плохо или совсем не идет государство, не спешит туда и отечественное предпринимательство. Остаются два варианта: иностранцы и собственное население. С первыми, во всяком случае на среднесрочную перспективу, всё ясно. Санкции и демонизация России делают свое дело. Недавние форумы с говорящими названиями типа «Россия зовет», чувство глубокого удовлетворения и оптимизма на будущее не вызывают. На них больше дискутировали, нежели подписывали долгосрочные контракты и инвестиционные проекты. Со вторыми тоже оказывается не всё так просто. По словам председателя правления НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка) Алексея Тимофеева, финансовый рынок очень заинтересован в привлечении средств граждан. При этом объем привлеченных средств частных инвесторов сегодня оценивается всего в 500 миллиардов рублей. Для сравнения: банками привлечено около 20 триллионов рублей. По словам Тимофеева, «эта несбалансированность рынка не дает развиваться экономике России». Да, несбалансированность есть.

Согласно майскому опросу ВЦИОМ, несмотря на не лучшие времена в отечественной экономике, сбережения делают около двух третей населения. Куда же они их девают?

Почти половина опрошенных самым надежным местом вложения и сбережения считают недвижимость. 26% – матрас или домашнюю кубышку, кому как больше нравится. Из которых 18 процентам симпатичнее наличные рубли, а восьми – валюта. 23% лучшим способом сохранения капитала назвали банк. И лишь 3% видят пользу для себя в инвестировании в «иное».

В июле последнего предкризисного 2013 года, согласно опросу всё того же ВЦИОМ, инвестировать в покупку акций предприятий предпочитали 6% опрошенных, вклады в пенсионные фонды выбирали 5% и паевым инвестиционным фондам отдали предпочтение 3% респондентов. Это, как сегодня «иное», были нижние позиции рейтинга инвестиционных симпатий россиян. По сравнению с еще более ранними исследованиями, основные предпочтения россиян принципиально не изменились. Почему? Данная проблема имеет две составляющие: низкий уровень осведомленности, информированности и образованности в вопросах рыночных отношений вообще и фондового рынка в частности,а также более чем 20-летний период, испещренный разнообразным негативом, не способствующий взаимному доверию и экономическому коллективизму с кем бы то ни было.

Что касается первой составляющей, то, по данным социологического исследования инвестиционных намерений населения РФ, проведенного Фондом «Общественное мнение» в марте 2013 года, финансово активные жители крупных городов слабо осведомлены о реалиях фондового рынка. Люди не знают о существующих инструментах, о том, где покупать акции, куда можно эффективно инвестировать и как оценивать ситуацию на рынке. Так, нехватку и сложность информации в качестве основного барьера для инвестиционной активности назвали 39% опрошенных. Во многом благодаря этому барьеру сегодня на фондовом рынке инвестируют не более одного миллиона россиян. Это меньше, даже чем в странах БРИКС с далеко не самым богатым, хотя и массовым населением. Например, в Индии в ценные бумаги вкладываются 6 миллионов человек, в Китае – 94 (больше, чем в США, где таковых набралось 90 миллионов) и 20 миллионов человек в Бразилии. Такие данные были озвучены на ежегодной конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) «Российский фондовый рынок 2013: большие изменения – что ждать его участникам?» Российские чиновники уже не один год ломают голову над тем, как стимулировать инвестиционную активность населения, растрясти, так сказать, их матрасно-депозитные авуары. Но это пока плохо получается.

Вот и решил наш Минфин запустить пилотный проект по повышению финансовой грамотности населения. Так называемую Всероссийскую неделю сбережений, которая проходит в 42 регионах до 31 октября. В ходе этого диковинного мероприятия жителям самой большой страны в мире предлагается сдать экзамен по финансовой грамотности из 15 вопросов. Вопросы всё об этом же: куда вкладывать деньги, чтобы не прогореть, кто страхует банковские депозиты, а также в чем и как брать кредиты.

Минфиновская затея (Всероссийская неделя сбережений) должна, с одной стороны, подтолкнуть россиян к инвестиционным и соинвестиционным проектам в интересах государства и бизнеса, а с другой стороны, уберечь от всевозможных пирамид, кредитных и строительных «лохотронов», а также от рискованных курсовых игр, когда кредиты и ипотеки берут в валюте, после чего пикеты устраивают.

Всё это, конечно, здорово. Начинание полезное. Но не только в инвестиционной малограмотности дело. Нельзя сбрасывать со счетов такие факторы, как неимение запаса личной финансовой прочности и отсутствие стимула в виде высоких и регулярных дивидендов.

Далеко не последнюю роль в «излишней консервативности» россиян играет и вторая составляющая проблемы – негативная историческая память, опыт и вытекающие из них последствия.

Рассуждая об этой составляющей, разнообразные господа от высоких экономических школ, которые так любят бравировать малопонятной, но красиво звучащей терминологий и фразеологией, подчас не видят за деревьями леса. А именно людей. Ведь экономические проблемы и успехи – это всё результат деятельности человека.

Если деньги не несут, не вкладывают, значит, не хотят, несмотря ни на какие посылы и уговоры. Почему? Потому что не доверяют. Причем не абстрактным словам типа «государству», «инвестиционным компаниям», «рынку ценных бумаг» и так далее, а конкретным людям, своим согражданам.

А ведь это важнейший элемент экономики – взаимное доверие. Сотоварищество, сотворчество, совместное созидание, идейное и трудовое сотрудничество. Однако неолиберальный яд в виде лозунгов о том, что в рыночной экономике каждый сам за себя, сделал свое черное дело. Люди, сидя подчас за соседними столами и делая одинаковую работу, не знают зарплату друг друга – коммерческая тайна. И это лишь один пример того, как современная неолиберальная экономика и строящийся на этом базисе социум-надстройка разобщают и антагонизируют общество. Межличностное доверие сегодня – редкий и ценный феномен. Отсюда соответствующие результаты и в инвестиционной сфере, и в экономике в целом. По мнению ученых, только в государствах с высоким уровнем доверия массово появляются инновации в экономике. Кроме того, неумение и нежелание сотрудничать влияет и на финансовое развитие страны. Так, честное распределение доходов происходит в странах с высоким уровнем доверия. Это касается и качества судебной системы. Примечательно, что высокого показателя доверия только в кругу семьи и друзей, что превалирует в нашем случае, недостаточно для стимуляции экономики в целом.

Еще одни важный для подъема экономики момент: активный поход россиян в бизнес и сотрудничество с теми, кто уже стал предпринимателем. Но и здесь у нас большие проблемы. Как свидетельствуют результаты исследований, россияне в массе своей не доверяют бизнесу и не хотят заниматься им сами. Только 24% россиян доверяют бизнесменам, тогда как 42% относятся к ним негативно, свидетельствует исследование «Института современных медиа» (MOMRI - Modern Media Research Institute), основанное на данных опросов ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-центра».

В 2013 году левадовцы обнародовали результаты своего исследования, согласно которым большинство наших сограждан не верят, что в России можно честно зарабатывать миллионы рублей. Такое мнение высказали тогда 73% респондентов.

Причем с 2008 года число тех, кто отдает предпочтение подобной точке зрения, увеличилось. Противоположное мнение высказали лишь 19% опрошенных. Еще 7% россиян с ответом не определились. Данные оценки практически полностью совпали с результатами опроса ВЦИОМ, который показал – 72% тех, кто не имеет собственного бизнеса, не планируют и в будущем обзаводиться своим делом. Таким образом, абсолютное большинство граждан России в принципе не хотели бы связывать себя с данным родом деятельности. Об этом же говорят и самые свежие результаты Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), исследовательского консорциума университетов, бизнес-школ и исследовательских центров из примерно 40 стран мира. Согласно им, только 2,6% россиян сообщили, что планируют открыть свой бизнес в течение ближайших трех лет.

Как и с инвестиционной активностью, это один из самых низких показателей среди всех стран в мире.

Еще одной нашей уникальностью является то, что наиболее активными предпринимателями в стране являются мигранты, а среди российских студентов хочет начать свое дело не более трех процентов.

О чем говорят эти уникальности? Во-первых, о том, что мигранты в чужой стране не руководствуются теми морально-этическими нормами, которыми они оперируют в своих государствах и сообществах. Проще говоря, по отношению к чужакам за редким исключением всё позволено. В борьбе за выживание их сильная сторона. Другое бесспорное конкурентное  преимущество – диаспорная и родственная поддержка. Одно дело – запускаться самому на «голом месте», и совсем другое – когда «у ребят» здесь уже всё схвачено, «все прикормлены», а кто надо запуганы. И деньгами помогут, и связями, и подскажут, и поддержат, и защитят, и спрячут, и отобьют.

Во-вторых, вот уже почти 25 лет из всех возможных и невозможных информационных источников на россиян и, в особенности на молодежь, льются потоки пропаганды красивой жизни, из которых следует, что «пахать западло». Правильные люди – те, кто живет красиво и при этом не напрягается.

Ну и какой вывод из этой пропаганды должны сделать для себя студенты? Однозначный – включать связи и вперед в чиновники, банкиры и крупные корпорации. Желательно, конечно, с доминирующим госучастием. Там и льготы есть, и статусно, и бюджетом можно «поиграться».

В бизнесе, в особенности на его начальном этапе, ничего этого нет. А геморрой есть. И его много.

Вывод: пока не будут устранены все проблемы, которые в ходе различных исследований выявили социологи, пытаться привлечь деньги населения в экономику будет весьма проблематично. Так же, как и заставить это население двигать вперед экономику, активно занимаясь предпринимательством.

Вадим Бондарь

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"