Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Экономика
26.10.2015 10:01

Политика Центробанка РФ может разорить Россию

В мировом масштабе наметилась очень опасная тенденция — «финансовое сжатие», которое способно привести к массовому банкротству государств. Причиной всему станет резкое сокращения ликвидности на мировых финансовых, фондовых и товарных рынках и сильное увеличения волатильности. От надвигающегося финансового кризиса пострадает подавляющая часть мировых держав. Большинство стран, имеющих высокий уровень государственного долга, а также держав с сырьевой экономикой  окажутся в состоянии дефолта. Без денег останутся и страны-кредиторы из-за банкротства своих должников. Тяжелые последствия обойдут только очень бедные страны, находящиеся на «забытой периферии» мировой финансово-экономической системы. Между тем при сохранении нынешней политики Центрального банка РФ наша держава  также может оказаться среди разорившихся стран.

От финансового пузыря к финансовому сжатию

За 15 лет, с 2000 по 2014 годы, развитие мировой экономики в основном произошло за счет беспрецедентного раздувания цен на сырьевые товары, финансовые активы и ничего из себя не представляющие в реальном товарном выражении интернет-компании. В результате за этот период долговые и сырьевые рынки, а также общий объем резервов центральных банков выросли в среднем 5–6 раз, так как большая часть положительного сальдо текущего платежного баланса в развивающихся рынках инвестировалась в облигации развитых стран. Центробанки, в первую очередь Китая и нефтедобывающих стран, аккумулировали колоссальные объемы валюты и государственных облигаций других государств, в том числе США. Если в 2000 году глобальные резервы центральных банков составляли 1,8 триллиона долларов, то в середине 2014 году этот показатель достиг 12 триллионов долларов и начал снижаться. В связи с этим эксперты бьют тревогу, что из-за сильного снижения резервов центробанков в мировых рынках начнется дефицит ликвидности. Это новое экономическое явление, которое можно назвать «мировым финансовым сжатием» (МФС).

После начала МФС начал стагнировать и рынок государственных облигаций и государствам стало трудно занимать деньги на внешних рынках.

Сегодня общий объем внешнего госдолга всех стран мира составляет рекордных 71 триллион долларов, из которых 61,065 триллиона долларов принадлежит странам так называемого западного мира — США, странам Европы, Канаде и Австралии.

При этом самые крупные внешние долги имеют высокоразвитые страны, такие как США — 18,362 триллиона долларов (110% к ВВП), Великобритания — 9,960 (396%), Германия — 5,717 (159%), Франция — 5,371 (236%), Нидерланды — 2,935 (70%), Италия — 2,604 (144%), Испания — 2,164 (137%), Швейцария — 1,544 (417%), Австралия — 1,480 (151%), Бельгия — 1,424 (338%), Канада — 1,331 (88%) и Швеция — 1,039 (188%). Как мы видим, у всех этих высокоразвитых стран Запада долги составляют уже не сотни миллионов или миллиардов, а триллионы долларов. А крошечный Люксембург умудрился накопить долг в 2,504 триллиона, который 360 раз (!) превышает объем собственного ВВП. Внешний долг США, в свою очередь, за последние 15 лет вырос в 3,3 раза – с 5,7 триллиона долларов в 2001 году до 18,362 триллиона в 2015 году. Однако нет никакой гарантии в том, что когда-то эти долги будут погашены.

Основатель и генеральный директор фонда Elliot Management миллиардер Пол Сингер, выступая 14 октября на конференции Sohn в Тель-Авиве, заявил, что с учетом долгосрочных обязательств развитые страны являются «безнадежными и абсолютными» банкротами. Сингер считает, что с момента финансового кризиса 2008 года правительства развитых стран так и не смогли принять каких-либо мер, которые обеспечили бы стабильный рост ВВП и доверили стимулирование глобальной экономики центральным банкам. В своем выступлении глава Elliott Management также подверг критике концепцию еврозоны, назвав ее «неудавшимся валютным союзом».

Причиной раздувания общемировой финансовой пирамиды является политика Федеральной резервной системы (ФРС) США. Сначала Алан Гринспен, на протяжении 18,5 лет возглавлявший американский Центробанк, долго держал процентные ставки по доллару на очень низком уровне — в пределах 1%, чтобы низкими ставками помочь американской и мировой экономикам расти, поощряя таким образом потребителей товаров, услуг и активов брать больше кредитов. Но такая финансовая политика создала пузырь на рынке недвижимости США. Чтобы «сдуть» этот пузырь, Гринспен с 2004 по 2006 год резко поднял процентные ставки (до 5,75%), после чего американский рынок облигаций недвижимости рухнул, что привело к мировому финансовому кризису 2008 года. Но преемник Гринспена на посту главы ФРС Бен Бернанке вновь начал раздувать мировой финансовый пузырь. Он сократил ключевую процентную ставку по доллару до 0–0,25% годовых и стал обеспечивать дальнейший рост экономики через программы количественного смягчения (QE), скупая активы напрямую у крупных банков и оплачивая их ничем не обеспеченными безналичными (виртуальными) деньгами.

В результате во время трех программ «количественного смягчения», проводимых ФРС в 2008–2014 годы, в финансовые и промышленные корпорации США вливались более 3 триллионов ничем не обеспеченных долларов.

Между тем мировой финансовый пузырь, показав в прошлом году свой пиковый показатель, начал сокращаться, спровоцировав «мировое финансовое сжатие», которое в течение ближайших одного-двух лет способно привести к краху глобальной финансовой системы. Первые признаки этого финансового апокалипсиса уже проявили себя: цены на сырьевые товары рухнули, в результате чего резко сократился объем мировой торговли. Теперь на грани краха находится рынок государственных облигаций. Ожидается, что крах мирового долгового рынка ускорит МФС и денежные ресурсы многих стран сократятся в 5–6 раз. Это приведет к сильнейшему финансовому голоду по всему миру. Это станет настоящей катастрофой для мировой экономики, так как она останется без денег для своего дальнейшего развития.

Сегодня балансы американских банков и ФРС уже сильно перегружены заемными средствами, а нулевые процентные ставки мешают устранить дисбаланс. Но как только ФРС начнет повышать ключевые процентные ставки по доллару, то автоматически запустится механизм МФС, так как стоимость долга начнет расти и рынок государственных облигаций для многих стран станет недоступным из-за дороговизны кредитов.

Эффект домино

Ускорение МФС спровоцирует череду банкротств крупнейших корпораций и государств.

Первыми разорятся страны с сырьевой экономикой и компании с аналогичным профилем деятельности. Нынешняя стабилизация на сырьевых рынках – временное явление.

После серии неудачных попыток расти, цены на нефть, газ и промышленные металлы вновь снизятся, продемонстрировав новый обвал на сырьевых рынках, притом что дно еще не найдено.

В обзоре Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованном на прошлой неделе, говорится, что в 2016 году на мировых рынках нефти будет по-прежнему наблюдаться избыток, так как Иран, освободившись от санкций, будет наращивать поставки. В образовании избытка на рынке свою роль сыграет и Ирак, добыча нефти которого достигла рекордных уровней. Эта страна в последние годы стала самым крупным источником новых поставок нефти, обогнав даже США. Однако, по прогнозам МЭА, при увеличении предложения нефти спрос на черное золото будет снижаться из-за замедления роста мировой экономики.

На сырьевые рынки давит также и снижение темпов роста экономики Поднебесной. Потому что в последние 20 лет КНР потребляет колоссальные объемы сырья по сравнению с другими странами. Несмотря на то, что на Китай приходится только 13% мирового ВВП, эта страна поглощает значительную часть сырья с мировых рынков. Поднебесная потребляет 49% угля, который используется в электроэнергетике и металлургии, 13% мировых объемов урана и 12% всей нефти и большую часть материалов в мире, используемых в создании инфраструктуры. В частности, на Китай приходится 54% мирового потребления алюминия, 48% меди, 50% никеля, 46% стали всех видов и 60% бетона. Только за последние три года КНР использовала такие объемы бетона, которые США не израсходовали даже за весь XX век. Поднебесная покупает и добывает 23% мирового золота и 15% серебра. Кроме того, Китай, имеющий самую большую численность населения в мире — 1,4 миллиарда человек, нуждается и в большом количестве продуктов питания. Около 30% мировых объемов риса, 22% кукурузы и 17% пшеницы съедают китайцы. Именно поэтому замедление роста китайской экономики вызывает страх у стран и компаний, ориентированных на сырьевой рынок.

Крах сырьевых рынков автоматически отразится на мировом долговом рынке, так как в последние 15 лет главными покупателями государственных облигаций были страны-экспортеры нефти, газа и промышленных товаров, а также страны-экспортеры готовой продукции, как Китай. Но даже без краха сырьевых рынков нынешнее положение на долговом рынке выглядит очень удручающим. По данным ФРС США, сумма непогашенных долларовых долговых обязательств достигает 60 триллионов долларов. Но самих долларов в обращении ровно в пять раз меньше — всего 12 триллионов. При этом надо учитывать еще внешние долги государств, заимствованных в других валютах, в том числе в евро. Между тем с каждым годом сильно растущая разница между размером кредитов и реальной денежной массой сильно затрудняет обслуживание долга и не дает расти национальным ВВП из-за необходимости дальнейшего наращивания кредитов. Поэтому долг растет, а реальная экономика — нет.

Прекращение потока денег стран-экспортеров сырья в долговой рынок, в свою очередь, усугубит финансовое положение стран с высоким уровнем государственного долга, так как они лишаться возможности занимать новые дешевые кредиты для дальнейшего развития своих экономик и перекредитования прежних заимствований и будут вынуждены объявить дефолт по своим государственным облигациям.

Но как только рынок государственных облигаций рухнет, то государства-кредиторы потеряют свои деньги, и сами окажутся в состоянии дефолта. Таким образом, страны-экспортеры сырьевых товаров в ходе МФС получат двойной удар: первый – из-за обвала цен на сырьевые товары, второй – из-за краха долгового рынка.

Между тем сами США в результате краха долгового рынка практически не пострадают. Это связано с тремя обстоятельствами. Во-первых, в последние годы дефицит государственного бюджета страны существенно сократился, и есть основания полагать, что при новом президенте США вновь выйдут на профицитный бюджет, как это было при президенте Билле Клинтоне. По данным Минфина США, по итогам завершившегося 30 сентября финансового года дефицит американского госбюджета снизился до самого низкого с 2007 года уровня и составил 438,9 миллиардов долларов, или 2,5% к ВВП. По сравнению с показателями прошлого года дефицит сократился на 9,2%. А по итогам 2014 финансового года дефицит бюджета снизился почти на 29% и составил 483,4 миллиарда долларов, или 2,8% ВВП. Снижению дефицита бюджета способствовало сокращение расходных статей бюджета и повышение собираемости налогов. Напомню, что еще по итогам 2011 финансового года дефицит госбюджета США составлял 1,299 триллиона долларов, а в 2009 году был максимальный дефицит бюджета в истории страны — 1,41 триллиона долларов (9,8% ВВП).

Во-вторых, США уже накопили достаточный запас прочности, чтобы пережить последствия МФС. За время реализации трех программ количественного смягчения на балансе ФРС накопилось ликвидных активов на более чем 3 триллиона долларов, которые можно продать. Кроме того, в ФРС лежат около 3 триллионов депозитов американских и иностранных банков.

Поэтому даже в случае закрытия мировых долговых рынков для США, что очень маловероятно, этих средств хватит, чтобы в течение 13 с лишним лет покрывать дефицит американского госбюджета при его сохранении на нынешнем уровне.

В-третьих, нестабильность на мировых рынках только укрепляет позицию американского доллара, усиливая отток средств из кризисных регионов в экономику и государственные облигации США. Причем, чем сильнее возникший кризис, тем выше спрос на американские долговые бумаги, что сильно снижает их доходность. Поэтому при апокалиптическом сценарии развития МФС процентные ставки по государственным облигациям США могут даже сильно уйти в отрицательную сторону, что принесет дополнительный доход американскому бюджету.

Между тем четвертая волна государственных дефолтов сильно ударит по развитым странам-экспортерам готовой продукции, в частности Германии, Франции и Великобритания, из-за резкого сокращения уровня мировой торговли. Однако независимо от вышеуказанных «категорий» государств-банкротов во всех этих странах последовательно разорятся компании следующих отраслей экономики: сырье, финансовый сектор, ориентированные на экспорт, торговые и транспортные предприятия.

Главная угроза для России не МФС, а политика Центробанка

Несмотря на резкое снижение цен на нефть и антироссийские санкции Запада, Россия в ходе МФС должна пострадать существенно меньше, чем другие страны, сильно зависящие от внешних рынков. Это связано с тем, что, во-первых, из-за девальвации рубля российская экономика и госбюджет постепенно адаптируются к низким нефтяным ценам, а, во-вторых, объем внешнего долга России невысокий и постепенно сокращается. По данным Банка России, общий внешний долг РФ (с учетом госдолга и внешних заимствований российских компаний) сократился в III квартале 2015 года на 34,079 миллиарда долларов (на 6,1%) до 521,61 миллиарда долларов. А сам внешний государственный долг РФ составляет всего 51,5 миллиарда долларов, что даже меньше 10% ВВП. Банк России отмечает снижение спроса российских кредитных учреждений на валютное рефинансирование, а также сокращение задолженности банков по валютному РЕПО.

Однако для России главную угрозу представляют не внешние факторы, в том числе МФС, а политика Центробанка РФ.

По состоянию на 9 октября международные резервы России (МРР), которых часто ошибочно называют золотовалютными резервами ЦБ РФ, составляют 373,8 миллиарда долларов. Однако из-за недальновидной политики руководства Центробанка России эти средства могут испариться в результате МФС.

Дело в том, что значительная часть МРР вложена в долговые облигации европейских стран и США. Официальных данных ЦБ РФ на этот счет нет. Но если судить по статистическим данным ЕС и США, то выясниться, что в долговые бумаги западных стран вложены около 200 миллиардов долларов из МРР. В частности, из этих средств 70 миллиардов долларов инвестированы в государственные облигации США. Однако в результате краха мирового долгового рынка и в случае дальнейшего ухудшения отношений с Западом эти средства могут быть потеряны.

Если отношения между РФ и США будут и дальше обостряться, то Вашингтон просто заморозит российские деньги, вложенные в американские государственные облигации. А остальные средства, вложенные в гособлигации других развитых стран Запада, могут быть потеряны из-за дефолта этих государств в результате МФС.

Правда, Россия продолжает сокращать вложения средств МРР в ценные бумаги правительства США. Но этот процесс идет очень медленно. Это косвенно говорит о том, что Кремль все еще надеется на улучшение отношений с Западом, в том числе с США. Москва, скорее, не хочет переходить «красную черту» в отношениях с США, резко избавляясь от их государственных облигации. Однако если учесть, что мы не наблюдаем никакого смягчения в санкционной политике Вашингтона в отношении Москвы, то надежды Кремля явно не оправданы, и они могут принести многомиллиардные финансовые потери нашей стране. России в санкционной войне с Западом следует вести себя, «как на войне», не забывая о том, что мы имеем дело не с обычным деловым партнером, а геополитическим противником, с которым есть шанс оказаться в состоянии открытого военного конфликта в любой момент.

Тревогу вызывает и состояние золотого запаса России. К 1 сентября запасы монетарного золота в составе МРР достигли 1319 тонн. Стоимость золота в составе МРР выросла в прошлом месяце на 6% до 47,683 миллиарда долларов (13% от совокупной суммы МРР). Однако неясно, какая часть из этих золотых запасов находится в виде чисто физического золота, а какая — в виде золотых сертификатов (расписок), то есть, виртуального золота. Условия современного глобального рынка и, в первую очередь, международных электронных торгов таковы, что для перемены владельца слитка золота необязательно перемещать его физически. Центробанки-покупатели и центробанки-продавцы обычно обмениваются лишь расписками о переходе тех или иных объемов золота из рук в руки, а сам драгоценный металл годами остается в одном и том же помещении. Если часть золотых запасов РФ находится в таких «расписках», то в случае краха финансовых и фондовых рынков ликвидность на товарных рынках резко сократится. А при отсутствии ликвидности многие компании выходят из рынка и тогда что-то купить и продать практически невозможно. Таким образом, российский ЦБ в случае отсутствия ликвидности и остановки электронных торгов эти «золотые расписки» уже не может продать.

Кроме того, на днях Центробанк РФ распространил заявление о том, что он намерен свободные средства Центробанка разместить в российских банках в качестве депозита. Но сегодня банковская система России переживает сильнейший кризис из-за антироссийских санкций Запада и низких цен на нефть.

В случае масштабного банковского кризиса в РФ (это вполне реально, так как прибыли всех российских банков резко снизились) размещенные в отечественных банках средства ЦБ могут быть потеряны. Поэтому российским спецслужбам и финансовому мониторингу следует срочно взять под свой контроль деятельность ЦБ РФ и проверить сохранность и качество МРР, в том числе состояние золотого запаса России.

Мехман Гафарлы, политолог, специально для «Колокола России»

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"