Сомнений нет, от доллара нужно избавляться
Грубейшее злоупотребление долларом в качестве мировой резервной валюты приведёт к тому, что его роль будет ослабляться. Об этом заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. Он выразил уверенность в том, что все больше стран, даже не затронутых санкциями, будут отказываться от доллара. На всякий случай. Ранее первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что доллар становится ненадежной валютой, а потому Россия постепенно от неё отказывается
Вашингтон, Джефферсон и Линкольн вызывают всё меньше трепета у владельцев американских купюр. Экс-президентов США подставили нынешние американские власти. Политика глобального доминирования заставила задуматься иностранных «партнеров» о том, чтобы отказаться от доллара. Лишённые адекватности действия политических элит Вашингтона всё больше убеждают остальной мир в том, что «гринбэки» – валюта ненадёжная. Сегодня под горячую руку попала Россия, завтра – Китай, послезавтра Иран, а там и до европейских друзей очередь дойдёт.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: грубейшее злоупотребление долларом в качестве мировой резервной валюты приведёт к тому, что его роль будет ослабляться. Что же касается антироссийских санкций США, то они не имеют под собой законных оснований, противоречат принципам мировой торговли и нарушают запрет ООН на односторонние меры экономического принуждения.
Лавров напомнил, что «используются методы санкций, угроз, шантажа, диктата. В этих условиях создается впечатление, что некоторые наши западные партнеры утратили культуру дипломатии».
«К вопросу о том, как мы смотрим на политику ужесточения санкций, - смотрим как на политику нелегитимную, незаконную, продиктованную в решающей степени стремлением доминировать везде и во всем, заказывать музыку в мировых делах без согласования с кем бы то ни было».
Лавров отметил, что «противоправные барьеры», выстроенные США, можно преодолеть, используя национальные валюты во взаиморасчетах. Россия и Иран уже перешли на такой способ оплаты. Таким же образом Москва намерена выстраивать торговые отношения с Китаем и Турцией.
О курсе на дедолларизацию ранее сказал и первый вице-премьер Антон Силуанов. По его словам, политика должна строиться «с учетом тех рисков возможных, которые вытекают из действий американских партнеров».
«Собственно, это уже происходит, - уточнил Силуанов. - Мы существенно уменьшили наши вложения наших резервов в американские активы. Мы все больше и больше налаживаем расчеты не в долларах, а в других валютах. В первую очередь это, конечно, расчеты в национальных валютах, в рублях, в евро в том числе, в китайских юанях и т. д. Это те валюты, которые безопасны, которые не проходят через американские банки».
Елей в речах первого вице-премьера Силуанова, конечно, слуху приятен, однако вызывает некоторый диссонанс в сознании думающих экспертов. В проектировках Министерства финансов на ближайшие три года на покупку иностранной валюты, в том числе и даже в большей степени доллара, будет направлено 8 триллионов рублей. Ровно столько, сколько требуется на выполнение майского указа президента. Однако вместо того, чтобы сократить объемы валютного шопинга, правительство готовит ряд непопулярных мер, среди которых повышение пенсионного возраста. Из кабмина доносятся сладкие речи о том, что этот шаг приведёт к увеличению жалованья российских стариков. Однако эксперты уверены - основная цель более прозаична.
«Если мы поднимем пенсии, то это приведет к тому, что все больше граждан будет выходить на пенсию, что хорошо с точки зрения человека. А с точки зрения министра финансов - это катастрофа. С точки зрения министра финансов, пенсионный возраст должен быть ровно таким, чтобы человек пенсии потом не требовал, поскольку он будет уходить в мир иной», - предупреждает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.
Чтобы не допустить ухода в мир иной суверенитета России, нужно укреплять отечественную экономику изнутри, говорят эксперты, - в том числе через уход от долларизации. В настоящее время страна фактически беспомощна перед мировой финансовой системой. Каждый «чих» из Вашингтона колеблет национальную валюту.
«Это реакция на абсолютную неадекватность. Это абсолютная беспомощность российского государства. В Америке ребята поговорили, минус 5% стоимости национальной валюты», - уточнил экономист Михаил Делягин.
Однако колебание курсов валют – не самая большая опасность. Пока Россия зависит от доллара, Вашингтон может в любой момент заблокировать неугодную операцию. Все долларовые транзакции проходят через американскую банковскую систему. Впрочем, договориться с западными торговыми партнерами о переходе на расчёт в национальных валютах, в тех же рублях, будет непросто, говорят эксперты.
Ярослав Кабаков, заместитель гендиректора ГК "ФИНАМ" объяснил: «Наша торговля строится на экспорте сырья, и навязывать расчеты в рублях будет достаточно сложно. Другой вопрос – про какие страны конкретно идёт речь. Если это наше ближайшее окружение – непосредственно страны таможенного союза, страны СНГ, то с высокой долей вероятности консенсус может быть достигнут для того, чтобы снизить доллар в расчетах. Но, если мы говорим про наших основных контрагентов по поставкам, в первую очередь сырья, то, я думаю, нам будет очень сложно это сделать. Убедить будет практически невозможно».
«Можно принимать какие-то пакеты мер, которые зависят от нас. Но всё равно наши контрагенты за рубежом должны тоже как-то оценивать свои риски и свои предпочтения и, безусловно, далеко не все страны готовы перейти на взаиморасчеты в других валютах», - считает Павел Самиев, управляющий директор Независимого национального рейтингового агентства.
В необходимости снизить зависимость российской экономики от американского доллара никто уже не сомневается. Однако это потребует ювелирной работы не только на экономических, но и на политических площадках. В защите национального суверенитета заинтересованы не только Россия, но и многие зарубежные партнеры. Например, Турция. На этой неделе Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что Анкара готова перейти на торговлю с партнёрами, в числе которых Россия, на национальные валюты.