Внешнеполитическая мощь и экономический кризис
На декабрьской встрече в Музее современной истории России приглашенные эксперты и студенты московских вузов обсуждали самые резонансные события 2015 года. Различные опросы общественного мнения россиян показывают, что в тройку таковых вошли (в порядке уменьшения значимости): антитеррористическая операция ВКС в Сирии, конфликт между Россией и Турцией, а также кризисная ситуация на востоке Украины.
Примечательно, что по сравнению с 2014 годом повестка дня целиком занята внешней политикой – 12 месяцев назад на первом месте был украинский кризис, на втором – возвращение Крыма в состав России, а на третьем – Олимпиада в Сочи. Но за событиями, отмеченными российским народом, спрятались не менее важные цифры, о которых рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
«Назову три ключевых показателя по итогам года: 4% – уровень, на который наш ВВП должен сократиться в 2015 году по прогнозам Минэкономразвития; 10% – на эту величину сократились реальные доходы россиян в уходящем году; и последняя цифра – 86% – таков рекордный среднегодовой рейтинг одобрения россиянами действий Владимира Путина как главы государства.
Несмотря на то, что российская экономика в кризисе, и это уже отразилось на наших кошельках, позиции национального лидера демонстрируют сверхустойчивость. Попробуем объяснить этот парадокс. Вероятно, ответ надо искать в повестке этого года. Главный кризис, который сегодня развивается, не внутренний, а внешний – противостояние между Россией и Западом – так считают россияне. Граждане концентрируются на том, что проблемы внешней политики неизмеримо важнее и острее, чем внутриэкономические. В каком-то смысле это коррелирует с пирамидой ценностей Маслоу – потребностью второго порядка там является безопасность (как личная, так и в рамках государства). В этом году именно безопасность неоднократно ставилась под сомнение – Россия балансировала на грани конфликта с НАТО и вступила в открытое противостояние с исламскими фундаменталистами. Когда призрак большой войны обретает плоть и кровь, когда поднимаются вопросы такого уровня, это заставляет по-другому взглянуть на экономические сложности, которые отходят на десятый план. Именно поэтому россияне доверяют президенты РФ Владимиру Путину, надеются на него. Он воспринимается населением как человек дальновидный, опытный, как настоящий стратег, который все рассчитывает на много ходов вперед», – отметил Валерий Федоров.
Когда решаются вопросы изменения мирового порядка, внутренняя политика страны действительно кажется делом менее важным. Но заметим, что все относительно – когда в кошельке не хватает денег на привычный набор продуктов, начинает страдать уже самая первая ступень той самой пирамиды Маслоу, связанная с потребностью человека в пище. В следующем году политический календарь все-таки вынуждает обратить внимание на внутреннюю повестку дня – нас ждут выборы в Госдуму. А венцом нового избирательного цикла будут выборы президента в 2018 году. Поэтому следует ожидать, что все партии, готовые активно бороться за голоса избирателей, попытаются предложить что-то новое в экономической повестке дня. Ситуация просто обязывает ту же «Единую Россию» сделать ставку на суверенную экономику в своей предвыборной программе. А если таковая будет заявлена, то после возможной победы на выборах ее придется реализовывать – здесь избиратель обмана не потерпит.
С другой стороны, та же статистика показывает, что предвыборные дебаты претендентов на депутатские кресла последнее время народ особо не увлекают. Так что глобальные геополитические события и участие в них России. наверняка, по-прежнему будут в топе наших интересов.
О том, что подход исполнительной власти к экономике пора менять, упомянул другой гость «Тверской-XXI» – главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.
«Главная проблема нашей экономики в том, что она не справляется с внутренними вызовами. Принято объяснять эту беду санкциями и подъемом цен на нефть, но такое объяснение – жалкое. Фактически наша экономика не росла ни в 2013, ни в 2014 году, а в 2015 она очень резко упала. Сегодня мы находимся на уровне 2007 года. Надо отдавать себе отчет в том, что это длительная депрессия – восемь лет без роста. Если бы ВВП рос прежними темпами – до 7% в год, то сейчас мы бы прибавили около 70% к ВВП, а мы вообще вышли на отрицательные показатели.
Недавно министр финансов Силуанов сказал, что к 2018 году президенту придется делать тяжелый выбор – либо повышать налоги, либо сокращать социальные расходы. Тем самым он дал понять, что не ожидает какого-либо экономического роста, даже не рассматривает такой альтернативы. А министр экономразвития Улюкаев заявил, что только через 50 лет мы достигнем того качества роста экономики и уровня жизни, который был у нас в предыдущее десятилетие.
Когда серьезные люди называют такие сроки, нам всем стоит задуматься.
Президент РФ Владимир Путин сказал на последнем заседании правительства высказался жестко – нам необходим экономический рост. То есть, будьте добры отложить отговорки в сторону и начать работать. Это очень серьезная постановка вопроса», – подчеркнул Валерий Фадеев.
В самом деле, стоит задуматься, а нужно ли нам такое правительство? К слову, социальные льготы сокращаются полным ходом уже сейчас – это сполна ощутили на себе получатели различных пособий и бесплатной медицинской помощи. Во всех бюджетных учреждениях – образовательных, медицинских, научных – стало нормой сокращать бесплатные услуги и широко вводить услуги платные. Главное ноу-хау», которое родилось у правительства Дмитрия Медведева в период кризиса – продление пенсионного возраста с 55 до 60 лет по европейским лекалам. Вот и все гениальное завершение некогда бурно обсуждавшейся так называемой пенсионной реформы. Подход у чиновников чисто бухгалтерский – сэкономить кучу денег за счет народа, при этом забота о повышении качества жизни самих пенсионеров явно стоит не в приоритете. Очень скоро нам следует ожидать полной отмены выплат для работающих пенсионеров, на чем постоянно настаивает Минфин. А пока их ждет «подарок» в виде полного отсутствия индексации пенсий в 2016 году. Для всех остальных индексация составит всего 4% при ожидаемой инфляции 8% (при не самом плохом сценарии). Выводы напрашиваются неутешительные…
Глава фонда ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) Дмитрий Бадовский также назвал грядущие выборы в Госдуму главным поводом для смены экономической повестки дня.
«Мы понимаем, что «Единая Россия» идет на выборы во главе с премьер-министром, а ее программа и предложения будут построены, в том числе на оценке действий правительства. Соответственно, если с внешней политикой согласны все основные силы и коалиции, сформировавшиеся вокруг нашего президента, то социально-экономическое пространство остается дискуссионным. Можно рассчитывать, что в результате публичных дискуссий ответственные чиновники сделают соответствующие выводы», – отметил Дмитрий Бадовский.
В ходе дискуссии с участниками площадки автор данного материала задал экспертам вопрос: что надо сделать, чтобы из экономического блока, оказывающего самое сильное влияние на президента, ушли те люди, для которых главной целью является поддержка безостановочного оттока капитала за границу и паразитирование на наших природных ресурсах. Наиболее интересный и развернутый ответ дал Валерий Фадеев.
«Один из способов решения уже был опробован в 30-е годы – посадить в тюрьму или расстрелять самых активных. Вот мне лично такой способ не нравится, боюсь, что тогда в первых рядах окажутся общественно-политические активисты, то есть мы с вами. Машина репрессий не разбирает, кто прав, а то виноват. Поэтому я считаю, что нужно задействовать демократические институты. Если мы считаем, что нужен другой курс, мы должны за это бороться, а не говорить: «Владимир Владимирович, когда вы уберете этих плохих людей?» Они в ответ точно также и про своих оппонентов могут сказать, что это плохие люди.
Оппозиция у нас занимается тем, что тупо борется с властью. Надо не с властью бороться, а менять повестку дня и добиваться принятия серьезных, иногда даже радикальных решений. Известно, что интеллектуальная власть в нашей стране также находится в руках вполне определенной группы людей, проповедующей соответственную внутреннюю политику. Дискуссия с ними чрезвычайно затруднена, но сейчас наша задача – нащупать новые решения.
Любят говорить, что экономикой у нас управляют либералы. Вообще-то либералы налоги не повышают, а снижают. Так что Улюкаева и Кудрина сложно назвать либералами. Надо выйти с ними на прямой диалог и для начала разобраться, какая экономическая политика у нас проводится».
В завершение разговора Дмитрий Бадовский выразил свою надежду на инструменты прямой демократии, к которым относятся регулярно собираемые по важным темам круглые столы, дискуссионные клубы с авторитетными экспертами и, конечно же, общественный контроль. Здесь самым ярким положительным примером остается Общероссийский народный фронт, эффективно использующий прямую связь между обществом и своим лидером – президентом России.
Участники площадки пожелали друг другу успехов и разошлись с надеждой на позитивные перемены и, что самое главное, большим желанием эти перемены приближать. Впрочем, очередная встреча не за горами – произойдет она уже в новом, 2016 году.
Иван Ваганов