Бритью бород в Казахстане нашли обнадеживающую замену
Проблема религиозного экстремизма и радикализма, являющегося питательной средой для терроризма, становится все более серьезной даже в тех регионах постсоветского пространства, что были известны своей веротерпимостью и отсутствием фанатизма.
Одним из таких мест является Казахстан, которому удалось избежать многих тяжких потрясений, обрушившихся на другие бывшие республики, сохранить межнациональный и межконфессиональный мир и стабильность. Однако приверженцы «джихадизма» начали давать о себе знать и здесь. Начиная с 2011 года в республике стали происходить террористические акты, нападения на сотрудников правоохранительных органов и представителей власти. А в июне 2016 года вооружённая группа «джихадистов» напала на два оружейных магазина, воинскую часть и пост полиции в Актобе. В результате этих действий погибло семь человек, 38 пострадали. Спустя всего месяц террористическая группа атаковала Алматы. В нескольких местах южной столицы Казахстана произошла стрельба, в результате которой погибло несколько сотрудников полиции.
Все это показало необходимость серьезной и планомерной борьбы не только с террористическим подпольем, но и с проповедниками радикального исламизма, а также с салафитскими (или вахабитскими) общинами, выступающими в роли вербовочных и подготовительных структур для группировок террористов.
Столкнувшись с новыми вызовами и угрозами, казахстанские власти допустили довольно распространенную ошибку, начав бороться с внешними атрибутами ваххабизма, такими как характерная борода или некоторые элементы одежды, используемые «мирными» салафитами (находящиеся на нелегальном положении террористы и экстремисты стараются не привлекать к себе внимание). Как показывает практика, подобные методы не слишком эффективны, поскольку озлобляют приверженцев радикального ислама и как бы подталкивают их к более жесткому противостоянию с государством, якобы преследующим верующих, как уверяют эмиссары экстремистских течений.
Но проблема заключалась в том, что для не слишком искушенных в вопросах исламского вероучения властей и правоохранителей внешние признаки были чуть ли не единственным идентификатором уклонения от традиционного ислама. При этом некоторые имамы, как правило, обучавшиеся в Саудовской Аравии, или в иных центрах ваххабизма, проповедовали радикальный исламизм не в подпольных молельнях, а во вполне официальных мечетях, подчиняющихся Духовному управлению мусульман. То есть, получалось так, что человек приходящий вроде как в традиционную мечеть, становился объектом воздействия проповедников экстремизма.
И в этой ситуации борьба с бородами напоминала лечение симптомов. Ситуация усугубляется тем, что в исламе, в отличие от христианства, нет жестких канонов, позволяющих легко отличить традиционные направления от нетрадиционных.
И в этом смысле республиканские власти предприняли шаг, который в случае его успеха может значительно облегчить выполнение задач по противодействию экстремизму. На днях министр по делам религий и гражданского общества РК Нурлан Ермекбаев сообщил, что обряды во всех мечетях Казахстана будут проводиться одинаково, по единым стандартам. «По нашей рекомендации Духовному управлению мусульман Казахстана (ДУМК) разработаны и введены единые правила проведения (обрядов) в мечетях. В последнее время участились жалобы на то, что одни и те же обряды в регионах имамами отправляются по-разному. Поэтому мы рекомендовали ДУМК унифицировать часть обрядов и сейчас этот процесс идет», — сказал Ермекбаев на правительственном часе в республиканском парламенте.
Он также рассказал, что ДУМК намерено уделить повышенное внимание миссионерской деятельности, нацеленной на противодействие экстремистам и радикалам.
«Широкая разъяснительная работа проводится в основном среди верующих и в культовых зданиях. Совместно с руководством духовного управления мусульман Казахстана сформирован пул квалифицированных имамов. Они ориентированы на ведение адресной работы с представителями деструктивных течений», — отметил министр, также указав, что ученые-религиоведы разработают научную основу казахстанской школы исламоведения.
Как мы видим, республиканские власти от компанейщины по «искоренению бород» перешли к серьезной, методичной и планомерной работе. Религия, конечно, это очень сложный и тонкий аспект человеческой жизни, требующий большой осторожности и деликатности.
Однако в случае успеха совместной инициативы министерства по делам религий и гражданского общества и Духовного управления мусульман Казахстана, если она будет принята и поддержана мусульманской уммой республики, можно будет говорить о победе над проповедниками экстремистских течений, по крайней мере, в легальном пространстве. Радикалы окажутся вытесненными из мечети.
Борис Джерелиевский