Как самоутверждается Никол Пашинян
В Армении по обвинению в совершении антиконституционного переворота арестован бывший глава республики Роберт Кочарян. И одновременно инициировано уголовное преследование на том же основании действующего генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) генерал-полковника Юрия Хачатурова.
Речь идёт о событиях начала марта 2008 года, когда после избрания на пост главы государства Сержа Саргсяна сторонники проигравшего кандидата — первого президента Армении Левона Тер-Петросяна — спровоцировали в Ереване массовые беспорядки. При разгоне протестующих десять человек погибли и более двухсот получили ранения.
Приказ на жесткий разгон манифестантов якобы отдал именно Кочарян, руководивший Арменией на тот момент. А генерал Хачатуров, который занимал тогда должность коменданта ереванского гарнизона, непосредственно командовал силовиками.
В субботу суд общей юрисдикции Еревана в административном районе Шенгавит принял решение арестовать экс-президента на срок два месяца. Хачатурова после предъявления аналогичного обвинения обещали отпустить под залог в 5 млн. драмов (около 11 тыс. долларов). Однако в любом случае это решение не делает ситуацию менее скандальной. Поскольку обоим высокопоставленным политикам грозит до пятнадцати лет тюрьмы.
Мало того, официальный Ереван уже предложил международным партнерам начать процесс замены генсека ОДКБ (в эту организацию кроме Армении входят еще Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), объясняя все случившееся с Хачатуровым внутриармянскими делами.
«Это строго внутренний правовой процесс, (в ходе которого) гражданин Армении вовлечен в уголовное дело в Армении. В то же время, принимая во внимание важность обеспечения репутации ОДКБ, Армения предложила странам-членам организации начать процесс замены генсека», — заявил пресс-секретарь МИД республики Тигран Балаян. Он подчеркнул, что «официальный Ереван привержен укреплению ОДКБ и продолжит активную работу в этом направлении».
Российское внешнеполитическое ведомство, которое, по словам замминистра иностранных дел Григория Карасина, «внимательно следит» за ситуацией, со своей стороны, напомнило армянским коллегам, что «в соответствии с правилами процедуры ОДКБ именно армянская сторона должна официально инициировать отзыв своего гражданина с поста генерального секретаря ОДКБ, если решение о таком отзыве было принято в Ереване».
Вопрос в том, какие на самом деле цели преследует новое руководство Армении, нагнетая сейчас весь этот скандал вокруг человека, который возглавляет военно-политический союз, созданный фактически по инициативе России? И зачем Ереван действует так демонстративно?
— Новый премьер Никол Пашинян таким образом самоутверждается, — комментирует ситуацию заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Формально, конечно, он может объяснять это выполнением неких своих предвыборных обязательств. Но нарушает закон. И это создает определённый прецедент. Потому что в соответствии с конституцией Республики Армения нельзя было арестовывать бывшего президента Роберта Кочаряна. Противоречат эти действия и ряду других армянских законов, в частности, закону о чрезвычайном положении 2012 года, который, кстати говоря, в Европе был поддержан.
Предпринимая подобные шаги, пытаясь покрепче взять власть в свои руки, Пашинян лишь расшатывает внутреннюю ситуацию в стране. Потому что не только представители Республиканской партии, но и представители партии Дашнакцутюн не одобряют подобные действия. Никто не возражает против наведения порядка, но надо это осуществлять в рамках закона.
Что касается ареста действующего генерального секретаря ОДКБ, это просто нонсенс. Потому что если, например, к нему есть какие-то претензии, то их надо было согласовать хотя бы с Российской Федерацией. А мы даже не знаем, насколько претензии к генсеку обоснованы. Развитие ситуации идет по скандальному сценарию.
Можно было бы подумать, что у нынешнего руководства Армении просто нет политического опыта — что, к слову, полностью соответствует действительности, — если бы с подобным мы уже не сталкивались.
Можно вспомнить, например, инцидент с военнослужащими 102-й российской военной базы в Гюмри, произошедший совсем недавно, 17 июля, в регионе Артик. Фактически там ничего страшного не произошло. В рамках учений разведчики случайно зашли на территорию армянского села Паник, где имитировали атаку на колонну военной техники, напугав местных жителей стрельбой холостыми патронами. Российская сторона всячески пыталась ситуацию сгладить. Были встречи командующего 102-й базой и и.о. посла РФ с министром обороны Армении. В Ереван прилетал замкомандующего нашим Южным военным округом. Но за этим с армянской стороны почему-то последовали заявления, что нужно пересмотреть условия базирования российских войск на территории Армении. Хотя срок действия договора о базе продлен до 2044 года.
То есть, речь уже зашла об изменении статуса российской базы. И что вообще непонятно — одновременно почему-то возник вопрос и о российских пограничниках, которые охраняют армяно-турецкую границу.
На самом деле, наша военная база в Гюмри не предназначена для обороны Нагорного Карабаха, как, возможно, считают некоторые в Ереване. Но она является гарантом суверенитета Республики Армении в условиях мощнейшего давления со стороны Турции.
Поэтому такого рода действия в России вызывают, как минимум, недоумение. Прежде всего — сама манера поведения армянских партнеров.
— Возможно, у них претензии и к ОДКБ?
— Хочу напомнить, что несколько государств-членов ОДКБ очень возражали против назначения представителя Армении на эту должность. В частности — Казахстан. И в течение довольно длительного времени генерального секретаря в ОДКБ вообще не было, был исполняющий обязанности.
Хачатурова назначили с большим трудом только в 2017 года. И вот теперь власти Армении обвиняют его, по сути, в госперевороте. Хотя Хачатуров тогда, как человек в погонах, лишь следовал приказу вышестоящего командования. То есть, выполнял служебные обязанности…
Такого рода действия — односторонние, далеко не всегда мотивированные, которые противоречат действующей Конституции Армении — вызывают у России сожаление, как минимум. И это происходит на фоне визита Пашиняна в Брюссель на саммит НАТО, где он упрекает страны Североатлантического альянса в том, что те оказывают политическую поддержку Армении, но не оказывают ей должной материальной поддержки.
Посмотрите, насколько тесно развивается сотрудничество Армении с НАТО.
— После этой поездки премьер Армении дал интервью, в котором сказал, что сотрудничество с западным блоком будет продолжено, но вступать в НАТО его страна не собирается. Он пытается усидеть на двух стульях сразу?
— На двух стульях пытался усидеть Саргсян. А Пашинян фактически активизировал движение на Запад.
Я напомню, что Армения является членом ЕврАзЭС. Но при этом имеет — пусть и усеченное — соглашение об ассоциации с ЕС. Армения является членом ОДКБ. И в то же время тесно сотрудничает с НАТО. И более всего — с США.
Американское посольство в Армении является самым крупным посольством на Южном Кавказе. Его территория допускает размещение на ней порядка двух тысяч американских военнослужащих.
Армения, видимо, хочет в рамках политики комплементарности (комлементарность предполагает дополнение) несколько изменить свою позицию на международной арене. При Саргсяне основной вектор (российский) дополнялся западным. Т. е. Саргсян, как вы верно сказали, сидел на двух стульях. А Никол Пашинян хочет пересесть, главным образом, на западный стул. Но при этом получать от России определенные преференции: дешевый природный газ, оружие на льготных условиях и т. д. И чтоб Россия защищала Армению, обеспечивала ей безопасность от Турции.
То есть, он хочет быть на Западе, однако при этом все получать от России в прежних объемах. И хочет, чтобы Россия его поддерживала.
Но если ты хочешь, чтобы тебя поддерживал Запад, тогда пусть тебя Запад защищает и в зоне Нагорного Карабаха. Пусть заботится о твоей безопасности от Турции — государства-члена НАТО. Пусть этим тогда занимаются твои западные партнеры, если ты так уж настроен на все более тесное сотрудничество с Западом.
Но если ты нарушаешь собственную Конституцию, арестовываешь бывшего президента, ты должен понимать, что можешь оказаться следующим. Любой инцидент может быть повторен.
Если Пашинян смог отстранить от власти путем давления Сержа Саргсяна, то не возникнет ли в будущем такая ситуация, которая аналогично обернется против него? Он может получить тот же бумеранг, когда выяснится, что не борется с олигархами, а просто меняет одних олигархов на других.
— Но какие последствия политика Пашиняна будет иметь для нас и для ОДКБ, в частности?
— За будущее Организации Договора о коллективной безопасности переживать, я думаю, не стоит. Пусть Армения о себе больше заботиться. И о собственной безопасности.
Да, любые подобные действия у нас вызывают удивление, мягко говоря. Потому что люди руководят Арменией всего несколько месяцев, а за это время успели столько уже наворотить, что у меня, например, возникает вопрос: они вообще понимают, в каких условиях находятся? Что Азербайджан открыто готовится к возобновлению боевых действий в Карабахе? Что для этого меняет собственное законодательство? Что чрезвычайно обостряется ситуация в зоне Нахичевани? Причем, все более активно туда вовлекается Турция.
И вот в условиях, когда на границах Армении ситуация ухудшается, нынешнее руководство, по сути, проводит политику на обострение отношений с РФ. Я не вижу здесь никакой логики.
— А наша база в Гюмри? Что будет с нею?
— При нынешнем армянском руководителе понятно, что никто никаких гарантий дать не может. Что люди, которые пришли сейчас к власти, все поголовно — западной ориентации. Причем, движение на Запад они ускоряют. Их понятие комплементарности подразумевает не дополнение России Западом, а дополнение Запада Россией. Но в этом случае Россия, как суверенное государство, имеет право вести себя с Арменией так, как считает нужным.
Поэтому о последствиях должны думать не мы. Потому что даже если представить (я рассуждаю гипотетически), что базу мы выведем, Россия это переживет. Другой вопрос: переживет ли это Армения? Об этом идет разговор.
Ее руководители должны больше думать не о нас, а о собственной безопасности. В противном случае страну ждут очень серьезные проблемы. Вплоть до возможности потери, например, Нагорного Карабаха. Потому что если кто-то считает, что зону безопасности можно сдать и при этом сохранить Нагорный Карабах, я, как военный эксперт, в этом глубоко сомневаюсь. Считаю, что за сдачей зоны безопасности может последовать сдача Нагорного Карабаха в целом.
Поэтому здесь не стоит драматизировать — эти проблемы не российские. А вот Армения сама себе создает проблемы чрезвычайно серьезные, последствия которых сейчас даже трудно предсказать.
Но если им такого рода проблемы нужны, мы все равно не сможем помешать — oни же суверенное государство. Но в Ереване должны представлять себе последствия, которые получат в результате своих шагов.
А в это время
По сообщениям зарубежных СМИ, министр обороны Армении Давид Тоноян в воскресенье, после визита в село Паник и встречи с командованием дислоцированной в Гюмри 102-ой военной базы РФ, заявил, что не исключает: некоторые положения армяно-российского договора о статусе российских погранвойск, дислоцированных на территории Армении, могут быть пересмотрены. «Это не документы, высеченные на камне. И с течением времени возникают проблемы, которые требуют договорно-правовых изменений. И это, конечно, будет сделано», — сказал министр.