Москве следует отказать щедрым предложениям Бишкека
Премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков во время своего визита в Россию обсудил со своим российским коллегой ряд вопросов, которые могут быть весьма интересны нашей стране. Об этом он рассказал в интервью РИА Новости. В частности, разговор шел о том, что в настоящий момент идут переговоры о размещении второй российской военной базы в Киргизии, которая может стать гарантом безопасности не только этой республики, но для обеспечения безопасности не только в Кыргызстане, но и в регионе в целом.
«На уровне соответствующих министерств проводились консультации по этому вопросу. Но пока у нас нет окончательного решения с обеих сторон. Еще ведутся переговоры по этому поводу», — уточнил глава кабинета министра Киргизии, дав понять, что инициатива в этом вопросе проистекает от Бишкека.
Между прочим, еще минувшим летом президент Киргизии выступал против увеличения численности российского воинского контингента на уже имеющейся воинской базе в Канте.
«По базе был у нас разговор. Мы согласны на то, чтобы Кантскую авиабазу осовременить, поставить новое вооружение. Но численность ее увеличивать, укреплять - какой смысл? От кого защищать Бишкек? Нам надо границу Баткенской области с Таджикистаном укреплять - это было бы реально. У меня есть нехорошие предчувствия по Афганистану, удержится ли Таджикистан? Мы, конечно, будем помогать Таджикистану, совместные учения проводить, но береженого бог бережет. На какие-то другие варианты Кыргызстан не пойдет», - сообщил Алмазбек Атамбаев на пресс-конференции посвященной итогам переговоров в Москве с Владимиром Путиным.
В сказанном тогда киргизским лидером можно усмотреть опасение того, что российские военные смогут каким-то образом влиять на политическую жизнь Киргизии, если их количество возрастет. Судя по всему, сегодня эти тревоги уже неактуальны.
Кроме вопроса о базе, Сапар Исаков, коснулся еще одной, довольно непростой темы. Помимо всего прочего он заявил, что Бишкек мог бы «рассмотреть возможность направления контрактников» в Сирию, для обеспечения безопасности в зонах деэскалации.
Отметим, что ранее этот вопрос эксперты сочли «закрытым». Его история такова: минувшим летом представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что российская сторона выдвинула предложение направить в зоны деэскалации в Сирии военных из Киргизии и Казахстана.
Чуть позже глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов подтвердил факт того, что Россия ведет переговоры с этими двумя странами по отправке их военных в Сирию.
Однако президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что этот вопрос даже не поднимался во время государственного визита в РФ, и для него вообще удивительно, что эта тема обсуждается.
«Во время переговоров этот вопрос не обсуждался, я был очень удивлен, когда его начали муссировать», – заявил Атамбаева, впрочем, начав его обсуждать. Он, помимо всего прочего, назвал его крайне «непростым», увязав его с решением наднациональных структур.
«Если действительно этот вопрос будет обсуждаться, то нужно единогласное решение всех стран ОДКБ, резолюция ООН», – отметил он, добавив, что шансы на это невелики. «Вы знаете, как там относятся ко всем инициативам России, пытаются их заблокировать», - констатировал президент Киргизии, и окончательно сняв с себя ответственность, заявил, что в самой республике вопрос отправки военных в Сирию «должен решать парламент». «Если когда-нибудь, наверное уже не при моем президентстве, такой вопрос возникнет, то Кыргызстан должен отправлять не регулярные какие-то части и соединения. Если будут желающие из кадровых военных, которые хотят набраться опыта, заработать, думаю, что это возможно», – сказал он.
Примечательно, что киргизский парламент немедленно «отфутболил» вопрос об ответственности за принятие решения назад Атамбаеву. Председатель парламента Киргизии Чыныбай Турсунбеков заявил, что власти и народные избранники страны полностью поддерживают позицию президента по возможной отправке киргизских военных в Сирийскую республику.
Между тем, все эти логические построения киргизского лидера означали всего лишь вежливую форму отказа Москве, поскольку на самом деле для направления контингента в Сирию более чем достаточно официальной просьбы Дамаска – ни ООН, ни ОДКБ здесь не при чем.
Но, как бы то ни было, этот вопрос в Москве сочли закрытым. Но вот теперь о нем вновь начинает говорить киргизский премьер, отчетливо давая понять, что, при определенных условиях в этом направлении возможен прогресс.
С чего это такая невиданная щедрость – и базу тебе, и миротворцев–контрактников? Можно не сомневаться, что причина этого одна – приближаются выборы, в исходе которых нынешняя власть не уверена.
Напомним, что в президентских выборах 15 октября будут участвовать 12 человек, но основная схватка разыграется между Омурбеком Бабановым и ставленником действующего главы республики Сооронбаем Жээнбековым. Есть все основания полагать, что Бабанов значительно опережает своего соперника, несмотря на задействованный административный ресурс. Ситуация осложняется тем, что по некоторым данным, ставку на Бабанова сделали соседние Казахстан и Узбекистан.
И в этой ситуации властной группировке крайне необходима поддержка Москвы, которая подчеркнуто сохраняет нейтралитет, публично не высказывая симпатии ни к одному из участников избирательной кампании.
Отметим, что предвыборная гонка приобрела особый драматизм после того, как был арестован один из сторонников Бабанова – депутат парламента Канатбек Исаев по обвинению в подготовке государственного переворота. Возможно, что таким образом соперники Бабанова пытались подтолкнуть его к резким шагам, которые могли бы дать основание для его снятия с предвыборной гонки. Однако выдержка кандидата в президенты его не подвела, вместо обвинения властей в произволе, он списал все на происки «третьей силы», которая хочет поссорить его с Атамбаевым. Так что данный шаг вряд ли стал успешным для противников Бабанова.
Встает вопрос: стоят ли посулы Исакова того, чтобы Москва отчетливо выступила на стороне не слишком популярного кандидата?
Обратим внимания на то, что обещания прозвучали достаточно расплывчато, неконкретно, полунамеками. Времени для того чтобы сделать хотя бы первые шаги к их реализации до начала выборов уже не остается. Ну, а после выборов их исполнение можно оттягивать и забалтывать, ссылаясь на ООН, парламент и так далее. Кроме того, даже официальная поддержка Москвой Жээнбекова может не обеспечить его победу. Так что, вероятно, разумнее будет оставаться над схваткой.
Борис Джерелиевский