Нагорный Карабах и Армения продемонстрировали «разногласия»
Глава внешнеполитического ведомства Армении Эдвард Налбандян, выступая на панельной дискуссии в рамках Всеармянского форума «Армения-диаспора» в Ереване заявил, что не исключает возможности возвращения Азербайджану части территорий вокруг Нагорного Карабаха, так называемого «пояса безопасности».
«Речь идет о тех территориях, которые в плане безопасности не будут угрожать Карабаху», — сказал Налбандян, добавив, что иных подробностей сообщить не может. «В противном случае переговоры провалятся», — отметил Налбандян.
Напомним, что «зона безопасности» НКР охватывает территорию Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского, Зангеланского, Агдамского, Физулинского районов Азербайджанской ССР, общей площадью — 7634 кв. км. Территории были заняты ВС НКР в ходе боевых действий 1992-93 годов. По внешнему периметру пояса проходит линия непосредственного соприкосновения вооружённых сил НКР и Азербайджана.
Армянская сторона и ранее допускала возможность компромисса, в том числе и в виде территориальных уступок по формуле «территории в обмен на статус». То есть территории «пояса безопасности», кроме Лачинского коридора (связующего НКР и Армению), возвращаются под контроль Азербайджана в обмен на признание последним независимости НКР и предоставлением ей гарантий безопасности.
Однако в качестве оппонента главе МИД Армении выступил его коллега из НКР. Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Карен Мирзоян заявил, что Степанакерт категорически не допускает передачи Азербайджану территорий, ныне находящихся под контролем Арцаха. «Ни одна из территорий республики не может иметь иного статуса, чем тот, который сегодня есть», — сказал Мирзоян на том же форуме «Армения-диаспора».
Диаметрально противоположный подход внешнеполитического ведомства НКР к проблеме «равнинных территорий» вызвал изумление участников дискуссии, и Мирзояна прямо спросили, можно ли говорить о разногласиях между Ереваном и Степанакертом по этой проблеме.
Однако прямого ответа на прямой вопрос не последовало.
«Все входящие в состав Республики Арцах земли имеют одинаковый статус и являются ее неотъемлемой частью. Мы в нашей работе руководствуемся именно этим конституционным положением», — сказал глава внешнеполитического ведомства НКР.
Между тем, передача Баку 5 из 7 районов вокруг Нагорного Карабаха зафиксировано в документе, на основе которого и должны вестись переговоры.
Впрочем, представитель НКР в переговорах не участвует, так как Азербайджан не признаёт существование такой стороны конфликта. И интересы Степанакерта на них представляет Ереван. Если к этому прибавить, то, что помощь Армении, практически во всех областях жизни Арцаха является решающей, то даже предположение о возможности разногласий, тем более такого порядка, выглядит весьма странно и неправдоподобно.
К этому можно прибавить то, что разговоры о «формулах урегулирования» носят в настоящий момент скорее «теоретический», нежели практический характер. Ведь в настоящий момент переговоры практически заблокированы благодаря очевидно неадекватной позиции Азербайджана. Баку то пытается свести карабахское урегулирование лишь к выводу армянских войск, то переходит к угрозам возобновить военные действия, то начинает ссылаться на несуществующие документы. Причем требования азербайджанской стороны таковы, как если бы она двадцать лет назад выиграла войну, а не проиграла, потеряв почти 20 процентов территории. Иными словами, в настоящий момент, ни о каком компромиссе, или даже хоть небольшом продвижении в деле политического урегулирования затянувшегося конфликта, речи нет.
Об этом, собственно и сообщили в МИД Армении, комментируя заявление своего шефа, вызвавшего в стране огромный общественный резонанс, и даже обвинения в «предательстве».
Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян вынужден был объяснить армянской общественности, что «никто никаких территорий отдавать не собирается», поскольку отсутствие доверия между сторонами конфликта исключает успех и продвижение в переговорах. А Эдвард Налбандян вообще не сказал ничего принципиально нового.
«Налбандян озвучил то, о чем неоднократно говорилось, в том числе и в заявлениях сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в которых раскрыты элементы урегулирования. Министр отметил два важных момента. Во-первых, коридор между Арменией и Карабахом должен быть максимально надежным и безопасным, чтобы у Азербайджана не было возможности обстреливать его. Во-вторых, если речь идет о территориальных уступках, то опять таки с учетом полноценного обеспечения безопасности Арцаха», — сказал Кочерян.
В свете всего этого, «пикировку» между министрами иностранных дел двух армянских государств, можно объяснить стремлением продемонстрировать самостоятельность НКР, в том числе и в таких ключевых вопросах (не имеющих пока, правда, особого значения, из-за упрямства Баку).
А вот каковы ближайшие перспективы развития ситуации вокруг НКР не в теоретическом, а сугубо практическом аспекте? Еще в начале этого года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил на расширенном заседании кабинета министров: «Мы в любое время способны решить вопрос военным путем». Однако одними угрозами дело не ограничивается, Баку стремительно наращивает своей военный потенциал. Приграничные провокации с человеческими жертвами происходят с пугающей регулярностью. В складывающейся обстановке возобновление боевых действий кажется куда более реальным, нежели достижения компромисса между враждующими сторонами.
И на этот случай есть «заготовки» не только у военного ведомства, но и МИД Армении, о чем Эдвард Налбандян не преминул сообщить на форуме, заявив, что в случае возобновления военных действий со стороны Азербайджана, Армения готова признать государственный суверенитет Карабаха.
«Если начнется война, и ее невозможно будет остановить сразу же, то Армения признает Нагорно-Карабахскую Республику. Это значит конец переговорам, со всеми последствиями», — сказал министр. Как мы видим, ситуация вокруг НКР выглядит не слишком обнадеживающей, и перспективы ее развития также не слишком лучезарны.
Борис Джерелиевский